Проблема бездарности и беспризорности в Республики Казахстан

 Проблема бездарности и беспризорности в Республики Казахстан

Содержание
Введение…………………………………………………………………….. .

Глава 1. Теоретические аспекты беспризорности и безнадзорности, Социально-психологические особенности беспризорных детей.
1.1 Беспризорность как социально-педагогическая проблема. История беспризорности………………………………………………….….
1.2 Дети-сироты и беспризорные дети как объект социально-психологи-ческой работы……………………………………………………....
1.3 Современные социально-педагогические проблемы воспитания детей в сиротских учреждениях……………………………………...…………

Глава 2. Проблема бездарности и беспризорности в Республики Казахстан.
2.1. Анализ состояния беспризорности и бездарности в Казахстане....
2.2.Формы и методы профилактики беспризорности и безнадзорности не-
совешеннолетних детей…………………………………..………..
2.3. Законодательство Республики Казахстан о профилактике право-
нарушений, беспризорности и бездарности среди несовершеннолетних…………………………………...…………..

Глава 3. Пути решения проблемы беспризорности и безнадзорности в Республике Казахстан.
3.1. Меры по профилактике безнадзорности и беспризорности
в Республике Казахстан……………………………………………...
3.2. Совершенствование работы проводимой государственными органами
по борьбе с преступностью среди беспризорных подростков.....

Заключение…………………………………………………………….......
Список используемой литературы……………………………………...

Теоретические аспекты беспризорности и безнадзорности, Социально-психологические особенности беспризорных детей.

1.1. Беспризорность как социально-педагогическая проблема. История
беспризорности.

Борьбе с беспризорностью во все времена уделялось большое внимание. Приведём исторический обзор борьбы с беспризорностью:
4 февраля 1919 года - издается декрет об учреждении Совета защитников детей «Принимая во внимание тяжелые условия жизни в стране и лежащую на революционной власти обязанность сберечь в опасное переходное время, подрастающее поколение, СНК настоящим декретом утверждает особый Совет защиты детей». К работе привлекаются органы БЧК на местах.
5 марта 1920 года – по губерниям разослано постановление наркомата образования, в котором указывается на необходимость создание специальной детской милиции, на скорейшей организации бесплатного питания беспризорников, их лечения, организации приемников, потому что «должно заметить крайне вредное помещение детей в общие участки милиции».
1921 год – 27 января по предложению Ленина Президиум ВЦИК издал постановление, согласно которому при ВЦИК образовывалась «Комиссия по улучшению жизни детей». Председателем был избран Ф. Дзержинский, в комиссию входили представители наркоматов просвещения, здравоохранения, продовольствия, рабоче-крестьянской инспекции, ВЦСКС, БЧК.
1922 год – борьба с последствиями голода, реэвакуация детей, открытие стационарных учреждений.
1923 год – переход к плановой работе. На борьбу с беспризорностью брошено 15000 педагогических работников.
1925 год – в марте состоялось. Первая конференция по борьбе с беспризорностью. «Необходимо обдумать, как координировать усилия существующих разнообразных организаций в деле ликвидации беспризорности. Это вопрос не благотворительности – это вопрос здоровья всего общественного организма» Н. Крупская (из выступления)
В ноябре собирается 4 съезд заведующих губотделами по борьбе с беспризорностью. «Дело не только в том, что мы окружены целыми морем детского горя, но и в том, что мы рискуем получить из этих детей антиобщественных, антисоциальных людей в корень испорченных, врагов здорового образа жизни… беспринципных людей, которые с легким сердцем уйдут в лагерь наших врагов, которые пополняют армию преступности».
К этому времени приходит понимание той опасности для государственного строя только что победившей революции, которую несут с собой дети, выкинутые на улицу, и не случайно делом борьбы с беспризорностью впрямую занялось ЧК. Тогда был моден плакат «6 000 000 детей, не обслуженных школой – страшная угроза стране и революции. Помогите организовать труд беспризорников».
Создание обществ «Друзья детей», которые занимались организацией ночлежек, приютов, рабочих мастерских, летних лагерей отдыхов и детских площадок для беспризорников.
Создаются органы СПОН – социально-провавой охраны несовершеннолетних, занимающиеся профилактикой новой беспризорности.
При ЦИК СССР создаются фонды Ленина по помощи беспризорным детям.
Из 44,991 преступления, совершенных несовершеннолетними – 75% на совести беспризорников.
1925 год – в стране 20 тысяч беспризорников, из них 90 тысяч нуждаются в немедленной помощи. Компания по усыновлению детей, загрузка детских домов. Общество «Друзей детей» созданы в 17 губерниях, они имеют свои клубы, столовые, чайные, приюты.
Государство выделяет 50 млн. рублей на борьбу с беспризорностью.
В детских домах 241 тысяча детей, что 55% от общего числа сирот.
1926 год – Декрет об учреждении Совета защиты детей. «Тут прямо-таки надо бросится на помощь, как если бы мы видели утопающих детей…Я хотела, бы сама встать во главе этой комиссии и хочу реально включить в работу аппарат ВЧК… я думаю, что наш аппарат один из наиболее четко работающих. Его развитие есть повсюду. С ним считаются. Его побаиваются. А между тем даже в таком деле, как спасение и снабжение детей встречаются и халатность хищничество». Ф. Дзержинский.
1927 год – на Пленуме ВЦИК отмечены большие успехи в борьбе с беспризорностью. Выделено еще 7 млн. рублей.
Принят трех летний план в борьбе с беспризорностью.
1930 год – изменение характера беспризорности. Увеличение доли «Семейных» детей, криминально-ориентированных подростков, нуждающихся в «специальном» воспитании. Расширение сети «перевоспитывающих» учреждений для «морально-дефектных» детей.
1931 год – говорится о ликвидированной, в основном, уличной детской беспризорности. Создание Комитетов – прообразов будущих Комиссий по делам несовершеннолетних.
1932-33 годы – начало широкого наступления на преступность, в том числе и несовершеннолетнюю. Переполненные тюрьмы и лагеря.
Организованная борьба с бродягами и нищими, наводнившими города после знаменитого голода. В центре Москвы окружали целые кварталы и отстреливали песчаных крыш. Были ли среди них дети - пока не известно.
Хроника борьбы с беспризорностью – 90-ые годы.
1991 год – распад СССР, разрушение единой системы органов МВД и народного образования. Транзитные приемники отказываются принимать «чужих».
Начало самого крутого витка экономической реформы, стремительной обнищание населения и ухудшение криминогенной ситуация.
Количество преступников от 14 до 17 лет составило 188 тысяч человек, из них 30% - нигде не работают и не учатся.
Комплексные программы по борьбе с беспризорностью и реабилитации детей, попавшими в экстремальные ситуации, разработанные педагогами и другими специалистами, гибнут в столах различных ведомств.
Создаются первые приюты, в которые могут принимать по 30-50 детей.
1993 год – первые публикации в прессе, поставившие остро вопрос о детской беспризорности в Казахстане. Местные власти начинают бомбордировть органы милиции письмами с требованием отчета о проделанной работе, вокзалы осаждают армии иностранных фото – и телерепортеров.
В Казахстане развиваются правоохранительные структуры, но ошибка была допущена, когда разорвали единую систему работы с трудными подростками, разделив оперативно – следственную, профилактическую работу, приемники и ВТК по разным управлением, а то и по ведомствам. Согласно новому УК РК вводится административный арест для несовершеннолетних правонарушителей от 20 до 40 суток – гуманно, по сравнению с этапами и колониями, а где держать, если приемники и так переполнены
Собираются ввести детские и семейные суды, а кто этим будет заниматься, если судей не хватает? Собираются разделить потоки детей в приемниках на криминальный и случайный, а где те приюты, где будут жить подкидыши?
Как становятся беспризорниками. Их быт и времяпрепровождение.
Как становится беспризорниками, откуда брались беспризорники?
Исследователи беспризорности говорят, что: 95-98% ребят, оказавшихся на улице, были из пролетарской и крестьянской среды из тех слоев, которые были малообеспечены или в связи со смертью родителей.
В целом всех беспризорников можно разделить на две большие категории: сироты и полупризорные дети. С течением времени соотношение этих категории менялось в пользу последних, и теперь «полупризорные» дети из неблагополучных семей составляют большинство.
Революция, гражданская война, голод и эпидемии вышвырнули на улицу тысячи сирот, чьи родители погибли или просто разбрелись по необъятной стране. На улице можно было выжить. Бежали из старых детских домов, где было голодно, которые разорялись военными действиями, еще до революционные сироты.
Но со временем среды беспризорников становилось все больше тех, кто ушел из дома сам, потому что в семье, потерявшей кормильца или в семье безработного, просто-напросто было, нечего есть. Уходили старшие, давая возможность выживать малышам или на поиски заработков. Убегали и от плохого обращения, и от побоев, от пьянства и много от чего другого, так к круглым сиротам добавились тысячи беспризорников. Понятно, что на работу они устроиться не могли, поскольку и взрослым ее не хватало.
Что же касается нового поколения, у нынешних, быть может, живы ещё родители, эти дети сбежали из дому, иногда в поисках приключений, но чаще всего потому, что знали: едва ли где-нибудь ещё можно быть столь несчастными и голодными, как дома».
Среди нынешних беспризорников много детей, искалеченных условиями неблагополучной семьи из отсталых слоев населения. Не всегда бродячая жизнь беспризорника вызывается материальной необеспеченностью. Нынешний беспризорный подросток часто нуждается не только в пище, жилище и одежде, сколько в специальном культурном воздействии, в перевоспитании, в новых бытовых условиях.
Исторический беспризорник значительно отличается от беспризорника нынешнего, и не только потому, что законы моды тогда и сейчас были несколько различны, просто тогда жилось хуже тем, кого раздевали. Поэтому носили в основном единственный вид одежды – тряпье, в худшем варианте – лохмотья. Это достаточно удобно, потому что основным достоинством тряпья была возможность носить его зимой, и летом с одинаковым успехом.
Место обитания.
Помимо хорошо известных асфальтовых котлов, беспризорники жили везде: в заброшенных сараях, под мостами, на чердаках, в ямах, на развалинах, и иногда просто на улицах, в наглую разводя костры по причине голода и холода.
Некоторые из беспризорников жили в пещерах, как береговые ласточки, а что бы не было темно – провели туда электричество от близ лежащей трамвайной линии. Милиция туда почти не ходила, а если и забрела случайно, то с ногами в дрожащих руках. Но постоянных мест жительства беспризорники почти не имели, так как были людьми беспокойными, непоседливыми и вели преимущественно кочевой образ жизни в зависимости от времени года, политической и экономической конъектуры.
Если в двадцатых годах можно было ссылаться на голод, неурожай, войны, восстания и расстрелы, для объяснения причин появления такого количества несовершеннолетних бродяг, то сейчас эти аргументы не существуют.
В 1988 году их было 20% от общего числа, а к этому не наберется и 10% убегающих из детских домов и интернатов (особенно много бегунков из учреждений для умственно отсталых) или оставшись одних после смерти родителей.
Основная масса беспризорников имеет папу или маму, а достаточно часто – и того, и другую. Так что сейчас нет нечего страшнее для современного ребенка, чем его собственные родители, которые бывают пьяницами, наркоманами, сумасшедшими, уголовниками и безработными. Убегают от побоев, издевательств, голода.
Приватизация жилья тоже внесла свою лепту в увеличение количества беспризорников: это когда в конец обезденевшие родители продают квартиру первому встречному и съезжают в какую-нибудь коммуналку, а ребенок, приходя из школы, застает в квартире совсем новые физиономии и записку в дверях: «поживи у соседей».
Говорить о беспризорности, наверное, можно начиная с 1989 года. С этого момента начался абсолютный распад и семьи, и государственных структур, которые должны заниматься детьми. Если раньше худо-бедно за ними осуществляли хотя бы формальный призор, то теперь они стали беспризорными в полном смысле слова.
Внешний вид.
Нынешний беспризорник, как правило, одет по необходимости: лишнюю, мешающую, свободно передвигаюшию одежду выкидывает, и тут же приворовывает необходимую. Если нужно «выезжать в город» - появляется куртка с чужого плеча и шапка. А вообще, беспризорники большие модники: верхнюю одежду могут менять по несколько раз в неделю, что не скажешь про рубашки и земляного цвета майки. Так что особенно не удивительно, если на зачуханном восьмилетке увидите пуховик размера на четыре больше.
Какие-то общие закономерности во внешнем облике беспризорника отсутствуют. Это зависит от его возраста, стажа кочевой жизни, и от «профессии». Самых старших, которых можно застать на вокзале только поздно ночью, вообще трудно отличить от обычных детей, если не приглядываться и не усмотреть во взгляде что-то особенное: заторможенное и решительное одновременно.
Девицы одеваются по-особому, в соответствии с профессией: ярко, с килограммами косметики на не всегда чистом лице, но из далека или спьяну производят пробирающее впечатление.
Побирушки предпочитают одеваться жалостливее и не мыться, остальные за собой смотрят, особенно те, что работают на выезде. Они умываются достаточно часто и иногда моют голову, что привело бы в праведный гнев беспризорников двадцатых, а если появляются насекомые – могут отстегнуть парикмахеру за стрижку под ноль. Ходить с длинными ногтями считается не совсем приличным, поэтому их обкусывают.
В отличие от беспризорников двадцатых, за собаками они не ухаживают, потому что собак у них нет, а если бы и были, они, скорее всего, их бы мучили. Из «домашних животных» у них есть вокзальные бомжи и сумасшедшие, предназначенные для забав.
Манеры.
Свистеть, громко смеяться, танцевать и надоедать прохожим беспризорники не любят. Они напрочь лишены демонстративности, достаточно ненавязчивы и мечтают только об одном, что бы к ним не приставали. Это очень рациональные люди.
Они не бояться ни кого, спокойно, хотя и без радости общаются с журналистами, особенно если их кормят. На вопрос, что будите есть, без зазрения совести заказывают много и выбирают самое дорогое.
Беспризорники любят нехорошие анекдоты, ножи и всякие хлопушки. Не лишены тщеславия и иногда могут себе позволить развернуть перед физиономией какого-нибудь командировочного, давящегося жалкой котлетой, пачку «Винстона».
Беспризорники очень «уважают травку». После пары затяжек становятся очень добрыми, и их тянет любить всех. Они бродят по залу, вгоняя в краску женщин преклонных лет, не сносно к ним приставая. Спиртное пьют не все.
Времяпровождение.
Основное в их жизни – это, конечно, «работа». Кроме сна, а спят они утром и днем в укромных уголках (вокзальные могут, согнувшись в три погибели, устроиться в креслах), беспризорники любят есть.
12 часов ночи – время «Ч». Беспризорники стекаются в кафе, и начинаются самое интересное – охота на бомжей. Бомжи – это почти люди, они очень нужны беспризорникам, что бы постоянно сравнивать себя с ними, и понимать, что у них самих не все еще потеряно, и испытывать по этому поводу чувство превосходства и гордости.
В грязи и нечистотах вокзальной жизни есть и островок счастья игральные аппараты. На внешний вид они тоже не очень презентабельные, но здесь можно забыться. Все основные средства тратятся на них. Ребят не гоняют, потому что с владельцами автоматов они связаны тесными рабочими узлами. Это наплевать, что автоматы не дают никакой прибыли, зато сверкают, в отличие от всего остального. В настоящее время автоматы в Казахстане аннулировали с 01 апреля 2007 года.
Можно так же сходить на «видик»: в темном видеозале очень хорошо спать, разлегшись под экраном на сцене вповалку. Смотреть беспризорники любят только фантастику, поскольку мордобоев хватает в реальной жизни, а порнография существует под боком в виде их беспризорных подружек или банды глухонемых девиц.

Язык. Привычки. Обычаи.
Сленг беспризорников не повторим и не изучен. Хотя в современных блатных вариантах слышны отголоски прошедших времен: «чинаши» - окурки, «шамовка» - еда, «сламщики» - друзья и далее до бесконечности.
Алкоголь был в почете, наблюдатели отмечали крайнюю степень истощения и испитости детских физиономий, ко всему прочем – курили (как в прочем и сейчас) травку, пользовались кокаином и болели сифилисом. Отзывались на клички (сейчас это очень распространено): «медвежонок», «крыса», «воробей». Настоящие свои имена, не говоря уже про фамилии и отчества, никто и не помнит. Жили коллективно, но люди в стае постоянно менялись. Питались из «общака», хоть каждый имел и свою заначку.
Очень любили всяческие происшествия: особенно мордобои и смертоубийства, которые можно было наблюдать, подавая комментарии с соседних крыш. Иногда резвились сами, но в меру: разве что, играя с прохожими в футбол или вырезая из дамской шубки всю филейную часть. Опять-таки – карты, пристеночки, камушки, в которые проигрывалось все, даже свои и чужие жизни. В сравнении с нынешним поколением обитателей вокзалов, исторические беспризорники производили несколько ироничное и в целом доброе впечатление.
Профессии.
Если раньше, после революции, беспризорники в основном воровали, то теперь спектр их деятельность значительно расширился, хотя приворовывают все.
«Бутылочники» - основные их доходы складываются из выручки от сданных бутылок. Они точно знают, где и когда продают пиво, и пасут мужиков от самого прилавка до последнего глотка. Бутылки сдаются тепленькими, сразу же – чтоб не отняли. Если день удачен, и бутылок накапливается так много, что за один раз унести не возможно – часть отдается на хранение какой-нибудь бомжихе, получающей потом процент от дохода.
Скупают бутылки около буфетов и кафе, своих «клиентов» они знают в лицо и берут только у них, поэтому «бутылочники» - своего рода монополисты.
«Воришки» - они в основном промышляют мелкими кражами: обчищают карманы у пьяниц и у спящих, наведываются в камеры хранения, часто выезжают в город – таскать из ларьков. Это – почти элита. Именно их, как наиболее квалифицированные кадры, используют взрослые преступники, если нужно «постоять на шухере» или, за определенную плату, взять вину на себя при облаве – все равно отпустят. Также они работают «наводчиками», ухитряясь иногда служить двум «фирмам»: тем, кто грабит, и тем, кого грабят.
«Грабители» - они грабят в основном ровесников или «Валенков» и пьяных, чаще группами, чем по одному. Было бы наивно думать, что грабежом занимаются только 15-летние громилы: самому младшему из мне известных – девять с половиной лет.
«Попрошайки» - Этим занимается главным образом малышня от 6 до 10 лет. Кто-то околачивается в центре города, кто-то на вокзале или на базаре, просто с протянутой рукой, приставая в наглую к прохожим, а если грамотный, конечно, обзаводится табличкой: «у меня умерли папа и мама», - что от части вранье, поскольку папа и мама – просто алкаши. Ко всему прочему среди беспризорников есть «носильщики», которые помогают донести багаж до вагона (иногда унося его на совсем), «продавцы», которые занимаются перепродажей сигарет и мороженного, ухитряясь при этом болеть вирусным гипотитом или еще какой-нибудь дрянью. Некоторые специализируются на перевозки грузов между городами: сырье для наркотиков, награбленного или еще чего-нибудь. У девиц в основном одна специальность – проституция: можно «на съем», а можно стать временной «женой» крутого кавказского парня.
Работают беспризорники, как правило, днем, и не там, где живут. Для работы есть рынки и иные многолюдные места. Доходы делят на три части: одна (самая маленькая) – плата тем, кто их «пасет», другая (средняя) – та, которую можно при всех вытащить из карманов, если они есть, а третья (самая большая) – та, которую прячут в шапку – заначка.
Типы.
Помимо специальности, беспризорники делятся на типы. Существует беспризорник оседлый, который живет на одном и том же вокзале или в одном и том же подвале по несколько месяцев. А если заберут, возвращается обратно, когда отпустят. На вокзале Алматы – 1 таких человек двадцать, их знают на лицо и по фамилиям, как, в принципе, и их непутевых родителей.
Есть беспризорник сезонный, который едет на заработки, например, убирать помидоры или канаплю. Иногда сезонники попадают в рабство, сколько их выживает на плантациях – не знает никто.
Есть беспризорник кочующий. Смысл его существования – бродить по всему СНГ в поисках хлебных мест, в зависимости от времени года.
Есть беспризорник случайный, волей судьбы выкинутый на улицу, а вовсе не специально убежавший. Он шляется первое время просто так, пока не приобретает специальность, а его измученное лицо не превращается во вполне упитанное.
Есть «семейный» беспризорник, который бомжует вместе со своей мамой, братьями и сестрами. Они живут на вокзальном гранитном полу. Он может быть, и рад вернуться домой, но там толи – война, толи – сумасшедшие родители тому помеха. Помыкавшись с годок, «семейным» беспризорник рано утром встает и отчаливает в неизвестном, даже ему самому, направлении.

1.2. Дети – сироты и беспризорные дети как объект социально-психологической работы.

Сиротство как социальное явление существует столько же, сколько человеческое общество, и является неотъемлемым элементом цивилизации. Во все времена войны, эпидемии, стихийные бедствия, другие причины приводили к гибели родителей, вследствие чего дети становились сиротами. Видимо, с возникновением классового общества появляется и так называемое социальное сиротство, когда дети лишаются попечения родителей в силу нежелания или невозможности осуществлять последними родительские обязанности, в силу чего родители отказываются от ребенка или устраняются от его воспитания.
Сиротство – социальное явление, обусловленное наличием детей оставшихся без попечения родителей вследствие лишения родительских прав, признания в установленном порядке родителей нетрудоспособными, безвестно отсутствующих и т.д. Сюда относятся так же дети, родители которых не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют никакой заботы о своих детях.
Социальное сиротства – явление устранения или неучастия большого круга лиц в выполнении ими родительских обязанностей (искажение родительского поведения). Социальные сироты – это особая группа детей до 18 лет, лишившихся родителей по социально-экономическим причинам, т.е. сироты при живых родителях.
Однако только с середины ХХ века социальное сиротство стало приобретать угрожающие масштабы, причем рост «отказничества» наблюдается во многих странах мира, в том числе и развитых (Франция, Италия и др.)....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Қарап көріңіз 👇


Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру