Художественный мир поэзии Сергея Есенина
Содержание
Введение………………………………………………………...........................3
1. Лирическое стихотворение как художественно - смысловая целостность
1.1 Лирические жанры………………………………………………………….5
1.2 Природа стиха. Стих и метр………………………………………………14
1.3 Стих и ритм………………………………………………………..............17
1.4 Стих и метр…………………………………………………………………23
2. Художественный мир поэзии С.Есенина
2.1 Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина…………...27
2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии поэта…30
2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина………………………………..32
2.4 Образы - символы в поэзии Есенина……………………………………...35
2.5 Тема родины в лирике Есенина……………………………………………39
2.6 Родина и революция в поэзии поэта 1917-1919 г.г………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Методическая часть…………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………
1. Лирическое стихотворение как художественно-смысловая целостность
1.1 Лирические жанры
Лирика - (гр. лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) - один из родов литературы. Систематизированные сведения о лирике как литературном роде содержатся в следующих источниках: [13],[14],[15],[16],[17],[18],[19].
Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа - образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера. Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определенных обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел. Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свернутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа - переживания.
Лирика (от греч.Lyrikos - производимый под звуки лиры), род литературный, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф.Петрарка, Дж.Байрон; В России А.С.Пушкин, А.А.Блок.
Лирика это:
А) Один из трех основных родов художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.
Б) Совокупность произведений такого рода поэзии.
В) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-либо писателя.
2) Род музыки с преобладанием эмоционально - субъективных элементов.
3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм.
Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь поскольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».
Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник - лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкин является повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой).
Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.
Прочтите о некоторых лирических жанрах:
Ода (греч."Песнь")-монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елизаветы Петровны"), В.Тредиаковского,А.Сумарокова,Г.Державина("Фелица","Бог"),А.Радищева("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.
Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздничеств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").
Элегия ("тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плачь над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
А.Пушкин «К морю», Н.Некрасов «Элегия», А.Ахматова «Мартовская элегия».
Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось. Примеры эпиграмм:
Юрий Олеша:
Набирался ума- разума
И скончался от маразма!
Саша Черный: Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах, злодей!
Он с важностью педанта
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.
Эпистола, или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики. А.Пушкин Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…"), В.Маяковский "Сергею Есенину", "Лиличка! (Вместо письма)", С.Есенин "Письмо матери", М.Цветаева « Стихи к Блоку».
Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:
- итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
-английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
-иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
-русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.
Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.
Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.
Такое содержание диктует особенности сонетного языка:
- лексика и интонация должны быть возвышенными;
- рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
- знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.
Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе").
Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном. В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность", "Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада").
Для лирики можно установить ряд ей присущих признаков:
1. Изображение характера в его отдельном проявлении, в конкретном переживании.
2. Субъективированность этого изображения, то, что оно дается не как внешнее событие по отношению к повествователю (что мы наблюдаем в эпосе), а как его непосредственное переживание.
3. Индивидуализированность этого переживания, осуществляющаяся в отвечающем ему строе речи и превращающая его в непосредственно воспринимаемый жизненный факт, в переживание лирического героя.
Говоря о том, что лирика отражает жизнь, рисуя конкретные человеческие переживания, ею вызванные, мы должны помнить, что понятие «переживания» не следует понимать узко: в него входит любая эмоция, вызванная любыми обстоятельствами жизни. И философская мысль, и любовное увлечение, и политическое высказывание - все это переживания, имеющие лишь различный характер по своему содержанию в том случае, если они показаны как конкретные человеческие чувства и мысли, имеющие субъективную эмоциональную окраску.
Может возникнуть сомнение относительно того, что в качестве основного признака лирики как жанра мы указываем на то, что в ней рисуются переживания, поскольку в эпическом произведении перед нами точно так же могут быть изображены переживания. Однако там они даны во взаимодействии с остальными элементами повествования, переплетены с ними и лишь в связи с ними становятся понятны, а в лирике переживание самостоятельно, внутренне закончено, не требует для своего раскрытия каких- либо условий, воспринимается нами как определенный жизненный факт, в котором мы находим все слагаемые образного отражения жизни. Перед нами стихотворение Некрасова, состоящее всего из шести строк:
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердце людские,
Как волны об утес.
Это прежде всего картина внутренней жизни человека, индивидуальное человеческое переживание. Она самостоятельна и закончена, не требует для своего раскрытия какой-либо сюжетной мотивировки, бытовой обстановки.
Нарисована она конкретно благодаря тому, что дана в форме стихотворной речи, заставляющей нас своим напряженным эмоциональным строем ощутить душевное состояние переживающего. В то же время она дает нам обобщенное представление о сущности поэтического творчества - это мысль о поэзии, являющаяся одновременно и чувством. И, наконец, в ней выражено определенное эстетическое представление о том, как должен относиться к жизни подлинный поэт, в ней дано идеальное представление о сущности поэтического творчества.
Анализируя лирическое стихотворение, мы должны прежде всего исходить из понимания целостности его структуры. В основе его лежит образ- переживание. Понятно, что это переживание может быть вызвано теми или иными жизненными явлениями, связано с теми или иными конкретными предметами жизненной обстановки, о которых точно так же говорится в стихотворении. Но все дело в том, что эти явления и предметы уже не имеют самостоятельного образного значения. Они представляют собой, так сказать, отдельные и необходимые элементы для создания целостного образа- переживания.
В центре анализа лирического стихотворения должно находиться определение его непосредственного содержания, то есть того переживания лирического героя, которое дано в стихотворении. Это переживание должно быть понято в его конкретности, то есть в мере определенности его непосредственного содержания, передающей все оттенки переживания и тем самым превращающей его в образ. И, с другой стороны, именно осмысление этого непосредственного содержания необходимо должно привести нас к пониманию его обобщенного значения, то есть к определению его как явления идеологической жизни своего времени и, шире, как обобщения, освещающего человеческие отношения и за пределами данного исторического периода. В лирике изображаются прежде всего характеры, объясняет ее историческую стойкость. Лирик в своих социально- исторических условиях берет материал для изображаемых им переживаний, но в то же время он может раскрыть свое историческое содержание и как общее, поставить на своем жизненном материале вопросы, существенные и для других поколений и классов.
Отношение к природе, к обществу, к власти, к смерти, к любви, к женщине, к детям это общие вопросы, находящие всегда свое историческое разрешение, но в ряде случаев это историческое разрешение получает общее значение.
В лирике мы имеем дело с изображением самостоятельных изолированных переживаний. Поэтому формы лирического жанра соотносятся уже не по степени развернутости изображаемого характера, как в эпосе, а по содержанию самих переживаний, направленности их в определенные области жизни. Различие форм лирического жанра основано главным образом на тематическом принципе. Такова любовная, философская, политическая лирика в зависимости от тех тематических тенденций, которые характерны для данного периода, данного стиля.
Точной систематизации здесь не установлено, да она и не нужна, поскольку лирика не дает сложных композиционных форм, как эпос. Попытки же определения более дробных и точных тематических видов лирики неизбежно упрощают ее содержание, затрагивают лишь внешние стороны ее содержания. Такие виды лирики пытались установить в античности и в эпоху классицизма (XVIII век); так, различали мадригал ( шуточное стихотворение), послание( стихотворение, адресованное определенному лицу), эпиграмму (стихотворение, иронизирующее над определенным лицом), эпитафию (стихотворение, написанное по поводу чьей-то смерти), эпиталаму ( стихотворение на бракосочетание), эклогу (стихотворение на темы из сельской жизни).
Однако такое дробление лирики слишком узко и поэтому не получило распространения в другие периоды. Исторически его возникновение понятно: оно сложилось в такой среде, где поэзия была достоянием немногих и принимала зачастую личный характер; стихи писались в связи с определенными событиями, были адресованы к определенным лицам. Они сохраняли свое художественное значение тогда, когда перерастали те непосредственные факты, которые вызывали их к жизни, играя роль своеобразных их прототипов; в более же позднее время поэзия уже перестала такого рода личные рамки и надобность в таком тематическом дроблении лирики отпала.
Лирическое стихотворение в принципе - это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание - вот что характеризует поэтическую речь.
Лирическая эмоция - сгусток душевного опыта человека.
Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.....
Введение………………………………………………………...........................3
1. Лирическое стихотворение как художественно - смысловая целостность
1.1 Лирические жанры………………………………………………………….5
1.2 Природа стиха. Стих и метр………………………………………………14
1.3 Стих и ритм………………………………………………………..............17
1.4 Стих и метр…………………………………………………………………23
2. Художественный мир поэзии С.Есенина
2.1 Особенности поэтического мироощущения Сергея Есенина…………...27
2.2 Фольклор как основа художественной картины мира в поэзии поэта…30
2.3 Особенности метафоры в поэзии Есенина………………………………..32
2.4 Образы - символы в поэзии Есенина……………………………………...35
2.5 Тема родины в лирике Есенина……………………………………………39
2.6 Родина и революция в поэзии поэта 1917-1919 г.г………………………46
Заключение……………………………………………………………………..50
Методическая часть…………………………………………………………...54
Список использованной литературы………………………………………
1. Лирическое стихотворение как художественно-смысловая целостность
1.1 Лирические жанры
Лирика - (гр. лира, музыкальный инструмент, под аккомпанемент которого исполнялись стихотворные произведения) - один из родов литературы. Систематизированные сведения о лирике как литературном роде содержатся в следующих источниках: [13],[14],[15],[16],[17],[18],[19].
Лирические произведения характеризуются особым типом художественного образа - образа-переживания. В отличие от эпоса и драмы, где в основе образа лежит многостороннее изображение человека, его характера в сложных взаимоотношениях с людьми, в лирическом произведении перед нами целостное и конкретное состояние человеческого характера. Восприятие личности не требует ни обрисовки событий, ни предыстории характера. Лирический образ раскрывает индивидуальный духовный мир поэта, но вместе с тем он должен быть и общественно значим, нести в себе общечеловеческое начало. Для нас важно как то, что данное переживание было прочувствовано данным поэтом в определенных обстоятельствах, так и то, что это переживание вообще могло быть испытано в данных обстоятельствах. Вот почему лирическое произведение всегда содержит вымысел. Обстоятельства могут быть широко развернуты в лирическом произведении (Лермонтов «Когда волнуется желтеющая нива…») или воспроизведены в свернутом виде (Блок «Ночь, улица, фонарь, аптека…»), но они всегда имеют подчиненное значение, играют роль «лирической ситуации», необходимой для возникновения образа - переживания.
Лирика (от греч.Lyrikos - производимый под звуки лиры), род литературный, предмет отображения которого - содержание внутренней жизни, собственное «я» поэта, а речевая форма - внутренний монолог, преимущественно в стихах. Охватывает множество стихотворных жанров, напр.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. Любое явление и событие жизни в лирике воспроизводятся в форме субъективного переживания. Однако «самовыражение» поэта обретает в лирике благодаря масштабности и глубине личности автора общечеловеческое значение; ей доступна вся полнота выражения сложнейших проблем бытия. Высокие образцы лирической поэзии создали Анакреонт, Катулл, арабские поэты 6-8 вв., Ли Бо, Саади, Ф.Петрарка, Дж.Байрон; В России А.С.Пушкин, А.А.Блок.
Лирика это:
А) Один из трех основных родов художественной литературы, в котором действительность отражается путем передачи глубоких душевных переживаний, мыслей и чувств автора, обычно в стихотворной форме.
Б) Совокупность произведений такого рода поэзии.
В) Эмоциональные элементы в произведении, в творчестве какого-либо писателя.
2) Род музыки с преобладанием эмоционально - субъективных элементов.
3) разг. Состояние, настроение, при котором эмоциональные элементы преобладают над рассудочными; лиризм.
Лирическим называют род литературы, в котором внимание автора уделяется изображению внутреннего мира, чувств, переживаний. Событие в лирике важно лишь поскольку, поскольку оно вызывает эмоциональный отклик в душе художника. Именно переживание становится в лирике главным событием. Лирика как род литературы возникла в глубокой древности. Слово «лирика» греческого происхождения, но не имеет прямого перевода. В Древней Греции стихотворные произведения, изображающие внутренний мир чувств и переживаний, исполняли под аккомпанемент лиры, так и появилось слово «лирика».
Важнейшим персонажем лирики является лирический герой: именно его внутренний мир и показан в лирическом произведении, от его имени художник - лирик говорит с читателем, а мир внешний изображается в разрезе тех впечатлений, которые он производит на лирического героя. Обратите внимание! Не перепутайте лирического героя с эпическим. Пушкин очень подробно воспроизвел внутренний мир Евгения Онегина, но это эпический герой, участник главных событий романа. Лирическим героем романа Пушкин является повествователь, тот, кто знаком с Онегиным и рассказывает его историю, глубоко переживая ее. Онегин лишь однажды становится лирическим героем в романе - когда пишет письмо Татьяне, так же как и она становится лирической героиней, когда пишет письмо Онегину.
Создавая образ лирического героя, поэт может сделать его личностно очень близким себе (стихи Лермонтова, Фета, Некрасова, Маяковского, Цветаевой, Ахматовой).
Как другие роды литературы, лирика включает в себя ряд жанров. Некоторые из них возникли в далекой древности, другие - в эпоху средневековья, некоторые - совсем недавно, полтора-два века назад, а то и в прошлом веке.
Прочтите о некоторых лирических жанрах:
Ода (греч."Песнь")-монументальное торжественное стихотворение, славящее великое событие или великого человека; различают духовные оды (переложения псалмов), нравоучительные, философские, сатирические, оды-послания и др. Ода трехчастна: обязательно имеет тему, заявленную в начале произведения; развитие темы и аргументы, как правило, аллегорические (вторая часть); финальную, дидактическую (поучительную) часть. Образцы древних античных од связаны с именами Горация и Пиндара; в Россию ода пришла в XVIII веке, классическими стали оды М.Ломоносова ("На день восшествия на российский престол императрицы Елизаветы Петровны"), В.Тредиаковского,А.Сумарокова,Г.Державина("Фелица","Бог"),А.Радищева("Вольность"). Отдал дань оде А.Пушкин ("Вольность"). К середине XIX века ода потеряла актуальность и постепенно перешла в разряд архаических жанров.
Гимн - стихотворение хвалебного содержания; также пришел из античной поэзии, но если в древности гимны сочинялись в честь богов и героев, то в более позднее время гимны писались в честь торжественных событий, праздничеств, нередко не только государственного, но и личного характера (А.Пушкин. "Пирующие студенты").
Элегия ("тростниковая флейта") - жанр лирики, посвященный раздумьям. Возник в античной поэзии; первоначально так называли плачь над умершим. Элегия основывалась на жизненном идеале древних греков, в основе которого лежала гармония мира, соразмерность и уравновешенность бытия, неполные без грусти и созерцательности, эти категории и перешли в современную элегию. Элегия может воплощать как жизнеутверждающие идеи, так и разочарование. Поэзия XIX века еще продолжала развивать элегию в "чистом" виде, в лирике ХХ века элегия встречается, скорее, как жанровая традиция, как особое настроение. В современной поэзии элегия - это бессюжетное стихотворение созерцательного, философского и пейзажного характера.
А.Пушкин «К морю», Н.Некрасов «Элегия», А.Ахматова «Мартовская элегия».
Эпиграмма (греч. "надпись") - небольшое стихотворение сатирического содержания. Первоначально в древности эпиграммами называли надписи на бытовых предметах, надгробиях и статуях. Впоследствии содержание эпиграмм изменилось. Примеры эпиграмм:
Юрий Олеша:
Набирался ума- разума
И скончался от маразма!
Саша Черный: Ослу образованье дали.
Он стал умней? Едва ли.
Но раньше, как осел,
Он просто чушь порол,
А нынче - ах, злодей!
Он с важностью педанта
При каждой глупости своей
Ссылается на Канта.
Эпистола, или послание - стихотворение, содержание которого можно определить как "письмо в стихах". Жанр также пришел из античной лирики. А.Пушкин Пущину ("Мой первый друг, мой друг бесценный…"), В.Маяковский "Сергею Есенину", "Лиличка! (Вместо письма)", С.Есенин "Письмо матери", М.Цветаева « Стихи к Блоку».
Сонет - это поэтический жанр так называемой жесткой формы: стихотворение, состоящее из 14 строк, особым образом организованных в строфы, обладающее строгими принципами рифмовки и стилистическими законами. По форме различают несколько видов сонета:
- итальянский: состоит из двух четверостиший (катренов), в которых строки рифмуются по схеме ABAB или ABBA, и двух трехстиший (терцетов) с рифмовкой CDС DСD или CDE CDE;
-английский: состоит из трех катренов и одного двустишия; общая схема рифмовки - ABAB CDCD EFEF GG;
-иногда выделяют французский: строфика схожа с итальянским, но в терцетах другая схема рифмовки: CCD EED или CCD EDE; он оказал существенное влияние на развитие следующего вида сонета -
-русского: создан Антоном Дельвигом: строфика также схожа с итальянским, но схема рифмовки в терцетах - CDD CCD.
Содержание сонета также подчиняется особым законам: каждая строфа является шагом в развитии какой-то одной общей мысли (тезиса, положения), поэтому сонет относится не столько к узко лирическим, сколько к интеллектуальным поэтическим жанрам.
Этот лирический жанр родился в Италии в XIII веке. Его создателем был адвокат Якопо да Лентини; через сто лет появились сонетные шедевры Петрарки. В Россию сонет пришел в XVIII веке; немногим позже он получает серьезное развитие в творчестве Антона Дельвига, Ивана Козлова, Александра Пушкина. Особый интерес к сонету проявляли поэты "серебряного века": К.Бальмонт, В. Брюсов, И.Анненский, В. Иванов, И.Бунин, Н.Гумилев, А.Блок, О.Мандельштам.
В искусстве стихосложения сонет считается одним из самых трудных жанров.
В последние 2 столетия поэты редко придерживались какой-то строгой рифмовки, нередко предлагая смешение различных схем.
Такое содержание диктует особенности сонетного языка:
- лексика и интонация должны быть возвышенными;
- рифмы - точными и, по возможности, необычными, редкими;
- знаменательные слова не должны повторяться в одном и том же значении и т.д.
Сатира (лат. "смесь, всякая всячина") - как поэтический жанр: произведение, содержанием которого является обличение - общественных явлений, человеческих пороков или отдельных людей - путем осмеяния. Сатира в античности в римской литературе (сатиры Ювенала, Марциала). Новое развитие жанр получил в литературе классицизма. Содержанию сатиры характерны ироническая интонация, аллегоричность, эзопов язык, нередко используется прием "говорящих имен". В русской литературе в жанре сатиры работали А.Кантемир, К.Батюшков (XVIII-XIX вв.), в ХХ веке как автор сатир прославился Саша Черный и др. Многие стихотворения из "Стихов об Америке" В.Маяковского также можно назвать сатирами ("Шесть монахинь", "Блэк энд уайт", "Небоскреб в разрезе").
Баллада - лиро-эпическое сюжетное стихотворение фантастического, сатирического, исторического, сказочного, легендарного, юмористического характера. Баллада возникла в древности (предполагают, в раннем средневековье) как фольклорный ритуальный танцевально-песенный жанр, и этим обусловлены ее жанровые черты: строгий ритм, сюжетность (в древних балладах рассказывалось о героях и богах), наличие повторов (повторялись целые строки или отдельные слова как самостоятельная строфа), называемых рефреном. В XVIII веке баллада стала одним из самых любимых поэтических жанров литературы романтизма. Баллады создавали Ф.Шиллер ("Кубок", "Перчатка"), И.Гете ("Лесной царь"), В.Жуковский ("Людмила", "Светлана"), А.Пушкин ("Анчар", "Жених"), М.Лермонтов ("Бородино", "Три пальмы"); на рубеже XIX-ХХ веков баллада вновь возрождается и становится весьма популярной, особенно в революционную эпоху, в период революционной романтики. Среди поэтов ХХ века баллады писали А.Блок ("Влюбленность", "Королевна жила на высокой горе…"), Н.Гумилев ("Капитаны", "Варвары"), А.Ахматова ("Сероглазый король"), М.Светлов ("Гренада").
Для лирики можно установить ряд ей присущих признаков:
1. Изображение характера в его отдельном проявлении, в конкретном переживании.
2. Субъективированность этого изображения, то, что оно дается не как внешнее событие по отношению к повествователю (что мы наблюдаем в эпосе), а как его непосредственное переживание.
3. Индивидуализированность этого переживания, осуществляющаяся в отвечающем ему строе речи и превращающая его в непосредственно воспринимаемый жизненный факт, в переживание лирического героя.
Говоря о том, что лирика отражает жизнь, рисуя конкретные человеческие переживания, ею вызванные, мы должны помнить, что понятие «переживания» не следует понимать узко: в него входит любая эмоция, вызванная любыми обстоятельствами жизни. И философская мысль, и любовное увлечение, и политическое высказывание - все это переживания, имеющие лишь различный характер по своему содержанию в том случае, если они показаны как конкретные человеческие чувства и мысли, имеющие субъективную эмоциональную окраску.
Может возникнуть сомнение относительно того, что в качестве основного признака лирики как жанра мы указываем на то, что в ней рисуются переживания, поскольку в эпическом произведении перед нами точно так же могут быть изображены переживания. Однако там они даны во взаимодействии с остальными элементами повествования, переплетены с ними и лишь в связи с ними становятся понятны, а в лирике переживание самостоятельно, внутренне закончено, не требует для своего раскрытия каких- либо условий, воспринимается нами как определенный жизненный факт, в котором мы находим все слагаемые образного отражения жизни. Перед нами стихотворение Некрасова, состоящее всего из шести строк:
Стихи мои! Свидетели живые
За мир пролитых слез!
Родитесь вы в минуты роковые
Душевных гроз
И бьетесь о сердце людские,
Как волны об утес.
Это прежде всего картина внутренней жизни человека, индивидуальное человеческое переживание. Она самостоятельна и закончена, не требует для своего раскрытия какой-либо сюжетной мотивировки, бытовой обстановки.
Нарисована она конкретно благодаря тому, что дана в форме стихотворной речи, заставляющей нас своим напряженным эмоциональным строем ощутить душевное состояние переживающего. В то же время она дает нам обобщенное представление о сущности поэтического творчества - это мысль о поэзии, являющаяся одновременно и чувством. И, наконец, в ней выражено определенное эстетическое представление о том, как должен относиться к жизни подлинный поэт, в ней дано идеальное представление о сущности поэтического творчества.
Анализируя лирическое стихотворение, мы должны прежде всего исходить из понимания целостности его структуры. В основе его лежит образ- переживание. Понятно, что это переживание может быть вызвано теми или иными жизненными явлениями, связано с теми или иными конкретными предметами жизненной обстановки, о которых точно так же говорится в стихотворении. Но все дело в том, что эти явления и предметы уже не имеют самостоятельного образного значения. Они представляют собой, так сказать, отдельные и необходимые элементы для создания целостного образа- переживания.
В центре анализа лирического стихотворения должно находиться определение его непосредственного содержания, то есть того переживания лирического героя, которое дано в стихотворении. Это переживание должно быть понято в его конкретности, то есть в мере определенности его непосредственного содержания, передающей все оттенки переживания и тем самым превращающей его в образ. И, с другой стороны, именно осмысление этого непосредственного содержания необходимо должно привести нас к пониманию его обобщенного значения, то есть к определению его как явления идеологической жизни своего времени и, шире, как обобщения, освещающего человеческие отношения и за пределами данного исторического периода. В лирике изображаются прежде всего характеры, объясняет ее историческую стойкость. Лирик в своих социально- исторических условиях берет материал для изображаемых им переживаний, но в то же время он может раскрыть свое историческое содержание и как общее, поставить на своем жизненном материале вопросы, существенные и для других поколений и классов.
Отношение к природе, к обществу, к власти, к смерти, к любви, к женщине, к детям это общие вопросы, находящие всегда свое историческое разрешение, но в ряде случаев это историческое разрешение получает общее значение.
В лирике мы имеем дело с изображением самостоятельных изолированных переживаний. Поэтому формы лирического жанра соотносятся уже не по степени развернутости изображаемого характера, как в эпосе, а по содержанию самих переживаний, направленности их в определенные области жизни. Различие форм лирического жанра основано главным образом на тематическом принципе. Такова любовная, философская, политическая лирика в зависимости от тех тематических тенденций, которые характерны для данного периода, данного стиля.
Точной систематизации здесь не установлено, да она и не нужна, поскольку лирика не дает сложных композиционных форм, как эпос. Попытки же определения более дробных и точных тематических видов лирики неизбежно упрощают ее содержание, затрагивают лишь внешние стороны ее содержания. Такие виды лирики пытались установить в античности и в эпоху классицизма (XVIII век); так, различали мадригал ( шуточное стихотворение), послание( стихотворение, адресованное определенному лицу), эпиграмму (стихотворение, иронизирующее над определенным лицом), эпитафию (стихотворение, написанное по поводу чьей-то смерти), эпиталаму ( стихотворение на бракосочетание), эклогу (стихотворение на темы из сельской жизни).
Однако такое дробление лирики слишком узко и поэтому не получило распространения в другие периоды. Исторически его возникновение понятно: оно сложилось в такой среде, где поэзия была достоянием немногих и принимала зачастую личный характер; стихи писались в связи с определенными событиями, были адресованы к определенным лицам. Они сохраняли свое художественное значение тогда, когда перерастали те непосредственные факты, которые вызывали их к жизни, играя роль своеобразных их прототипов; в более же позднее время поэзия уже перестала такого рода личные рамки и надобность в таком тематическом дроблении лирики отпала.
Лирическое стихотворение в принципе - это мгновение человеческой внутренней жизни, её снимок, поэтому лирика преимущественно пишется в настоящем времени, в отличие от эпоса, где доминирует прошедшее время. Основным средством создания образа-переживания в лирике является слово, эмоциональная окраска речи, в котором переживание становится для нас жизненно убедительным. Лексика, синтаксис, интонация, ритмика, звучание - вот что характеризует поэтическую речь.
Лирическая эмоция - сгусток душевного опыта человека.
Для лирики характерен разговор о прекрасном, провозглашение идеалов человеческой жизни. В лирике может быть сатира, гротеск, но основная масса лирических стихотворений все-таки принадлежит к другой области. Принцип лирического рода: как можно короче и как можно полнее.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать Художественный мир поэзии Сергея Есенина бесплатно дипломную работу, база готовых дипломных работ бесплатно, готовые Литература дипломные работы скачать бесплатно, дипломная работа скачать бесплатно казахстан, Художественный мир поэзии Сергея Есенина