Диагностика ценностных ориентаций тревожных подростков

 Диагностика ценностных ориентаций тревожных подростков

Содержание


Кардинальные изменения в политической, экономической, духовной сферах нашего общества влекут за собой радикальные изменения в психологии ценностных ориентаций и поведении людей. Особую остроту сегодня приобретает изучение изменений, происходящих в сознании современной молодежи. Неизбежная в условиях ломки сложившихся устоев переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании подростковой социальной группы.
Актуальность изучения ценностных ориентации молодёжи обусловила появление целого ряда работ, посвященных разным аспектам этой проблемы. В теории Я—концепции Е.П.Белинская рассматривает проблему формирования ценностных ориентаций старших подростков в условиях быстрых социальных изменений. В целом особенности ценностных ориентаций личности связываются с перестройкой общественного сознания (Г.Л.Головных). В социально-психологических и психолого-педагогических исследованиях; изучаются структура и динамика ценностных ориентации личности подростковом возрасте (О.И.Зотова, В.А.Ядов), роль ценностных ориентации в механизме социальной регуляции поведения (В.С.Мерлин), взаимосвязи ценностных ориентации с индивидуально-типическими и характерологическими особенностями личности (И.В.Дубровина., К.Д.Шафранская, Т.Г.Суханова), с профессиональной направленностью (В.С.Собкин, З.И.Файнбург).
Ценностные ориентации — сложный социально – психологический феномен, характеризующий направленность и содержание активности личности, являющийся составной частью системы отношений личности, определяющий подход человека к миру, к себе, придающий смысл и направление личностным позициям, поведению, поступкам. Система ценностных ориентации имеет многоуровневую структуру. Вершина ее — ценности, связанные с идеалами и жизненными целями личности.
З.И. Файнбург отмечает «чрезвычайную сложность системы ценностных ориентации личности... сложность ее детерминации социальным, многослойную и многоплановую опосредованность всех зависимостей в этой сфере... Мы имеем дело с многомерным объектом, очень сложным по своей структуре»[73]. Система ценностных ориентации не является чем-то абсолютно и неподвижным, она противоречива и динамична, отражает как главные, существенные, стержневые изменения взаимозависимости личности с миром, так и смену текущих, мимолетных, в известной мере случайных жизненных ситуаций. Активно исследуются различные характеристики структуры ценностных ориентации: иерархичность (Ю.ГСаарнийт), соотношение целей и средств (Ю.Г,Саарнийт), (М.Рокич), значимого и относительно незначимого, позитивно-негативная асимметрия (А.А.Горбатков), монотипичность — политипичность структуры ценностей, гармоничность — дисгармоничность системы ценностных ориентации, проясненность - размытость ценностей (М.Вудкок, Д.Френсис) и др.
Исследуются специфическая роль содержательно – смысловых и структурно – динамических характеристик системы ценностных ориентаций личности в их связи с особенностями личности и факторами социализации в подростковом возрасте (Е.А.Васина).
В психологии развития именно подростковый возраст характеризуется периодом интенсивного формирования системы ценностных ориентации, оказывающей влияние на становление характера и личности в целом. Это связано с появлением на данном возрастном этапе необходимых для формирования ценностных ориентации предпосылок: овладением понятийным мышлением, накоплением достаточного морального опыта, занятием определенного социального положения (И.В.Дубровина).
Для подросткового возраста помимо традиционных ценностей социума, особое значение имеет ориентация на личностное общение, поэтому в становлении системы ценностных ориентации важную роль играет общение со сверстниками, ситуации столкновения с противоположными взглядами и мнениями. Подросток в связи с ростом самосознания начинает с любопытством присматривается к другим ценностям и правилам; стремится расширить свои социальные горизонты, познакомится с альтернативным социальным опытом, получить представление о системах ценностей, на которое ориентируются его сверстники и получить собственное видение мира. Однако подростки, имеющие склонность к проявлению состояния беспокойства, страха, тревоги, как устойчивого свойства личности, испытывают трудности в ориентировании ценностей предлагаемых социумом, это объясняется тем, что тревожность, как устойчивое эмоциональное состояние, препятствует ясности мысли, эффективности общения, предприимчивости, создают трудности в знакомстве с новыми людьми, что характеризует ограничение расширения социального опыта (Д.И.Фельдшейн).
Такие подростки отличаются особой чувствительностью, мнительностью и впечатлительностью, у них присутствует боязнь быть отвергнутым сверстниками. Тревожность в подростковом возрасте является устойчивым личностным образованием (показатель неблагополучия личности), сохраняющимся на протяжении достаточно длительного периода времени. Она имеет собственную побудительную силу и устойчивые формы реализации в поведении с преобладанием в последних компенсаторных и защитных проявлениях.
По единодушному мнению многих исследователей, занимающихся проблемой ценностных ориентации, несмотря на специфику подходов к ней, далеко не все результаты можно сравнить между собой, так как различные авторы рассматривают феномен ценностных ориентации и тревожности с позиций различных психологических направлений (Е.П.Белинская, Г.Л.Головных, И.В.Дубровина, Д.И.Фельдштейн). Проблемы ценностных ориентации и тревожности могут быть решены с позиций целостного, системного подхода к изучению человеческой индивидуальности, который выражает наиболее прогрессивную тенденцию современной науки.
Актуальность теоретических исследований ценностных ориентаций личности и их практическая значимость для решения проблем возрастного развития тревожных подростков определили тему дипломной работы: Особенности ценностных ориентаций тревожных подростков.
Цель: Изучить особенности ценностных ориентацией тревожных подростков.
Объект: психологические особенности школьников подросткового возраста.
Предметом нашего исследования являются ценностные ориентации тревожных подростков.
Гипотеза: В дипломной работе мы исходили из предположения, что к особенностям ценностных ориентаций тревожных подростков относятся отличия в сочетаниях разной степени тревожности с уровнями проявлений ценностных ориентаций по всем подвидам показателей, как терминальных, так и инструментальных ценностей. Возможно, что у высокотревожных подростков уровни проявлений как инструментальных, так и терминальных ценностей свидетельствуют о недостаточной сформированности их ценностных ориентаций.
Достижение поставленной цели и проверка гипотезы определили следующие исследовательские задачи:
• Провести анализ теоретических исследований проблемы ценностных ориентаций и психологии тревожности подростков.
• Составить программу диагностического эксперимента по исследованию ценностных ориентаций и тревожности подростков.
• Провести количественно-качественный анализ особенностей ценностных ориентации тревожных подростков и дать психолого-педагогическую интерпретацию результаты исследования.
В процессе решения поставленных задач были использованы методы: наблюдение, беседа, экспертной оценки, анализ продуктов деятельности; а также комплекс методик:
• Методика «Шкала тревожности», разработанная по принципу «шкалы социально-ситуативной тревоги» Кондаша;
• Методика «Шкала реактивной (ситуативной) и личностной тревожности Ч.Д.Спилбергера – Ю.Л.Ханина»;
• Методика изучения ценностных ориентаций М. Рокича,
Экспериментальная часть исследования выполнена на базе IX классов гимназии № Выборку составили 54 испытуемых 15 - 16 лет, старшего подросткового возраста.
Дипломная работа состоит из: введения, 2 глав, заключения, списка литературы, приложения. В содержании дипломной работы проанализированы 5 таблиц, иллюстрация результатов представлена 6 диаграммами, приложение содержит 11 единиц, список литературы состоит из 86 источников.



Глава 1. Теоретические основы исследования ценностных ориентаций и тревожности подростков.

1.1 Ценностные ориентации личности в системе «Я – концепции».

Человек самим своим существованием выделен из окружающего мира. Это вынуждает его дифференцированно относится к фактам своего бытия. Человека интересует не просто истина, которая представляла бы объект таким, каким он является сам по себе, а значение объекта для человека, для удовлетворения потребностей. Индивид дифференцирует факты своей жизни по их значимости, даёт им оценку, реализует ценностное отношение к миру. Всё, что имеет для человека определенную значимость, личностный или общественный смысл, является для него ценностью.
Понятие "ценность" является центральным в аксиологии (теория ценностей), которая исследует природу ценностей, их место в реальности, структуру ценностного мира, рассматривает взаимосвязи различных ценностей между собой, их отражение в структуре личности.
Общеизвестно, что термин "аксиология" (теория ценностей) в 1902 году введен в научный тезаурус П.Лапи и стал активно использоваться в философии, социологии и психологии. Сформировалась теория в начале нашего столетия как определенное направление на основе неокантианских учений (В.Виндельбанд, Г.Риккерт), она получила затем широкое распространение в трудах ряда немецких и американских ученых (М.Шелер, Н.Гартман, Д.Дьюи, Р.Б.Перри, С.Пеппер Лишь в 60-е годы в отечественной науке были определены место и роль теории ценностей в марксизме - который выдвинул на первый план ценности общественного порядка; ее значение для развития комплекса наук о человеке и обществе, обозначились перспективы ее развития в единстве гносеологического, социологического и педагогического аспектов (В.П.Тугаринов, 1987). В исследованиях философов С.Ф.Анисимова, А.Г.Здравомыслова, Л.П.Буевой, Ю.А.Замошкина, М.С.Кагана, Л.П.Фомина, В.Момова, В.Н.Сагатовского, И.Т.Фролова и других оформился категориальный аппарат, который включает понятия "ценность", "ценностное отношение", "оценка", "ценностные ориентации".
Научная необходимость этих категории возникает тогда, когда встает вопрос о личности и окружающей ее материальной и духовной сфере, а шире - о соотношении деятельности субъекта (будь то личность, группа, класс, нация) в тех объективных условиях, в которых он действует. Решая проблему "субъект-объект", можно идти от второго к первому и, наоборот, от первого ко второму. Движение от объекта к субъекту означает рассмотрение субъективного как отражение объективного, а в качестве критерия правильности этого отражения выступает степень его соответствия отраженному. Это научный подход. При движении же от субъекта к объекту, во главу угла ставится уже не само отражение, а реакция субъекта на отраженное и, следовательно, степень соответствия объекта потребностям и целям субъекта. Это ценностный подход.
Большинство авторов выделяют две важнейшие характеристики ценности: (1) значимость (Л.М.Архангельский, И.Т Фролов, Н.Ф.Наумова.) и (2) вторичный, производный от человеческого бытия характер (Л.М.Архангельский., А.Г.Здравомыслов., В.А.Ядов, С.Л.Рубинштейн)
Кроме того, можно выделить особенности исследование ценностей в рамках различных наук. Так для философского исследования характерны: (1) глобальность, а также (2) рассмотрение ценностей в различных контекстах: историческом, культурном; в то время как для социального и особенно социально-психологического исследования характерным можно назвать: (1) стремление строго развести понятия “ценность”, “потребность”, “цель”, “норма”, “ценностные ориентации” и т.п., (2) попытки классификации ценностей по различным основаниям (Л.Б.Косова, И.М.Попова, Н.И.Лапин, М. Рокич, Ш.Шварц), (3) выделение структуры ценностей личности.
Содержание понятия "ценность" большинство ученых характеризует через выделение характеристик, свойственных так или иначе формам общественного сознания: значимость, нормативность, полезность, необходимость, целесообразность. Утверждается, что возникновение ценности связано, с одной стороны, с предметами, явлениями, их свойствами, способами удовлетворить определенные потребности общества, человека. С другой - ценность выступает как суждение, связанное с оценкой существующего предмета, явления человеком, обществом. Подчеркивается, что ценность - это форма проявления определенного рода отношения между субъектом и объектом. По отношению к субъекту (человеку) ценности служат объектами его интересов, а для его сознания выполняют роль повседневных ориентиров от предметной к социальной действительности, обозначений его различных практических отношений к окружающим предметам и явлениям. Только тогда, когда мы рассматриваем общественное бытие человека в аспекте объект-субъектного отношения, мы можем зафиксировать явление ценности [30;84- 85].
Ценности над индивидуальны, они могут осознаваться и не осознаваться, либо осознаваться неадекватно. Но любой вариант осознания ценностей как субъективно желательного выступает в форме оценки, которая состоит не в достижении соответствия познания действительному положению вещей, а является осознанием вещей и их свойств как необходимых и важных для человека. Ценности отражают реальную связь субъекта с потребностями и интересами, устремлениями, целями и идеалами субъекта. Поэтому можно говорить о ценностных суждениях с точки зрения их истинности и ложности.
В ценностях резюмируется весь жизненный опыт личности, этот компонент структуры личности, с позиций ученых, "представляет собой некоторую ось сознания, вокруг которой вращаются помыслы и чувства человека и с точки зрения которой решаются многие жизненные вопросы" [25;195-198].
Значительная роль в формировании ценностей принадлежит нормам, которые придают потребностям человека социальную форму. Под нормой понимается общепризнанное правило, образец действия или поведения. Нормы выступают как одна из форм осознания потребностей, и поэтому относятся к сфере ценностей. Но между нормами и ценностями существует некоторое функциональное различие: ценности, поскольку, они порождены потребностями, определяют цели деятельности, а нормы относятся к средствам достижения цели.
Ценность — значимость для жизни людей природных и культурных предметов, явлений, мыслей, и поступков, выявляющаяся в процессе преобразования человеком мира и самого себя. В ценностях выражается отношение человека к действительности с точки зрения или должного, подчас еще не осуществленного, но деланного, важного, нужного или нежеланного, неважного, ненужного. Всякая ценность имеет смысл только в сравнении с другой противостоящей ей. Люди стремятся к добру потому, что есть зло, защищают истину потому, что есть ложь, восхищаются прекрасным потому, что есть безобразное. Так как на их основе осуществляется выработка жизненной позиции и программ жизнедеятельности, создание образа будущего, перспективы развития личности. Следовательно, ценности регулируют не только настоящее состояние личности, но и будущее ее состояние; они определяют не только принципы ее жизни, но и ее цели, задачи, идеалы. Ценности, выступающие как представления личности о «должном», мобилизуют жизненные силы и способности личности на достижение определенной цели.
Таким образом, ценности - это ядро структуры личности, определяющее ее направленность, высший уровень регуляции социальным поведением личности. Внешне ценности выступают как свойства предмета или явления, однако они присущи человеку не от природы, а потому, что он вовлечен в сферу общественного бытия человека и стал носителем определенных социальных отношений. Под ценностями понимаются, во-первых, нравственное значение, достоинство личности (группы лиц, коллектива) и ее поступков или нравственной характеристики общественных институтов, во-вторых ценностные представления, относящиеся к области морального сознания, — моральные нормы, принципы, идеалы, понятия добра и зла, справедливости, счастья.
Ценностность характеризуется взаимосвязью отражения наиболее значимой и обобщенной сферы действительности, стороны жизни субъекта и выделения, осознания и утверждения себя, своего Я через отношение к данной сфере.
Обращение к разработке понятия «ценностность» в психологии обусловлено необходимостью преодолеть определенные недостатки и трудности, связанные с использованием и диагностикой направленности, ценностей и ценностных ориентации [48;47-49].
Начиная с 60-х годов в отечественной психологии Н.И.Непомнящая под руководством А.Р.Лурия разрабатывала основное содержание понятия «ценностность». Понятие ценностности в определенном смысле пересекается с понятием направленности и ценностных ориентации.
Понятие «направленность» введено С. Л. Рубинштейном, который указал, что при психологическом изучении человека очень важно понять, чего он хочет от жизни [63;82-87]. В исследованиях Л.И.Божович [10] и ее коллег Т.Е.Конниковой, Л.С.Славиной [32], В.Э.Чудновского [80], понятие направленности получило развитие и конкретную разработку. Направленность связывается с изучением доминирующего мотива. Исследователи направленности исходят из следующих положений:
• Развитие мотивационной сферы выражается не только в формировании новых потребностей и мотивов, но и в том, что потребности и мотивы вступают в сложное взаимодействие друг с другом, выстраиваясь в определенную иерархическую структуру.
В психологической литературе можно обнаружить в основном два принципиально разных подхода к решению вопроса о доминирующих мотивах поведения.
Один подход - поиски изначально присущих человеческой природе основных потребностей (одной или нескольких), из которых затем выводится все разнообразие человеческой мотивации. Другой подход - отрицание изначальной заданности специфических человеческих потребностей и поиски социально-психологических механизмов возникновения доминирующих мотивов.
Первый подход характерен для большинства западных теорий личности и мотивации (Мак Дауголл, З.Фрейд, А.Адлер, К.Хорни, Г.Салливен, Э. Фромм, К.Р. Роджерс и многие другие). Второй, основанный на марксистском понимании личности как продукта социального развития, был характерен для советской психологии.
• Иерархическое строение мотивационной сферы предполагает существование более или менее устойчиво доминирующих мотивов поведения, которые подчиняют себе все остальные мотивы и потребности субъекта.
• Относительно постоянное доминирование определенных мотивов создает направленность личности, которая выражается не только в целенаправленности поведения, но и в целенаправленности всей жизни субъекта, придавая ей определенный смысл.
Направленность личности, понимаемая как результат сложившейся иерархии мотивов, выражается в устойчивом доминировании одних мотивов над другими.
Доминирующие мотивы, или направленность, были разделены на три группы.
1. Мотивы общественные – альтруистические, коллективистические, гуманистические, связанные с заботой о других людях, с любовью к ним, с чувством долга перед обществом и т. п.....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Қарап көріңіз 👇


Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру