Поэтика русского постмодернистского романа
Содержание
Введение………………………………………………………………………….3
1Роман как литературный жанр………………………………………………6
2 Поэтика русского постмодернистского романа
2. 1 Постмодернистская поэтика романа Саши Соколова «Школа для дураков»…………………………………………………………………………..20
2.2 Роман Андрея Битова «Пушкинский дом» как произведение постмодернизма……………………………………………………………………
2. 3 Художественное своеобразие романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота».34
Методическая часть Поурочный план-конспект «Реалистический и постмодернистский романы в русской литературе» (11 класс)………………41
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..
1 Роман как литературный жанр
В основе литературного постмодернизма лежат идеи Р. Барта [10], [11], Ж. Батая [12], [13], Ж. Бодрийяра [14], [15], Ж. Делеза [16], [17], [18], [19], Ж. Деррида [20], [21].
Но прежде чем рассматривать постмодернизм, выработает исходные теоретические представления о жанре романа.
Роман как художественно-смысловая система получил обстоятельное изучение в большом количестве трудов (монографий, статей) литературоведов. См., например, основные труды: [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34], [35].
Термин «роман», возникший в ХII веке, успел претерпеть изменения. Коротко рассмотрим эволюцию романа как литературного жанра.
Греческий роман восходит к легендам, псевдоисторическим сюжетам, к эллинистической любовной поэзии. Герои подвергаются многочисленным испытаниям. Бахтин считает героя греческого романа частным лицом во враждебном мире.
Герой греческого романа выступает в качестве предка и средневекового рыцаря, и одинокого героя романа Нового времени, включая маленького человека. Одни из самых известных произведений подобного рода – «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осёл» Апулея, «Сатирикон» Петрония.
Римский роман не завершил своего формирования и сохранил свою связь с минипповой сатирой и новеллистическими циклами. Он является далеким предвосхищением плутовского романа.
Средневековой роман в отличие от античного соотносится с эпико-героической традицией более конкретно. В то же время он глубже проявляет такие черты жанра романа, как описание внутренних конфликтов и развитие героической личности.
В средневековом романе присутствует четко выраженный благородный аспект, который отделен от низкой действительности. Главный герой средневекового романа – рыцарь, который идет на все ради культа своей дамы.
Главный сюжетный исток средневекового романа – это кельтский эпос, сохранившейся в форме богатырской сказке. Французский роман ориентирован на волшебную и героическую сказку: рыцарь с его подвигами напоминает сказочного героя, добывающего принцессу и полцарства.
Переход от сказки к романтическому повествованию происходит под воздействием лирических жанров. Западноевропейский роман был тесно связан с поэзией трубадуров.
Классические форма рыцарского романа развиваются в границах XII – начала XIII века в стихотворной форме. Начиная с XIII века, преобладает прозаический рыцарский роман.
Этот тип романа был тесно связан с традициями рыцарского романа, эти влияния порождают пасторальный роман XV – XVII веков («Аркадия» Я.Саннадзаро, «Диана» Х.Монтемайора, «Галатея» Сервантеса, «Астрея» О. д’Юрфе́). «Астрея» О. д’Юрфе́ – вершина пасторального романа. Этот роман оказал огромное влияние на последующую романистику.
Постепенно развивается прециозный роман (галантно-героический, эпический роман), результат трансформации рыцарского романа и влияние эллинистического романа, прежде всего Геллиодора.
В отличие от рыцарского романа здесь меньше фантастики, он больше тяготеет к истории, но это относительный историзм. Французский прециозный роман послужил основой зарождения аналитического, то есть психологического романа.
Мадлен де Лафайет создала первый западноевропейский аналитический роман «Принцесса Клевская».
Именно этот роман дал толчок развитию жанра романа. Постепенно формируется реалистический тип романа, для которого характерен психологизм.
Человеческая личность получает в литературном произведении художественную форму персонажа. Система и соотношение персонажей в произведении формируют главную сюжетную ситуацию.
Главная сюжетная ситуация заключается в том, что изображаемый мир обязательно предполагает дифференциацию персонажей и выдвижение на первый план двух-трех-четырех героев, чьи судьбы занимают основное внимание автора и воспроизводятся подробно. Они становятся главными действующими лицами в произведении.
Этой проблемой занимались А.Н. Веселовский, Л.Я. Гинзбург, У. Джемс, А.Б. Есин и др.
Психологизм как художественный отображение процессов внутренней жизни в творчестве писателей-реалистов занимает значительное место. Как осознанный эстетический принцип изображения психологизм восходит к эпохе Возрождения; важным этапом в его развитии явилась эпоха резких социально-исторических и идеологических потрясений конца 18 - 1-й пол. 19 вв.
Сентиментализм и романтизм заложили основы развития психологизма во всех родах и жанрах литературы. Предшественниками психологизма в мировой литературе были Ж. Ж. Руссо («Исповедь»), И. В. Гёте («Страдания молодого Вертера»), Ф. Р. Шатобриан («Рене»), Э. П. Сенанкур («Оберман»), Б. Констан («Адольф»).
В литературе критического реализма психологизм получил высокохудожественное и последовательное воплощение. Реализм изображал детерминированный мир, в центре которого находилась система персонажей во всех их основных взаимосвязях.
Человек рассматривался в аспекте своего много стороннего жизнеосуществления:
- морально-нравственного,
- поведенческого,
- мировоззренческого.
Отсюда подробные биографии героев, рисующие их духовное становление, их портреты, психологизм, интерьерные описания и др. Внешний и внутренний мир получает подробное описание.
Основной жанр реализма – роман, в котором нашли выражение упомянутые признаки реализма.
Психологизм – это попытка автора описать чувства художественными средствами. Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны души выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.
В психологизме заключается один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
Психологизм – это стилевая характеристика литературных произведений, в которой подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажей, т. е. их ощущения, мысли, чувства и, возможно, дается тонкий и убедительный психологический анализ душевных явлений и поведения.
Следует отметить, что русской литературе в целом был свойственен онтологический психологизм, а именно – конечное объяснение человека в русской литературе и философии не психологическое, а онтологическое, с учетом божественной первоосновы бытия.
Необходимо дополнить и систематизацию форм психологического анализа и терминологию, предложенную Л. Я. Гинзбург и А. Б. Есиным, которую обычно используют современные исследователи психологического искусства. Введение понятий этического, драматического и лирического психологизма представляется логическим и оправданным
В XX продолжаются традиции критического реализма, создавая социально-бытовые и психологические романы. В то же время, трагические события ХХ века подтвердили сомнения относительно природы самого человека, в котором светлое, разумное начало всё время должно утверждать власть над биологической природой инстинктов.
Природа в глазах человека Нового времени расценивается как первопричина и даже как конечная цель. Здесь, отмечает философ, преклонение перед природой простирается даже до ее обожествления.
Вторым элементом новой картины мира, по Р. Гвардини, является понятие субъективности, которая проявляется в том, что человеку отводился высокий статус в бытии.
Человек рассматривался как нечто первичное, как и природа. Р. Гвардини, говоря о третьем элементе новой картины мира (культуре), сближает все три элемента, утверждая следующее: «Между природой, с одной стороны, и личностью-субъектом, с другой, возникает мир человеческого действия и творчества. Он покоится на этих двух полюсах, но может выступать и самостоятельно – в третьем важном понятии нового времени, в понятии «культура» [36, 139].
В картине нового времени человеку, как уже было отмечено выше, отводится высокий статус. Оснознавая себя как личность, человек считает себя субъектом собственного жизнеосуществления.
Р. Гвардини верно заметил, что для человека этой эпохи мир перестает быть божественным творением и становится «природой». Более того, человек, которого прежние картины мира трактовали как слугу, как раба, послушного воле внешних сил, теперь становится созидателем.
Р. Гвардини отмечает, что на смену картине Нового времени пришло новое мировидение. В этой связи он пишет, что в первой трети прошлого века отношение человека к природе резко меняется. Человек теперь больше не воспринимает природу как нечто гармоничное, он больше не испытывает к ней доверие. Природа теперь представляется человеку начала ХХ века скорее чем-то опасным и ненадёжным.
В изменившейся картине мира существенно трансформировался и статус человека. Человек воспринимается как бесправный объект государственно-административного управления, он «растворяется без остатка в целостных системах и становится простым носителем функций…» [36, 145].
Характерно, что слово «личность» постепенно вытесняется словом «лицо» (Person), которое «указывает не на развитие, а на определение, ограничение, не на нечто богатое и необычайное, а на нечто скромное и простое, что, однако, может быть сохранено и развито в каждом человеческом индивиде » [36, 145].
В новейшее время изменилось и отношение к культуре. Ей больше не доверяют. Человек современной эпохи больше не воспринимает культуру как субстанциальное жизненное пространство и стабильный порядок жизни, что было свойственно человеку Нового времени.
Люди должны остерегаться культуры, уверяет Р. Гвардини, так как «самая ее воля и заданная ею парадигма ложны» [36, 151]. Культура представляет для человека явную угрозу.
Если человек нового времени был уверен, что «увеличение власти есть безусловный «прогресс»: прирост надежности и уверенности, пользы, благосостояния, жизненной силы, насыщения ценностями» [36, 152], то человек новейшего времени убедился в том, что «само развитие культуры создает впечатление, будто власть объективируется; будто она уже, в сущности, вообще не в руках человека, не используется им, но развивается и определяет все совершенно самостоятельно… » [36, 152].
Таким образом, в европейском самосознании в первой трети ХХ века прочно утвердились следующие представления о мире и человеке: если люди XIX века представляли себе внешний мир в целом уютным и гармоничным, то для человека ХХ столетия он есть что-то ненадежное и опасное; в новейшем мировосприятии значительно понизился статус человека: если ранее человек рассматривался как субъект жизни в самых ее различных проявлениях, теперь он бесправный субъект государственного управления, носитель частных функций в глобальных системах.
Имея в виду выявленные выше изменения в умонастроениях людей новейшего времени, необходимо определить два типа мировосприятия, обусловивших романное мышление XIX и ХХ столетий.
Романистика XIX века пребывала в рамках мировосприятия, которое оценивало внешнюю действительность как нечто в целом гармоничное и дружелюбное, а человека наделяло высокими характеристиками, отводя ему место субъекта жизнеосуществления.
А менявшееся уже в начале ХХ столетия представление о миропорядке способствовало формированию нового типа романного мышления, которое изучало новое качество бытия и человека. Разумеется, художественные приемы изображения мира и человека в обновленном романе претерпели трансформацию.
Общеизвестно, что в различных картинах мира выделяются два важнейших компонента: человек и бытие. Интерес к антропологии постоянно растет, что нашло выражение в большом количестве различного рода работ, посвященных этой проблеме.
Стали классическими книги М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [37], М. Бубера «Проблема человека» [38], Э. Канетти «Масса и власть» [39], Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», «Человек и люди»[40], Г.К. Честертона «Вечный человек» [41] и др.
Но, как известно, человек исследуется не только наукой, но и искусством, в связи с чем можно говорить о литературно-художественной антропологии, главным объектом которой выступает человек в его связях с окружающим миром.
Антропологическая детерминация акцентирует, с одной стороны, «общечеловеческие» свойства психики и поведения человека, с другой стороны, индивидуальные, неповторимо-своеобразные черты данной личности, то есть свойства всеобщности и единичности. Разумеется, реальный человеческий характер представляет диалектическое единство социальных и антропологических особенностей.
Но в искусстве, в процессе художественного познания действительности, возможны различные акценты, выдвижение – в разные исторические периоды развития искусства – на первый план тех или иных принципов детерминации.
Необходимо также ввести понятие – «антропологически ориентированный тип романного мышления», основанный на апологии человека, и определяющий доминирование в произведении художественной антропологии, то есть изображенной жизни человека в ее разнообразных проявлениях.
Отмеченный тип художественного мышления организует основные уровни мира романа (персонажную сферу, проблематику, пространственно-временные отношения, авторскую мировоззренческую эмоциональность и др.) и определяет их человековедческую направленность. Главная примета антропологического эстетического мышления – антропоморфные персонажи.
Этот тип персонажей обладает различными аспектами антропологической осуществленности: биографической, характерологической, мировоззренческой и др.
Основные аспекты антропологического произведения (хронотоп, проблематика, мировоззренческая эмоциональность) подчинены задачам многостороннего изображения системы антропоморфных персонажей.
Но не только человек привлекал внимание писателей и поэтов, но и бытие. Как известно, существует отдельная область философии, постигающая бытие, – онтология.
Онтологическое художественное мышление, акцентирующее эстетическую и смысловую самодостаточность бытия, обеспечивает преобладание в произведении литературной онтологии, то есть изображенной внешней реальности в ее разнообразных проявлениях и организует основные уровни мира романа (персонажная сфера, проблематика, пространственно-временные отношения, авторская мировоззренческая эмоциональность и др.), определяя их онтоцентричный характер.
Этот тип романного мышления характеризуется также первостепенным вниманием к глубинным явлениям внешнего мира, способствуя возвращению бытия из забвения, в котором оно пребывало в классической романистике XIX века.
Вследствие чего пространственные образы в онтологическом произведении выступают значительным сюжетно-смысловым конструктом.
Таким образом, на основе преобладания в мире романа определенного предмета изображения (художественной антропологии или художественной онтологии) целесообразно выделить два его типа: антропологически и онтологически ориентированные.
Используя наблюдения за текстами романов XIX века и первой половины ХХ века, целесообразно в целях последующего достаточно адекватного анализа эволюции ведущего эпического жанра в течение указанного времени изложить предварительные соображения о двух типах романа, которые будут уточняться и конкретизироваться в ходе раскрытия темы настоящего исследования.
Отмеченные разновидности главного эпического жанра противостоят друг другу как две художественно-смысловые эстетические системы, отразившие во многом противоположные картины мира: антропоцентричный миропорядок XIX века (антропологический роман) и онтоцентричное мировосприятие начала ХХ века (онтологический роман).
Главный признак классического романа, стержень его поэтики и проблематики – антропоморфный персонаж. Система персонажей является главным источником антропологического начала в романе. Поскольку в романе подобного типа главной художественно-смысловой единицей выступает антропоморфный персонаж, он наделен самыми разнообразными характеристиками.
По сюжетной функции принято выделять главных и второстепенных персонажей, по характерологическим признакам – положительных и отрицательных.
В антропоцентрическом романе этой классификации персонажей уделяется большое внимание, в принципе этот тип романа и строится на основе дифференциации и детализации изображения системы персонажей, так как это главный объект его художественной рефлексии.
Антропоморфный персонаж обычно мыслится как жизнеосуществитель. Реалистическая романистика разработала в совершенстве художественные принципы изображения антропологической данности персонажей, особенно первостепенных.
Среди них наиболее распространенные: всесторонний и глубокий психологический анализ; показ предыстории центральных действующих лиц; их развернутая и поэтапная биографическая история; финальная завершенность их судьбы как итог их духовного развития.
Сюда же можно отнести портреты персонажей. Их отличительная черта – развернутый психологизированный характер. Подробно также воссоздается внешний вид героев. Различные типы портретов рисуют внешний облик персонажей и отражают оттенки и этапы их внутренней жизни.
Подробные, психологически выдержанные портреты являются одним из распространенных средств изображения антропоморфных персонажей.
Антропоцентричность романа может выражаться и в характере его идейно-проблематического содержания. В этом случае человек рассматривается как доминирующая единица бытия, как субъект жизнеосуществления.
В реалистическом романе выделяются две неравноправные в художественно-смысловом отношении единицы: доминирующий антропоморфный персонаж и хронотоп, выполняющий подчиненную функцию, иллюстрируя этапы обретения действующими лицами антропологической определенности.
Художественное пространство и художественное время в целом привлекаются для воссоздания системы образов антропоморфных персонажей.
Детализированное биографическое время первостепенных персонажей – это важное звено художественного времени, изображенного в антропологическом романе. Характерно, что настоящее доминирует над прошлым. Его высокий статус обусловлен ведущей ролью биографического времени. ....
Введение………………………………………………………………………….3
1Роман как литературный жанр………………………………………………6
2 Поэтика русского постмодернистского романа
2. 1 Постмодернистская поэтика романа Саши Соколова «Школа для дураков»…………………………………………………………………………..20
2.2 Роман Андрея Битова «Пушкинский дом» как произведение постмодернизма……………………………………………………………………
2. 3 Художественное своеобразие романа В. Пелевина «Чапаев и Пустота».34
Методическая часть Поурочный план-конспект «Реалистический и постмодернистский романы в русской литературе» (11 класс)………………41
Заключение……………………………………………………………………...45
Список использованной литературы………………………………………..
1 Роман как литературный жанр
В основе литературного постмодернизма лежат идеи Р. Барта [10], [11], Ж. Батая [12], [13], Ж. Бодрийяра [14], [15], Ж. Делеза [16], [17], [18], [19], Ж. Деррида [20], [21].
Но прежде чем рассматривать постмодернизм, выработает исходные теоретические представления о жанре романа.
Роман как художественно-смысловая система получил обстоятельное изучение в большом количестве трудов (монографий, статей) литературоведов. См., например, основные труды: [22], [23], [24], [25], [26], [27], [28], [29], [30], [31], [32], [33], [34], [35].
Термин «роман», возникший в ХII веке, успел претерпеть изменения. Коротко рассмотрим эволюцию романа как литературного жанра.
Греческий роман восходит к легендам, псевдоисторическим сюжетам, к эллинистической любовной поэзии. Герои подвергаются многочисленным испытаниям. Бахтин считает героя греческого романа частным лицом во враждебном мире.
Герой греческого романа выступает в качестве предка и средневекового рыцаря, и одинокого героя романа Нового времени, включая маленького человека. Одни из самых известных произведений подобного рода – «Дафнис и Хлоя» Лонга, «Золотой осёл» Апулея, «Сатирикон» Петрония.
Римский роман не завершил своего формирования и сохранил свою связь с минипповой сатирой и новеллистическими циклами. Он является далеким предвосхищением плутовского романа.
Средневековой роман в отличие от античного соотносится с эпико-героической традицией более конкретно. В то же время он глубже проявляет такие черты жанра романа, как описание внутренних конфликтов и развитие героической личности.
В средневековом романе присутствует четко выраженный благородный аспект, который отделен от низкой действительности. Главный герой средневекового романа – рыцарь, который идет на все ради культа своей дамы.
Главный сюжетный исток средневекового романа – это кельтский эпос, сохранившейся в форме богатырской сказке. Французский роман ориентирован на волшебную и героическую сказку: рыцарь с его подвигами напоминает сказочного героя, добывающего принцессу и полцарства.
Переход от сказки к романтическому повествованию происходит под воздействием лирических жанров. Западноевропейский роман был тесно связан с поэзией трубадуров.
Классические форма рыцарского романа развиваются в границах XII – начала XIII века в стихотворной форме. Начиная с XIII века, преобладает прозаический рыцарский роман.
Этот тип романа был тесно связан с традициями рыцарского романа, эти влияния порождают пасторальный роман XV – XVII веков («Аркадия» Я.Саннадзаро, «Диана» Х.Монтемайора, «Галатея» Сервантеса, «Астрея» О. д’Юрфе́). «Астрея» О. д’Юрфе́ – вершина пасторального романа. Этот роман оказал огромное влияние на последующую романистику.
Постепенно развивается прециозный роман (галантно-героический, эпический роман), результат трансформации рыцарского романа и влияние эллинистического романа, прежде всего Геллиодора.
В отличие от рыцарского романа здесь меньше фантастики, он больше тяготеет к истории, но это относительный историзм. Французский прециозный роман послужил основой зарождения аналитического, то есть психологического романа.
Мадлен де Лафайет создала первый западноевропейский аналитический роман «Принцесса Клевская».
Именно этот роман дал толчок развитию жанра романа. Постепенно формируется реалистический тип романа, для которого характерен психологизм.
Человеческая личность получает в литературном произведении художественную форму персонажа. Система и соотношение персонажей в произведении формируют главную сюжетную ситуацию.
Главная сюжетная ситуация заключается в том, что изображаемый мир обязательно предполагает дифференциацию персонажей и выдвижение на первый план двух-трех-четырех героев, чьи судьбы занимают основное внимание автора и воспроизводятся подробно. Они становятся главными действующими лицами в произведении.
Этой проблемой занимались А.Н. Веселовский, Л.Я. Гинзбург, У. Джемс, А.Б. Есин и др.
Психологизм как художественный отображение процессов внутренней жизни в творчестве писателей-реалистов занимает значительное место. Как осознанный эстетический принцип изображения психологизм восходит к эпохе Возрождения; важным этапом в его развитии явилась эпоха резких социально-исторических и идеологических потрясений конца 18 - 1-й пол. 19 вв.
Сентиментализм и романтизм заложили основы развития психологизма во всех родах и жанрах литературы. Предшественниками психологизма в мировой литературе были Ж. Ж. Руссо («Исповедь»), И. В. Гёте («Страдания молодого Вертера»), Ф. Р. Шатобриан («Рене»), Э. П. Сенанкур («Оберман»), Б. Констан («Адольф»).
В литературе критического реализма психологизм получил высокохудожественное и последовательное воплощение. Реализм изображал детерминированный мир, в центре которого находилась система персонажей во всех их основных взаимосвязях.
Человек рассматривался в аспекте своего много стороннего жизнеосуществления:
- морально-нравственного,
- поведенческого,
- мировоззренческого.
Отсюда подробные биографии героев, рисующие их духовное становление, их портреты, психологизм, интерьерные описания и др. Внешний и внутренний мир получает подробное описание.
Основной жанр реализма – роман, в котором нашли выражение упомянутые признаки реализма.
Психологизм – это попытка автора описать чувства художественными средствами. Одна из главных притягательных черт художественной литературы – ее способность раскрыть тайны души выразить душевные движения так точно и ярко, как это не сделать человеку в повседневной, обычной жизни.
В психологизме заключается один из секретов долгой исторической жизни литературы прошлого: говоря о душе человека, она говорит с каждым читателем о нем самом.
Психологизм – это стилевая характеристика литературных произведений, в которой подробно и глубоко изображается внутренний мир персонажей, т. е. их ощущения, мысли, чувства и, возможно, дается тонкий и убедительный психологический анализ душевных явлений и поведения.
Следует отметить, что русской литературе в целом был свойственен онтологический психологизм, а именно – конечное объяснение человека в русской литературе и философии не психологическое, а онтологическое, с учетом божественной первоосновы бытия.
Необходимо дополнить и систематизацию форм психологического анализа и терминологию, предложенную Л. Я. Гинзбург и А. Б. Есиным, которую обычно используют современные исследователи психологического искусства. Введение понятий этического, драматического и лирического психологизма представляется логическим и оправданным
В XX продолжаются традиции критического реализма, создавая социально-бытовые и психологические романы. В то же время, трагические события ХХ века подтвердили сомнения относительно природы самого человека, в котором светлое, разумное начало всё время должно утверждать власть над биологической природой инстинктов.
Природа в глазах человека Нового времени расценивается как первопричина и даже как конечная цель. Здесь, отмечает философ, преклонение перед природой простирается даже до ее обожествления.
Вторым элементом новой картины мира, по Р. Гвардини, является понятие субъективности, которая проявляется в том, что человеку отводился высокий статус в бытии.
Человек рассматривался как нечто первичное, как и природа. Р. Гвардини, говоря о третьем элементе новой картины мира (культуре), сближает все три элемента, утверждая следующее: «Между природой, с одной стороны, и личностью-субъектом, с другой, возникает мир человеческого действия и творчества. Он покоится на этих двух полюсах, но может выступать и самостоятельно – в третьем важном понятии нового времени, в понятии «культура» [36, 139].
В картине нового времени человеку, как уже было отмечено выше, отводится высокий статус. Оснознавая себя как личность, человек считает себя субъектом собственного жизнеосуществления.
Р. Гвардини верно заметил, что для человека этой эпохи мир перестает быть божественным творением и становится «природой». Более того, человек, которого прежние картины мира трактовали как слугу, как раба, послушного воле внешних сил, теперь становится созидателем.
Р. Гвардини отмечает, что на смену картине Нового времени пришло новое мировидение. В этой связи он пишет, что в первой трети прошлого века отношение человека к природе резко меняется. Человек теперь больше не воспринимает природу как нечто гармоничное, он больше не испытывает к ней доверие. Природа теперь представляется человеку начала ХХ века скорее чем-то опасным и ненадёжным.
В изменившейся картине мира существенно трансформировался и статус человека. Человек воспринимается как бесправный объект государственно-административного управления, он «растворяется без остатка в целостных системах и становится простым носителем функций…» [36, 145].
Характерно, что слово «личность» постепенно вытесняется словом «лицо» (Person), которое «указывает не на развитие, а на определение, ограничение, не на нечто богатое и необычайное, а на нечто скромное и простое, что, однако, может быть сохранено и развито в каждом человеческом индивиде » [36, 145].
В новейшее время изменилось и отношение к культуре. Ей больше не доверяют. Человек современной эпохи больше не воспринимает культуру как субстанциальное жизненное пространство и стабильный порядок жизни, что было свойственно человеку Нового времени.
Люди должны остерегаться культуры, уверяет Р. Гвардини, так как «самая ее воля и заданная ею парадигма ложны» [36, 151]. Культура представляет для человека явную угрозу.
Если человек нового времени был уверен, что «увеличение власти есть безусловный «прогресс»: прирост надежности и уверенности, пользы, благосостояния, жизненной силы, насыщения ценностями» [36, 152], то человек новейшего времени убедился в том, что «само развитие культуры создает впечатление, будто власть объективируется; будто она уже, в сущности, вообще не в руках человека, не используется им, но развивается и определяет все совершенно самостоятельно… » [36, 152].
Таким образом, в европейском самосознании в первой трети ХХ века прочно утвердились следующие представления о мире и человеке: если люди XIX века представляли себе внешний мир в целом уютным и гармоничным, то для человека ХХ столетия он есть что-то ненадежное и опасное; в новейшем мировосприятии значительно понизился статус человека: если ранее человек рассматривался как субъект жизни в самых ее различных проявлениях, теперь он бесправный субъект государственного управления, носитель частных функций в глобальных системах.
Имея в виду выявленные выше изменения в умонастроениях людей новейшего времени, необходимо определить два типа мировосприятия, обусловивших романное мышление XIX и ХХ столетий.
Романистика XIX века пребывала в рамках мировосприятия, которое оценивало внешнюю действительность как нечто в целом гармоничное и дружелюбное, а человека наделяло высокими характеристиками, отводя ему место субъекта жизнеосуществления.
А менявшееся уже в начале ХХ столетия представление о миропорядке способствовало формированию нового типа романного мышления, которое изучало новое качество бытия и человека. Разумеется, художественные приемы изображения мира и человека в обновленном романе претерпели трансформацию.
Общеизвестно, что в различных картинах мира выделяются два важнейших компонента: человек и бытие. Интерес к антропологии постоянно растет, что нашло выражение в большом количестве различного рода работ, посвященных этой проблеме.
Стали классическими книги М.М. Бахтина «Творчество Франсуа Рабле и народная культура средневековья и Ренессанса» [37], М. Бубера «Проблема человека» [38], Э. Канетти «Масса и власть» [39], Х. Ортеги-и-Гассета «Восстание масс», «Человек и люди»[40], Г.К. Честертона «Вечный человек» [41] и др.
Но, как известно, человек исследуется не только наукой, но и искусством, в связи с чем можно говорить о литературно-художественной антропологии, главным объектом которой выступает человек в его связях с окружающим миром.
Антропологическая детерминация акцентирует, с одной стороны, «общечеловеческие» свойства психики и поведения человека, с другой стороны, индивидуальные, неповторимо-своеобразные черты данной личности, то есть свойства всеобщности и единичности. Разумеется, реальный человеческий характер представляет диалектическое единство социальных и антропологических особенностей.
Но в искусстве, в процессе художественного познания действительности, возможны различные акценты, выдвижение – в разные исторические периоды развития искусства – на первый план тех или иных принципов детерминации.
Необходимо также ввести понятие – «антропологически ориентированный тип романного мышления», основанный на апологии человека, и определяющий доминирование в произведении художественной антропологии, то есть изображенной жизни человека в ее разнообразных проявлениях.
Отмеченный тип художественного мышления организует основные уровни мира романа (персонажную сферу, проблематику, пространственно-временные отношения, авторскую мировоззренческую эмоциональность и др.) и определяет их человековедческую направленность. Главная примета антропологического эстетического мышления – антропоморфные персонажи.
Этот тип персонажей обладает различными аспектами антропологической осуществленности: биографической, характерологической, мировоззренческой и др.
Основные аспекты антропологического произведения (хронотоп, проблематика, мировоззренческая эмоциональность) подчинены задачам многостороннего изображения системы антропоморфных персонажей.
Но не только человек привлекал внимание писателей и поэтов, но и бытие. Как известно, существует отдельная область философии, постигающая бытие, – онтология.
Онтологическое художественное мышление, акцентирующее эстетическую и смысловую самодостаточность бытия, обеспечивает преобладание в произведении литературной онтологии, то есть изображенной внешней реальности в ее разнообразных проявлениях и организует основные уровни мира романа (персонажная сфера, проблематика, пространственно-временные отношения, авторская мировоззренческая эмоциональность и др.), определяя их онтоцентричный характер.
Этот тип романного мышления характеризуется также первостепенным вниманием к глубинным явлениям внешнего мира, способствуя возвращению бытия из забвения, в котором оно пребывало в классической романистике XIX века.
Вследствие чего пространственные образы в онтологическом произведении выступают значительным сюжетно-смысловым конструктом.
Таким образом, на основе преобладания в мире романа определенного предмета изображения (художественной антропологии или художественной онтологии) целесообразно выделить два его типа: антропологически и онтологически ориентированные.
Используя наблюдения за текстами романов XIX века и первой половины ХХ века, целесообразно в целях последующего достаточно адекватного анализа эволюции ведущего эпического жанра в течение указанного времени изложить предварительные соображения о двух типах романа, которые будут уточняться и конкретизироваться в ходе раскрытия темы настоящего исследования.
Отмеченные разновидности главного эпического жанра противостоят друг другу как две художественно-смысловые эстетические системы, отразившие во многом противоположные картины мира: антропоцентричный миропорядок XIX века (антропологический роман) и онтоцентричное мировосприятие начала ХХ века (онтологический роман).
Главный признак классического романа, стержень его поэтики и проблематики – антропоморфный персонаж. Система персонажей является главным источником антропологического начала в романе. Поскольку в романе подобного типа главной художественно-смысловой единицей выступает антропоморфный персонаж, он наделен самыми разнообразными характеристиками.
По сюжетной функции принято выделять главных и второстепенных персонажей, по характерологическим признакам – положительных и отрицательных.
В антропоцентрическом романе этой классификации персонажей уделяется большое внимание, в принципе этот тип романа и строится на основе дифференциации и детализации изображения системы персонажей, так как это главный объект его художественной рефлексии.
Антропоморфный персонаж обычно мыслится как жизнеосуществитель. Реалистическая романистика разработала в совершенстве художественные принципы изображения антропологической данности персонажей, особенно первостепенных.
Среди них наиболее распространенные: всесторонний и глубокий психологический анализ; показ предыстории центральных действующих лиц; их развернутая и поэтапная биографическая история; финальная завершенность их судьбы как итог их духовного развития.
Сюда же можно отнести портреты персонажей. Их отличительная черта – развернутый психологизированный характер. Подробно также воссоздается внешний вид героев. Различные типы портретов рисуют внешний облик персонажей и отражают оттенки и этапы их внутренней жизни.
Подробные, психологически выдержанные портреты являются одним из распространенных средств изображения антропоморфных персонажей.
Антропоцентричность романа может выражаться и в характере его идейно-проблематического содержания. В этом случае человек рассматривается как доминирующая единица бытия, как субъект жизнеосуществления.
В реалистическом романе выделяются две неравноправные в художественно-смысловом отношении единицы: доминирующий антропоморфный персонаж и хронотоп, выполняющий подчиненную функцию, иллюстрируя этапы обретения действующими лицами антропологической определенности.
Художественное пространство и художественное время в целом привлекаются для воссоздания системы образов антропоморфных персонажей.
Детализированное биографическое время первостепенных персонажей – это важное звено художественного времени, изображенного в антропологическом романе. Характерно, что настоящее доминирует над прошлым. Его высокий статус обусловлен ведущей ролью биографического времени. ....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать Поэтика русского постмодернистского романа бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые Литература дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Поэтика русского постмодернистского романа