Изучение семантического значения геометрической символики
Содержание
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СИМВОЛА И ЕГО СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1 СУЩНОСТЬ СИМВОЛА ……………………...…………………..........
1.2 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ ………………………………………………………………….
1.3 СИМВОЛ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ……..........
2 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК ДРЕВНЕЙШИЕ
И НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ СИМВОЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
2.1 КРУГ …………………………………………………………………...
2.2 КВАДРАТ ………………………………………………………………
2.3 ТРЕУГОЛЬНИК ……………………………………………………….
2.4 КРЕСТ ……………………………………………………………………
3 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
3.1 КУБИЗМ ………………………………..………………………………
3.2 АБСТРАКЦИОНИЗМ ………………..………………………………..
3.3 СУПРЕМАТИЗМ …………………………….………………………...
4 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСТАНА
4.1 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В КОЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ КАЗАХОВ……………………………………………………………..……..........
4.2 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ …………….……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА ………………………….………………………………….
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Глава 1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА И ЕГО СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1 СУЩНОСТЬ СИМВОЛА
С самых давних времен люди искали всеобщий язык, который сумел бы выразить связь вещей и явлений в окружающем таинственном мире. Эти поиски привели к открытию сначала обобщенных образов, а затем, по мере эволюционного развития, и абстрактных понятий. Такие образы и понятия называются символами (от греч. symbolon - опознавательная примета, знак).
Символ - это знак, имеющий бесконечное множество значений. Это общепринятые буквенные или графические обозначения предметов, явлений, свойств. Под символом понимают как знаковые изображения, так и образы, в
которые заложен кроме поверхностного, первичного, и более глубокий смысл, аналоги, значение. Знаковые символы различны по емкости: одни имеют широкое значение, это так называемые символы символов, другие выполняют функцию метки, конкретного и точного указания.
Символы очень живучи: они - "обломки" былого единства, одного наречия, которым владели люди на ранних стадиях своего развития, до "смешения языков". Православный философ Павел Флоренский говорил о языке символов как языке божественном. От ясности и божественности этого языка рождается язык обряда, священный язык. Он заведует символикой зодчества, ваяния и живописи, равно как и культовыми обрядами и жреческими одеяниями. Символы в обряде, ритуале несут в закодированном виде глубокие знания.
Одни и те же символы существуют во всех древних культурах. И везде они имеют близкие смысловые значения. Это свидетельствует об их общем
происхождении из одного и того же источника. В истории символов уцелело больше, чем в других областях, сведений о той или иной исторической эпохе. Изучение символов позволяет получить информацию о давно прошедших событиях, особенностях того или иного периода.
Часто в литературе путают понятия "символ", "знак", "эмблема". Однако это не синонимы, каждое из них имеет свое, лишь ему свойственное определение, свой особый смысл. Знак - изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию. Эмблематика - наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету. Символ не сводится, как знак, лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Самое очевидное и употребительное толкование не всегда полно и может оказаться всего лишь частью правды.
Наше мышление есть отражение действительности в понятиях или символах, которые если не могут объять всю действительность, то во всяком случае могут вечно приближаться к этому охвату. Мышление вечно стремится к охвату действительности. А всякий символ есть отражение действительности. И символ становится способом переосмысления действительности.
1.2 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Символ не есть лишь чистая внешняя форма, он полон глубокого смысла и не может быть понят без учета религиозных, философских представлений, всего культурного содержания эпохи или общества, к которым этот символ принадлежит. Символ - это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам. За символом стоит разгадка человеческой психики, ее
сознательных и бессознательных структур, а может и само строение души. Как говорили древние мудрецы, сама Вселенная есть символ и сам человек есть символ, а вместе они уподобляли символически человека Вселенной и наоборот.
Древние люди настолько точно выражали символами сущность вещей или явлений, что эти символы практически без изменений дошли до нашего времени. Символы не могли заменить никакие достижения современной цивилизации. Сама мысль и язык самым тесным образом связаны с символизмом. Ведь наша речь выражается на письме буквами, а они есть не что иное как символы. Человек способен познать мир при посредстве языка символов.
Символизм очень четко отражает основной принцип герметизма: "что вверху, то и внизу". Система символов издревле отражала соотношение мира духовного с миром материальным, выражая гармонические связи со Вселенной. Главный закон символизма гласит - реальность высшего порядка может быть представлена реальностью низшего порядка, но обратное невозможно. Всякий же символ есть отражение определенного целого, которое лишь спроецировано в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает, открывая людям священное толкование космических ритмов. Духовное не передаваемо обычными словами, потому его можно передавать только через мифы, сказки, притчи и символы. Истинную символику можно рассматривать как прообраз высшей Реальности.
Итак, символ содержит в себе значение высшего, небесного, которое не только изначально, но вечно. Оно сообщает символу ту силу, которая остается действенной, несмотря на прошествие многих веков. И спустя тысячелетия символ служит проводником той силы, которую он отражал. В символах хранилась определенная информация, поэтому многие из них передавались многие тысячи лет, представляя собой стабильные изображения, не поддающиеся времени. Такие символы имеют универсальную космическую природу. К ним можно отнести изображения, креста, звезды, солнца, спирали, круга.
Вначале символ охраняется лишь узким кругом посвященных, но потом может применяться очень широко. Нередко сокровенный смысл многих символов утрачивается, и он сохраняется только благодаря своему эстетическому достоинству - красоте формы, например, в виде простого орнамента.
Символы нельзя искусственно создать или изобрести, вкладывая в них личное толкование, так как он представляет видимое изображение Высшей Истины, которую и символизирует.
1.3 СИМВОЛЫ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
Многие факты могут стать символизирующими - это и традиции, и ритуал, явления природы, биологические процессы, состояния человеческой души, таинства и откровения. Глубокий символизм может быть заложен в форме святилищ и храмов.
В сложных символических формах большую роль играет не только сочетание элементов друг с другом, но и их расположение и ориентация.
Символ не просто выражает что-то, но он соединяет все уровни реальности, осуществляя взаимосвязь между различными планами бытия, между человеком и Космосом, вследствие чего обладает двойственным характером, который дает ему возможность быть носителем неоднозначного или даже множественного смысла. Тот, кто относится к символу в его буквальном смысле, тот не может постигнуть настоящих истин. Понимает язык символов лишь тот, кто прошел достаточное внутреннее развитие, которое позволяет воспринимать различные уровни бытия, видеть реальность в действительности, а не только в очевидности. Символы пробуждают индивидуальный опыт и одухотворяют его, стимулируя действительное познание мира в его видимости и невидимости. Потому символ может являться при соответствующей подготовке ключом к открытию вселенских тайн.
Знание символики имеет прямое отношение к познанию человеком самого себя. Символика - это одновременно и инструмент познания, и древнейший фундаментальный метод выражения реальности, способный скрыть различные ее аспекты. Неуловимые для прочих средств. Многое в символике стало традиционным и образовало своеобразный международный язык.
Символ представляет собой внешнее выражение или низшее высшей истины, которую олицетворяет, и служит средством сообщения чего-то о реальностях, которые при другом способе сообщения оказались бы затемненными из-за недостаточности нашего языка, или слишком сложны для адекватного выражения. Символ не может быть понят вне своего религиозного, культурного или метафизического контекста, той почвы, на которой он вырос.
Символ - это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам и применяющий его человек. Символ служит не просто эквивалентом
чего-либо, он скрывает в постигаемом предмете нечто существенное, содержит в себе обширное и расширяющее поле возможностей и позволяет воспринять фундаментальную связь различных форм или проявлений.
В древние времена существовала цепь ученичества и учительства. То есть были пресвященные в тайны мистерий, которые открывали новым эти древние сокровенные тайны тех или иных символов. Некоторые тайны вообще передавались только устно. Определенные символы стали логическими формулами, сохраняя лишь свою природу, структуру и содержание. Скрытая реальность открывалась лишь тому, кто сам "вживался" в символ. Подлинный секрет высшей истины до сих пор остается невыразим, так как человеческий язык не способен передать невообразимые духовные понятия. Потому учитель передает ученику не сам секрет, а только его символ и пути духовные, с помощью которых возможно его постижение.
Графическая символика древности, вобравшая в себя архаичные графемы, идеограммы и руны, различные геометрические, зоо- и антропоморфные символы, фактически представляют собой некую целостную знаковую систему.
Ею зафиксированы и переданы грядущими поколениями те ключевые понятия, которые составляют основу мифологического и религиозного миропонимания людей далекого прошлого.
Первоначальной формой духовной культуры человечества остается миф. Мифотворчество представляет собой образно-поэтическое представление действительности и выражает мироощущение и миропонимание этой эпохи. Но познание древнейших мифологических сюжетов, персонажей и представлений оказалось бы неполным, а то и невозможным в принципе без изучения соответствующих графических знаков - различных пиктограмм, символов и орнаментов. Рождавшаяся вместе с пиктографией символика изначально отличалась от нее тем, что не служила для фиксации повествования, сообщения. Ее образовали условные знаки, обозначавшие некие общие идеи. Логический анализ этих символов показывает, что они играли роль магических формул - являлись графически зафиксированными молениями, обращениями к высшим силам. С течением времени менялись культовые представления, и значение символов переосмысливалось. По прошествии тысячелетий забывался и этот их вторичный смысл, но люди по-прежнему продолжали пользоваться этими освященными традицией рисунками. Культовая символика оказалась одним из наиболее стойких элементов культуры.
Все религиозные обряды полны символического значения, без понимания которого они становятся пустым суеверием. Судьбы религии и символов всегда тесно переплетались. Благодаря дошедшей до нас символике мы получаем возможность постигать религиозную и духовную жизнь прошлого и возможности изучения утерянных культур. Религиозная символика была важной частью культуры.
В современном мире идет возрождение интереса к символам. Постоянно изменяются орудия труда, средства производства, жилище, одежда, обычаи и другие формы материальной культуры, но символы сохраняются тысячелетиями. Они претерпевают лишь некоторую трансформацию, но нередко остаются и вовсе без изменений. Во всех известных культурах мы находим следы всеобъемлющего знания, зашифрованного в символах: мы встречаем символы на полуразрушенных камня древних храмов, в ритуалах всех Посвящений, во всех Священных Писаниях. Символический язык - язык универсальный.
Глава 2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК ДРЕВНЕЙШИЕ И НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ СИМВОЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Символы настолько многогранны и эта тема необычайно обширна, что охватить ее полностью не представляется возможным.
Наиболее распространенным и пожалуй, самыми древними являются геометрические символы, которые на протяжении тысячелетий, переходя от одного народа к другому сохраняют свою устойчивость.
Геометрия - символический язык описания пространства, универсальный язык описания мира. Геометрические символы, как класс мифопоэтических знаков, по форме идентичных геометрическим элементам и широко используются в сфере мифологической и религиозной, а равно и более поздней символики и эмблематики. Относительная простота обеспечивала стабильность и точность моделирования мифопоэтических объектов с помощью геометрических символов. Геометрический «код», связанный с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов, служил удобным средством для классификационных целей, в частности для создания универсальных схем, подчёркивающих единство разных сфер бытия. Геометрические символы описывали структуру космоса в вертикальном и горизонтальном аспектах (в отличие от бесструктурного хаоса, никогда не описывающегося с помощью геометрических символов), в пространственном и временном планах, а также образы космоса: земля, страна, город, поселение, дворец, храм, гробница. Геометрические символы определяли границы пространства, членили это пространство на равные или неравные части, были непосредственно связаны с поиском центра мирозданья./1/ Геометрические символы лежали в основе структуры ритуального пространства и формы сакрализованных предметов, а так же являлись основой орнаментов и узоров.
К геометрическим символам, как знакам, семантика которых определяется при их использовании в рамках мифологических и религиозных систем, относятся геометрические фигуры, линии (прямые, кривые, ломаные и некоторые их комбинации), а также тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и т. п.), которые в двухмерном пространстве реализуются как фигуры.
Среди геометрических символов, которые чаще всего встречаются, базовыми и основополагающими являются круг, квадрат, треугольник и крест. Такие символы, как спираль, свастика, ромб и т.д., также распространенные повсеместно, являются уже производными формами от выше перечисленных фигур.
2.1 КРУГ
Круг - вероятно, самый важный и наиболее распространенный геометрический символ, чья форма задается уже внешним видом Солнца и Луны. Круг, согласно взглядам философов платоников и неоплатоников, является совершеннейшей формой: легендарный храм Аполлона у гипербореев описывается круглым, а платоновский город царей "Остров Атлантида" - как система концентрических земляных и водных кругов. В мистических системах бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, абсолют. У круга нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки, и небосвод - также вследствие кругообразных путей звезд вокруг небесного полюса - представляется как круглый купол, поэтому круг соответствует небу и всему духовному. Если его снабдить спицами, он становится символом колеса, который, однако, сверх того выражает динамику - в противоположность неизменности круга./1/
Египетским символом вечности является завязанная кольцом веревка, античным символом - змея (Уроборос), кусающая свой хвост (илл.1). Когда какой-нибудь предмет бросают в воду, возникают концентрические круги; изображения подобного рода, часто встречающиеся в доисторических
мегалитических гробницах, можно толковать как символы погружения в воды смерти, а также, возможно, чудесного спасения из них, в смысле учения о смерти и возрождении. которое символизируется волнообразными кругами или кольцевыми волнами (илл.9). Круг с отмеченным центром является в традиционной астрономии символическим знаком Солнца, в алхимии - знаком соответствующего ему металла - золота. В учениях магии круг несет функцию ограждения от злых духов, которое при церемониях заклинания возникает вокруг мага и через которое нельзя переступить. Символическим контрастом кругу является квадрат, который в противоположность ему обозначает земной мир и материальное. Круг соответствует богу и небу, квадрат - земле и человеку. Поэтому вошедшая в поговорку задача "квадратуры круга", превращение квадрата (чисто геометрическими средствами) в равный по площади круг, означает усилие человека сделать возможным переход своей собственной сущности в сущность божества, т. е. нравственно возвыситься до божественного. Эта неразрешимая обычными геометрическими средствами задача, часто всплывающая в период Ренессанса как аллегория человеческого стремления к "обожествлению", играет также большую роль в алхимической символике. Не вдаваясь в проблему равной площади, кругом и квадратом занимается также Каббала (мистическое течение в иудаизме): круг внутри квадрата понимается как символ божественного "мерцания" внутри материальной оболочки. В христианской иконографии священный свет (нимб) по большей части изображается в виде круга (илл.6,7), а концентрические круги обозначают также первичное творение Бога - "мир", в который человек вводится лишь впоследствии; творец рисует его с помощью циркуля или он появляется намеком в образе руки, которая выводит из центра наружу несколько кругов и продвигает их "трансцендентно" (т. е. выходя за ее пределы) на окружность. У различных индейских групп круг символизирует, например, космический жест "Великого Духа", так как путь Луны и (с точки зрения земного наблюдателя) "путь Солнца" и "движение звезд", а также природное развитие создают круглые формы. Хороводы могут рассматриваться как "танцующие круги". В дзен-буддизме, согласно основополагающему принципу, кpyг означает просветление, совершенство человека (Илл.3). В Европе восприятие космических сфер в кругообразной проекции, входящих друг в друга в виде оболочек, овладевает мировоззрением средневековья и поэтически представлено в "Божественной комедии" Данте в форме кругов ада иерархия ангелов как хранителей сфер овладевает этим огромным миропорядком. ....
ВВЕДЕНИЕ ………………………………………………………………….
1 ПОНЯТИЕ СИМВОЛА И ЕГО СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ
В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1 СУЩНОСТЬ СИМВОЛА ……………………...…………………..........
1.2 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ
ИЗОБРАЖЕНИЙ ………………………………………………………………….
1.3 СИМВОЛ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ ……..........
2 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК ДРЕВНЕЙШИЕ
И НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ СИМВОЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
2.1 КРУГ …………………………………………………………………...
2.2 КВАДРАТ ………………………………………………………………
2.3 ТРЕУГОЛЬНИК ……………………………………………………….
2.4 КРЕСТ ……………………………………………………………………
3 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК ОТРАЖЕНИЕ ФИЛОСОФСКИХ КОНЦЕПЦИЙ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ ХХ ВЕКА
3.1 КУБИЗМ ………………………………..………………………………
3.2 АБСТРАКЦИОНИЗМ ………………..………………………………..
3.3 СУПРЕМАТИЗМ …………………………….………………………...
4 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ КАЗАХСТАНА
4.1 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В КОЧЕВОЙ КУЛЬТУРЕ КАЗАХОВ……………………………………………………………..……..........
4.2 ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ В ТВОРЧЕСТВЕ СОВРЕМЕННЫХ КАЗАХСТАНСКИХ ХУДОЖНИКОВ …………….……………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ……………………………………………………………
ЛИТЕРАТУРА ………………………….………………………………….
ИЛЛЮСТРАЦИИ
Глава 1. ПОНЯТИЕ СИМВОЛА И ЕГО СЕМАНТИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
1.1 СУЩНОСТЬ СИМВОЛА
С самых давних времен люди искали всеобщий язык, который сумел бы выразить связь вещей и явлений в окружающем таинственном мире. Эти поиски привели к открытию сначала обобщенных образов, а затем, по мере эволюционного развития, и абстрактных понятий. Такие образы и понятия называются символами (от греч. symbolon - опознавательная примета, знак).
Символ - это знак, имеющий бесконечное множество значений. Это общепринятые буквенные или графические обозначения предметов, явлений, свойств. Под символом понимают как знаковые изображения, так и образы, в
которые заложен кроме поверхностного, первичного, и более глубокий смысл, аналоги, значение. Знаковые символы различны по емкости: одни имеют широкое значение, это так называемые символы символов, другие выполняют функцию метки, конкретного и точного указания.
Символы очень живучи: они - "обломки" былого единства, одного наречия, которым владели люди на ранних стадиях своего развития, до "смешения языков". Православный философ Павел Флоренский говорил о языке символов как языке божественном. От ясности и божественности этого языка рождается язык обряда, священный язык. Он заведует символикой зодчества, ваяния и живописи, равно как и культовыми обрядами и жреческими одеяниями. Символы в обряде, ритуале несут в закодированном виде глубокие знания.
Одни и те же символы существуют во всех древних культурах. И везде они имеют близкие смысловые значения. Это свидетельствует об их общем
происхождении из одного и того же источника. В истории символов уцелело больше, чем в других областях, сведений о той или иной исторической эпохе. Изучение символов позволяет получить информацию о давно прошедших событиях, особенностях того или иного периода.
Часто в литературе путают понятия "символ", "знак", "эмблема". Однако это не синонимы, каждое из них имеет свое, лишь ему свойственное определение, свой особый смысл. Знак - изображение, имеющее только одно, лишь ему свойственное, узкоспециальное значение. Знак должен как можно лаконичнее и точнее передавать конкретную информацию. Эмблематика - наделение реального предмета (вещи) определенным смыслом, причем не любым, а органически свойственным этому предмету. Символ не сводится, как знак, лишь к простому эквиваленту чего-либо, он имеет множество зачастую противоречивых значений и может быть понят лишь в контексте. Самое очевидное и употребительное толкование не всегда полно и может оказаться всего лишь частью правды.
Наше мышление есть отражение действительности в понятиях или символах, которые если не могут объять всю действительность, то во всяком случае могут вечно приближаться к этому охвату. Мышление вечно стремится к охвату действительности. А всякий символ есть отражение действительности. И символ становится способом переосмысления действительности.
1.2 ФИЛОСОФСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ СИМВОЛИЧЕСКИХ ИЗОБРАЖЕНИЙ
Символ не есть лишь чистая внешняя форма, он полон глубокого смысла и не может быть понят без учета религиозных, философских представлений, всего культурного содержания эпохи или общества, к которым этот символ принадлежит. Символ - это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам. За символом стоит разгадка человеческой психики, ее
сознательных и бессознательных структур, а может и само строение души. Как говорили древние мудрецы, сама Вселенная есть символ и сам человек есть символ, а вместе они уподобляли символически человека Вселенной и наоборот.
Древние люди настолько точно выражали символами сущность вещей или явлений, что эти символы практически без изменений дошли до нашего времени. Символы не могли заменить никакие достижения современной цивилизации. Сама мысль и язык самым тесным образом связаны с символизмом. Ведь наша речь выражается на письме буквами, а они есть не что иное как символы. Человек способен познать мир при посредстве языка символов.
Символизм очень четко отражает основной принцип герметизма: "что вверху, то и внизу". Система символов издревле отражала соотношение мира духовного с миром материальным, выражая гармонические связи со Вселенной. Главный закон символизма гласит - реальность высшего порядка может быть представлена реальностью низшего порядка, но обратное невозможно. Всякий же символ есть отражение определенного целого, которое лишь спроецировано в нем и является хранилищем информации о том, что он изображает, открывая людям священное толкование космических ритмов. Духовное не передаваемо обычными словами, потому его можно передавать только через мифы, сказки, притчи и символы. Истинную символику можно рассматривать как прообраз высшей Реальности.
Итак, символ содержит в себе значение высшего, небесного, которое не только изначально, но вечно. Оно сообщает символу ту силу, которая остается действенной, несмотря на прошествие многих веков. И спустя тысячелетия символ служит проводником той силы, которую он отражал. В символах хранилась определенная информация, поэтому многие из них передавались многие тысячи лет, представляя собой стабильные изображения, не поддающиеся времени. Такие символы имеют универсальную космическую природу. К ним можно отнести изображения, креста, звезды, солнца, спирали, круга.
Вначале символ охраняется лишь узким кругом посвященных, но потом может применяться очень широко. Нередко сокровенный смысл многих символов утрачивается, и он сохраняется только благодаря своему эстетическому достоинству - красоте формы, например, в виде простого орнамента.
Символы нельзя искусственно создать или изобрести, вкладывая в них личное толкование, так как он представляет видимое изображение Высшей Истины, которую и символизирует.
1.3 СИМВОЛЫ КАК СТРУКТУРНЫЙ ЭЛЕМЕНТ КУЛЬТУРЫ
Многие факты могут стать символизирующими - это и традиции, и ритуал, явления природы, биологические процессы, состояния человеческой души, таинства и откровения. Глубокий символизм может быть заложен в форме святилищ и храмов.
В сложных символических формах большую роль играет не только сочетание элементов друг с другом, но и их расположение и ориентация.
Символ не просто выражает что-то, но он соединяет все уровни реальности, осуществляя взаимосвязь между различными планами бытия, между человеком и Космосом, вследствие чего обладает двойственным характером, который дает ему возможность быть носителем неоднозначного или даже множественного смысла. Тот, кто относится к символу в его буквальном смысле, тот не может постигнуть настоящих истин. Понимает язык символов лишь тот, кто прошел достаточное внутреннее развитие, которое позволяет воспринимать различные уровни бытия, видеть реальность в действительности, а не только в очевидности. Символы пробуждают индивидуальный опыт и одухотворяют его, стимулируя действительное познание мира в его видимости и невидимости. Потому символ может являться при соответствующей подготовке ключом к открытию вселенских тайн.
Знание символики имеет прямое отношение к познанию человеком самого себя. Символика - это одновременно и инструмент познания, и древнейший фундаментальный метод выражения реальности, способный скрыть различные ее аспекты. Неуловимые для прочих средств. Многое в символике стало традиционным и образовало своеобразный международный язык.
Символ представляет собой внешнее выражение или низшее высшей истины, которую олицетворяет, и служит средством сообщения чего-то о реальностях, которые при другом способе сообщения оказались бы затемненными из-за недостаточности нашего языка, или слишком сложны для адекватного выражения. Символ не может быть понят вне своего религиозного, культурного или метафизического контекста, той почвы, на которой он вырос.
Символ - это ключ, позволяющий проникнуть в область большую, чем он сам и применяющий его человек. Символ служит не просто эквивалентом
чего-либо, он скрывает в постигаемом предмете нечто существенное, содержит в себе обширное и расширяющее поле возможностей и позволяет воспринять фундаментальную связь различных форм или проявлений.
В древние времена существовала цепь ученичества и учительства. То есть были пресвященные в тайны мистерий, которые открывали новым эти древние сокровенные тайны тех или иных символов. Некоторые тайны вообще передавались только устно. Определенные символы стали логическими формулами, сохраняя лишь свою природу, структуру и содержание. Скрытая реальность открывалась лишь тому, кто сам "вживался" в символ. Подлинный секрет высшей истины до сих пор остается невыразим, так как человеческий язык не способен передать невообразимые духовные понятия. Потому учитель передает ученику не сам секрет, а только его символ и пути духовные, с помощью которых возможно его постижение.
Графическая символика древности, вобравшая в себя архаичные графемы, идеограммы и руны, различные геометрические, зоо- и антропоморфные символы, фактически представляют собой некую целостную знаковую систему.
Ею зафиксированы и переданы грядущими поколениями те ключевые понятия, которые составляют основу мифологического и религиозного миропонимания людей далекого прошлого.
Первоначальной формой духовной культуры человечества остается миф. Мифотворчество представляет собой образно-поэтическое представление действительности и выражает мироощущение и миропонимание этой эпохи. Но познание древнейших мифологических сюжетов, персонажей и представлений оказалось бы неполным, а то и невозможным в принципе без изучения соответствующих графических знаков - различных пиктограмм, символов и орнаментов. Рождавшаяся вместе с пиктографией символика изначально отличалась от нее тем, что не служила для фиксации повествования, сообщения. Ее образовали условные знаки, обозначавшие некие общие идеи. Логический анализ этих символов показывает, что они играли роль магических формул - являлись графически зафиксированными молениями, обращениями к высшим силам. С течением времени менялись культовые представления, и значение символов переосмысливалось. По прошествии тысячелетий забывался и этот их вторичный смысл, но люди по-прежнему продолжали пользоваться этими освященными традицией рисунками. Культовая символика оказалась одним из наиболее стойких элементов культуры.
Все религиозные обряды полны символического значения, без понимания которого они становятся пустым суеверием. Судьбы религии и символов всегда тесно переплетались. Благодаря дошедшей до нас символике мы получаем возможность постигать религиозную и духовную жизнь прошлого и возможности изучения утерянных культур. Религиозная символика была важной частью культуры.
В современном мире идет возрождение интереса к символам. Постоянно изменяются орудия труда, средства производства, жилище, одежда, обычаи и другие формы материальной культуры, но символы сохраняются тысячелетиями. Они претерпевают лишь некоторую трансформацию, но нередко остаются и вовсе без изменений. Во всех известных культурах мы находим следы всеобъемлющего знания, зашифрованного в символах: мы встречаем символы на полуразрушенных камня древних храмов, в ритуалах всех Посвящений, во всех Священных Писаниях. Символический язык - язык универсальный.
Глава 2. ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ СИМВОЛЫ КАК ДРЕВНЕЙШИЕ И НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫЕ СИМВОЛЫ В ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМ ИСКУССТВЕ
Символы настолько многогранны и эта тема необычайно обширна, что охватить ее полностью не представляется возможным.
Наиболее распространенным и пожалуй, самыми древними являются геометрические символы, которые на протяжении тысячелетий, переходя от одного народа к другому сохраняют свою устойчивость.
Геометрия - символический язык описания пространства, универсальный язык описания мира. Геометрические символы, как класс мифопоэтических знаков, по форме идентичных геометрическим элементам и широко используются в сфере мифологической и религиозной, а равно и более поздней символики и эмблематики. Относительная простота обеспечивала стабильность и точность моделирования мифопоэтических объектов с помощью геометрических символов. Геометрический «код», связанный с установкой на идеализацию и унификацию реальных объектов, служил удобным средством для классификационных целей, в частности для создания универсальных схем, подчёркивающих единство разных сфер бытия. Геометрические символы описывали структуру космоса в вертикальном и горизонтальном аспектах (в отличие от бесструктурного хаоса, никогда не описывающегося с помощью геометрических символов), в пространственном и временном планах, а также образы космоса: земля, страна, город, поселение, дворец, храм, гробница. Геометрические символы определяли границы пространства, членили это пространство на равные или неравные части, были непосредственно связаны с поиском центра мирозданья./1/ Геометрические символы лежали в основе структуры ритуального пространства и формы сакрализованных предметов, а так же являлись основой орнаментов и узоров.
К геометрическим символам, как знакам, семантика которых определяется при их использовании в рамках мифологических и религиозных систем, относятся геометрические фигуры, линии (прямые, кривые, ломаные и некоторые их комбинации), а также тела (шар, куб, конус, пирамида, параллелепипед и т. п.), которые в двухмерном пространстве реализуются как фигуры.
Среди геометрических символов, которые чаще всего встречаются, базовыми и основополагающими являются круг, квадрат, треугольник и крест. Такие символы, как спираль, свастика, ромб и т.д., также распространенные повсеместно, являются уже производными формами от выше перечисленных фигур.
2.1 КРУГ
Круг - вероятно, самый важный и наиболее распространенный геометрический символ, чья форма задается уже внешним видом Солнца и Луны. Круг, согласно взглядам философов платоников и неоплатоников, является совершеннейшей формой: легендарный храм Аполлона у гипербореев описывается круглым, а платоновский город царей "Остров Атлантида" - как система концентрических земляных и водных кругов. В мистических системах бог истолковывается как круг с вездесущим центром, чтобы таким образом показать совершенство и непостижимость с помощью человеческих чувств таких понятий, как бесконечность, вечность, абсолют. У круга нельзя увидеть ни начала, ни конца, ни направления, ни ориентировки, и небосвод - также вследствие кругообразных путей звезд вокруг небесного полюса - представляется как круглый купол, поэтому круг соответствует небу и всему духовному. Если его снабдить спицами, он становится символом колеса, который, однако, сверх того выражает динамику - в противоположность неизменности круга./1/
Египетским символом вечности является завязанная кольцом веревка, античным символом - змея (Уроборос), кусающая свой хвост (илл.1). Когда какой-нибудь предмет бросают в воду, возникают концентрические круги; изображения подобного рода, часто встречающиеся в доисторических
мегалитических гробницах, можно толковать как символы погружения в воды смерти, а также, возможно, чудесного спасения из них, в смысле учения о смерти и возрождении. которое символизируется волнообразными кругами или кольцевыми волнами (илл.9). Круг с отмеченным центром является в традиционной астрономии символическим знаком Солнца, в алхимии - знаком соответствующего ему металла - золота. В учениях магии круг несет функцию ограждения от злых духов, которое при церемониях заклинания возникает вокруг мага и через которое нельзя переступить. Символическим контрастом кругу является квадрат, который в противоположность ему обозначает земной мир и материальное. Круг соответствует богу и небу, квадрат - земле и человеку. Поэтому вошедшая в поговорку задача "квадратуры круга", превращение квадрата (чисто геометрическими средствами) в равный по площади круг, означает усилие человека сделать возможным переход своей собственной сущности в сущность божества, т. е. нравственно возвыситься до божественного. Эта неразрешимая обычными геометрическими средствами задача, часто всплывающая в период Ренессанса как аллегория человеческого стремления к "обожествлению", играет также большую роль в алхимической символике. Не вдаваясь в проблему равной площади, кругом и квадратом занимается также Каббала (мистическое течение в иудаизме): круг внутри квадрата понимается как символ божественного "мерцания" внутри материальной оболочки. В христианской иконографии священный свет (нимб) по большей части изображается в виде круга (илл.6,7), а концентрические круги обозначают также первичное творение Бога - "мир", в который человек вводится лишь впоследствии; творец рисует его с помощью циркуля или он появляется намеком в образе руки, которая выводит из центра наружу несколько кругов и продвигает их "трансцендентно" (т. е. выходя за ее пределы) на окружность. У различных индейских групп круг символизирует, например, космический жест "Великого Духа", так как путь Луны и (с точки зрения земного наблюдателя) "путь Солнца" и "движение звезд", а также природное развитие создают круглые формы. Хороводы могут рассматриваться как "танцующие круги". В дзен-буддизме, согласно основополагающему принципу, кpyг означает просветление, совершенство человека (Илл.3). В Европе восприятие космических сфер в кругообразной проекции, входящих друг в друга в виде оболочек, овладевает мировоззрением средневековья и поэтически представлено в "Божественной комедии" Данте в форме кругов ада иерархия ангелов как хранителей сфер овладевает этим огромным миропорядком. ....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать Изучение семантического значения геометрической символики бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые Культурология дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Изучение семантического значения геометрической символики