Деятельность правительства Алаш-орды
Содержание
Введение
ГЛАВА 1. У.БУКЕЙХАНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИИ «АЛАШ».
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.
ГЛАВА 3. ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА «АЛАШ-ОРДЫ»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Руководители нынешних республик Центральной Азии и Средней Азии в данное время обращают пристальное внимание изучению истории вообще, национальной истории в частности. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих трудах много места уделяет значению и изучению истории тюркоязычных народов, истории Казахстана. Он говорит: « Почему мы изучению истории Казахстана придаем особое значение? Потому что, гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: «Кем были мы вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра?» Потому что, гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Потому что, каждый гражданин, углубляясь в историю должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю.
За последние десять лет ученые историки Казахстана сделали большую научную работу по объективному освещению истории казахского народа, государства. Вышли из печати такие авторитетные труды как: первые 3 тома академического издания пяти томного «История Казахстана»; «История Алашорды»; «История казахской диаспоры»; «История национально-освободительного движения» в трех томах; Готовится к печати новый труд «Очерки истории казахской государственности». Во всех этих работах принципиально по-новому объективно и справедливо освещались многие важные научные проблемы истории Казахстан. Большая работа проведена по восстановлению роли и места в истории таких видных государственных деятелей, представителей науки и культуры как: Т.Рыскулов, О.Жандосов, У.Букейханов, А.Байтурсынов, М. Шокай, С.Аспендияров, М.Жумабаев и др. Опубликованы их труды, написаны монографии и книги об их жизнедеятельности. В 1988 году были оправданы Шакарим Кудайбердиев, Ж.Аймауытов, М. Дулатов, А.Байтурсынов, М. Жумабаев и др.
С началом гражданской войны Казахстан также был вовлечен в этот процесс. Принимаются меры Алаш-Орды по созданию казахских военных формирований. Возникают национальные подразделения Красной Армии. Печатные органы лидеров национально-освободительного движения ведут пропаганду о защите национальных интересов казахского народа. В идеологической работе между большивиками и представителями "Алаш-Орды" крайне обостряются противоречия.
Газеты в районах действия Советов "Вестник Семиреченского трудового народа" (Верный, 1918 г., 21 июнь) - на казахском языке - "Жетысу енбекши халык мухбири" (позднее Комек), "Известия областного исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих, киргизских (казахских), красноармейских и ловецких депутатов" (Урда, 1918 г., 18 ноября)- "Яицкая правда" (1919 г., 1 февраля) - "Красный Урал" ( 1920 г., март) призывают народ к укреплению Красной Армии, борьбе против белогвардейщины. На страницах газет дерективные материалы YIII съезда партии. Вводятся новые разделы и рубрики большевистских изданий. Появляются плакаты и лозунги на страницах "Голоса Семиречья" (1919 г., 28 июня), призывающие к защите интересов революции.
В областях Казахстана возникают новые большевистские печатные издания "Яицкой правда", "Дурыстык жолы". "Повстанец" (Кустанай, 1919 г., 30 сентября) - "Красная степь" (1920 г., январь). Знамя борьбы и труда" (Семипалатинск, 1919 г., 2 декабря) - "Степная правда" (1920 г., 21 декабря). "Ќазаќ тiлi" (Семипалатинск, 1919 г., 4 декабря). "Известия Павлодарского ревкома" (1919 г., декабрь) "Красный Павлодар" (1920 г., 11 марта). "Большевик" (1920 г.,2 ноября). "Мир труда" (Петропавловск 1919 г., 5 декабря). Известия Усть-Каменогорского уездного революционного комитета" (Усть-Каменогорск, 1920 г., январь). "Советская власть" (1920 г., август). "Красный вестник" (Акмолинск, 1920 г.).
Появляются военные издания как "Известия Киргизского Комиссариата по военным делам" (Урда, 1919 г., на казахском и русском языках), "Правда" - газета политотдела Актюбинского фронта.
Возникают первые республиканские издания в связи с образованием Каз. АССР. Это газеты "Ушкын" - орган Кирвоенревкома (Оренбург, 1919 г., 17 декабря) - предшественница республиканской партийной газеты "Социалистiк Ќазаќстан", "Известия Киргизского края" (Оренбург, 1920 г., 1 января) - предшественница "Казахстанской правды", "Красная молодежь" - первая республиканская советская молодежная газета" (Оренбург, 1919 г., июль), молодежные газеты и журналы Казахстана - "Молодой боец" (Уральск), "Юный степняк" (Акмолинск), "Юный пролетарий" (Верный), первые республиканские молодежные издания на казахском языке. "Жас кайрат" (Ташкент, 1921 г., 22 марта - родоначальница "Лениншiл жас" - органа ЦК ЛКСМ Казахстана. Газета "Љртен" (Оренбург, 1922 г., ноябрь), журнал "Жас ќазаќ" - орган обкома РКСМ (Оренбург, 1923 г., ноябрь).
Ключевой период в формирования исторической сущности современного постсоветского истеблишмента находится в 20-х - 30-х гг., поскольку именно в этот период в ходе коллективизации и индустриализации происходило становление и развитие на собственной основе тоталитарной советской общественно-политической системы, основные элементы и сущностные черты которой перешли в постсоветский период, определилась иерархия властных институтов партии и государства, была уничтожена и вытеснена дореволюционная демократическая элита и произошла практически полная смена прежних элит. Последующие десятилетия вносили свои, порой значительные, коррективы, однако они сохраняли и лишь усиливали сформировавшийся бюрократический номенклатурный характер национального истеблишмента.
ГЛАВА 1. У.БУКЕЙХАНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИИ «АЛАШ»
Как указывалось выше, к 1917 г. в Казахстане уже существовала национальная культурная элита, включавшая в себя около сотни казахов, получивших высшее образование в университетах и других учебных заведениях России. Имена этих разносторонне одаренных людей, попытавшихся восстановить казахскую государственность в 1917 г. в рамках автономии "Алаш", ныне реабилитированы после многих десятилетий тоталитарного забвения. Однако материальный достаток и высокая образованность тогда не были входным билетом в правящий класс, поскольку с конца 60-х гг. XIX века казах не мог подняться на должность выше волостного управителя. Прежний правящий класс - султаны, бии, батыры и старшины - были отстранены от власти, которая сконцентрировалась в руках генерал-губернаторов Степного и Туркестанского краев, включавших территорию Казахстана. На последующей ступени административно-территориального деления - губерниях, в свою очередь подразделявшихся на уезды, также управляли чиновники, назначаемые царской властью. Уезды подразделялись на волости, состоявшие из административных аулов, объединявших кочевые аулы.
Преимущественно военно-колониальный характер власти проявлялся в назначении, как правило, военных на должности генерал-губернаторов и губернаторов. Сущностью административных реформ 1867-1868 гг. был переход от косвенного управления, характеризовавшегося ограниченным вмешательством колониальной администрации во внутриказахские дела при сохранении влияния и ограниченной власти у султанов и биев, привилегированным положением султанов, к прямому управлению посредством назначаемых сверху чиновников.
До 1868 г. в казахской степи наряду и одновременно с аристократическим принципом действовал и меритократический принцип продвижения личности во власть. По общему мнению казахстанских историков, ни один чингизид-торе не мог стать султаном или ханом, не показав личных достоинств, способности отстоять интересы подвластных ему людей. В противном случае, подчиненные ему роды могли просто откочевать, примкнуть к другому султану, либо избрать другого хана или султана. Ханам и султанам приходилось учитывать влияние и импульсы идущие "снизу" от батыров и биев, руководствовавшимися интересами своих родов, и самое главное - реально располагавших вооруженными джигитами, конями и скотом. Этот принцип был подвергнут эрозии в течение XVIII и XIX вв., известны имена ханов, избранных под давлением и утвержденных колониальной администрацией, но не имевших поддержки и популярности в народе (таковыми были во второй половине XVIII в. ханы Младшего жуза Нуралы, Есим). С другой стороны, оппозиционный царским властям хан Кенесары, избранный представителями всех трех жузов, не был утвержден царским правительством во времена Николая I.
Выборность волостных, введенная реформой 1867-1868 гг. привела к феномену, известному в постколониальных странах Африки: борьбе за должность. Клановая борьба за должность с полномочиями, не ведомыми прежним вождям родов, и с возможностью обогащения благодаря продвижению интересов выдвинувшей его во власть группы, была чужда нормам предшествовавшей политической культуры. Носители ее норм уже не вписывались в новые "правила игры". Показателен пример просветителя-поэта Абая Кунанбаева, который был знатоком норм традиционного права и справедливым, по мнению народа бием. Однако, Абай был уже на должности бия, а не бием - родовым вождем, имевшим более широкие права по решению конфликтов между родовыми группами и семьями. Его деятельность проходила после реформ 60-х гг., когда должность бия была выборной и подчиненной волостному. Он пытался нормы адата (обычного права) привести в соответствии с законодательством Империи, но столкнулся с борьбой родо-племенных интересов, сопротивлением новых разбогатевших влиятельных казахов, и, в конце концов, разочаровавшись, отстранился от судебной деятельности.
В общественное сознание того времени уже проникло представление о силе власти как таковой, безотносительно к личным достоинствам и качествам, чинопочитание и преклонение перед сильными мира сего. Мыслитель и просветитель Абай желал нравственной практики в делах властвования и управления, но, однако, в отличие от прежних батыров и биев, творивших деяния, он вынужден был рефлектировать и рассуждать, находясь в философском одиночестве. В его понимании "живости восприятия" сквозит угасшая воля прежних свободных кочевников. Свергать неугодных народу ханов, как делали воспетые поэтом - импровизатором Базаржырау казахские батыры, - такая задача уже не могла стоять перед ним в иной исторической обстановке.
Абай ставит диагноз деградации окружающего его общества, говоря о своем народе: "Постоянен в непостоянстве своем". Абай полагал, что власть имущие должны помочь своему народу, и в слове 41-м "Слов назидания" определил достаточные, по его мнению, условия: "Человек, который по настоящему озабочен будущим казахов и собирается не только давать советы, а и осуществлять их на деле, должен удовлетворять одному из двух требований. Первое условие: в руках этого человека должна быть сосредоточена вся власть по управлению народом. Второе условие: в руках этого человека должны быть несметные богатства. Но нет сегодня такой власти, которая была бы так сильна, чтобы держать народ в повиновении. И не найти в степи такого богача. А словами казаха не возьмешь, угрозами его не испугаешь, упреками не устыдишь".
Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло его представления о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.
Характерной чертой узкого слоя казахской культурной элиты было обладание разносторонними творческими качествами. Практически все они были общественными деятелями и одновременно писателями, поэтами, учеными, не ограниченными горизонтом своих профессий, узкой специализацией. Например, инженер-железнодорожник М. Тынышбаев проявил себя также в качестве видного историка, этнографа, М. Дулатов - поэт, публицист, писатель, драматург, педагог, общественный деятель, А. Байтурсынов- поэт, публицист, переводчик, тюрколог, создал в 1924 г. реформированный казахский алфавит на основе арабской графики, А. Букейханов -общественный деятель, публицист, ученый, автор ряда трудов, посвященных политическому просвещению казахского народа, пробуждению его национального самосознания, исследований казахского фольклора и эпоса, переводчик произведений русской литературы на казахский язык, автор монографии по казахскому овцеводству, коневодству, крупному рогатому скоту. Энциклопедическая разносторонность интересов была присуща врачу по профессии Х. Досмухамедову, оставившему ценные труды в исследовании казахского языка и фольклора.
Культурная казахская элита с 1905 г. активно участвовала в выборах в Государственную думу, приобретала политический опыт. Казахи были представлены в I и II Государственных Думах шестью депутатскими мандатами. Среди депутатов I Думы, избранной в 1906 г., был А. Букейханов, а во II Думе, выбранной в 1906 г. и начавшей работу 20 февраля 1907 г., депутатами были известные политические и общественные деятели последующих двадцати лет М. Тынышпаев и Б. Каратаев . Однако, 3 июня 1907 г. II Дума была распущена, введены новые законодательные положения о выборах, согласно которым казахи потеряли право иметь депутатов в последующих III и IV Думах.
На мировоззрение казахской интеллигенции повлияло то, что с 1907 до 1917 гг. политические усилия культурной элиты в условиях отсутствия представительства в Государственной Думе и на уровне региональном были сосредоточены на выработке культурно-цивилизационных ориентаций и идейно-политической подготовке будущей политической борьбы. С января 1911 по сентябрь 1915 г. в г. Троицке нынешней Оренбургской области России издавался первый казахский общественно-политический и литературный журнал демократического направления "Айкап"(редактор М.Сералин), а с 1913 г. стала выходить газета "Казах" (редактор в 1913-1917 гг. А. Байтурсунов, среди организаторов - А. Букейханов и М. Дулатов). Оба издания, в отличие от предшествовавших изданий на казахском языке, затрагивали широкой круг вопросов общественной жизни: культуру, литературу, образование, достижения науки и техники, внешнее и внутреннее положение России. Основное внимание уделялось постановке экономических вопросов: о землепользовании и землеустройстве кочевников-казахов, переходе на оседлый образ жизни. Также публиковались статьи, призывавшие к борьбе с унижающими достоинство женщины пережитками (калым, многоженство, выдача замуж девушек против их желания за пожилых мужчин, аменгерство - обязанность женщины после смерти своего мужа стать женой его близкого родственника). В статьях выражалось мировоззрение казахской интеллигенции того периода, в котором присутствовали элементы пантюркизма, панисламизма, неоднозначного отношения к переходу на оседлый образ жизни.
В острых дискуссиях "Айкапа" с газетой "Казах" проявлялось различие более радикальной, критической точки зрения "Айкапа" и более умеренной, ориентированной на постепенное преобразование кочевого и полукочевого хозяйственного уклада точкой зрения редакции газеты "Казаха". Последний стал позднее официальным органом партии "Алаш".
Радикализм "Айкапа" проявлялся в близости позиции редактора и издателя журнала М. Сералина к мнению тех представителей интеллигенции, которые увязывали оседание с решением проблемы наделения землей малоземельных и безземельных крестьян-казахов. Позднее этот радикальный и эволюционистский подходы к решению проблем общественной жизни стали основой для политического размежевания внутри казахской интеллигенции в годы гражданской войны в России 1918-1920 гг. и борьбы внутри казахских коммунистов в 20-е годы.
Вхождение культурной просветительской элиты в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного народа, добиться участия коренного населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения привели их к политическому сплочению и в 1905 г. сделали сторонниками и членами конституционно-демократической партии - российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных демократов (кадетов), содержавшая тезис о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами, для всего Российского государства должен быть "открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти..."
Культурная интеллектуальная элита стала ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры.
Политическое согласие и общность взглядов казахской элиты с кадетами закончились уже к 1917 г. Во многом это объяснялось позицией кадетов, входивших во Временное правительство России, и откладывавших скорейшее разрешение национального вопроса. Политические расхождения привели тогдашнего фактического политического лидера культурной элиты А. Букейханова к выходу из партии кадетов в мае 1917 г. В статье "Почему я вышел из партии кадетов" он писал о трех основных разногласиях с кадетами: по вопросу о национальной автономии, взаимоотношений государства и религии, о частной собственности на землю .
Дело в том, что кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. А между тем главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России. "Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия - народная власть, федерация - союз великих государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах", подчеркивалось в программе Алаша .
Во-вторых, в отличие от кадетов, признававших за религией "первенство почета во всех актах государственной жизни", лидер казахских национал-демократов настаивал на отделении религии от государства.- "Как видно из истории французского, русского и других народов, представители духовенства, получающие жалованье за счет государства, будут зависимы от правительства. По этой причине следует отделить религию от государства, если мы хотим, чтобы религиозные дела казах-киргизов развивались успешно..." . В этой связи надо отметить, что все деятели партии"Алаш" по своим личным убеждениям в целом были неверующими, "но многие вопросы социально-экономического характера связывали с религией, что должно было, по их мнению, помочь привлечь массы на свою сторону" .
В-третьих, кадеты считали необходимым введение частной собственности на землю, А. Букейханов полагал это преждевременным в условиях Казахстана, поскольку это привело бы к закреплению колониального положения казахов, вытесненных с лучших земель европейскими переселенцами, а также к распродаже бедными казахами своих земель и их люмпенизации, превращение их в голоштанных батраков. "Все ранее отобранные у казахов переселенцами земли должны быть возвращены обратно, и туземцы должны быть с землею в первую очередь", - так ставился вопрос в будущей программе партии "Алаш", объединившей в 1917 году лучший цвет демократической казахской интеллигенции.
Как видим, казахская культурная элита уже в 1917 году четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.
Такими же последовательными были алашевцы и в вопросах демократизации государственного устройства. В своей программе они выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах "всех без различия происхождения", а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов .
Как трезвые реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как "предательство" ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение "Гражданам Алаша", где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. "Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска - народ лишится покоя,одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада...Военное положение для народа равносильно катастрофе" .
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.
Февральскую революцию казахская культурная элита встретила с одобрением и пониманием, в отличие от свершившегося затем октябрьского большевистского переворота. В 1919 году А. Байтурсынов писал, что насколько " понятнее была казахам февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская революция" (Там же). Хотя ряд представителей культурной элиты был назначен Временным правительством России на ответственные посты, в том числе областными комиссарами вместо прежних губернаторов, это не привело к послушному следованию правительственной политике. Помимо упомянутых А. Букейхановым расхождений с кадетами, существовали иные, все возраставшие по значимости тенденции.
Во-первых, политическое настроение в 1917 г. характеризовалось стремлением казахской нации к автономии, в общественном сознании политические идеалы свободы и самоопределения занимали ведущее место.
Во-вторых, на проходивших с марта по апрель 1917 г. областных казахских съездах выдвигались различные политические требования, которые показали независимость казахских национальных демократов от политического влияния кадетов: Тургайский и Уральский съезды высказывались за федеративную демократическую республику и отвергли ориентацию кадетов на установление конституционной монархии.
В-третьих, на Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии "Алаш". На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.
Культурная элита стала в тот момент лидером нации в деле агрегации интересов, их согласования посредством дискуссий и установления между ними иерархии приоритетов. Задача облегчалась накопленным политическим опытом предшествующего десятилетия. Сама постановка вопросов раскрывает способность культурной элиты того времени быть открытой демократическим взглядам Европы и России, реагировать на назревшие острые социальные, политические, культурные, экономические и аграрные проблемы. Либерально-демократические взгляды были соединены с необходимостью их приложения к конкретным условиям и специфике Казахстана. Была поставлена задача сближения и консолидации интересов различных групп казахского общества, разъяснение смысла предпринимаемых предложений и действий путем пропаганды и агитации.
Проект программы партии "Алаш", опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия "Алаш" получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), "Алаш" занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. .
На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. был сформирован Всеказахский временный народный совет "Алаш-Орда"(фактически, правительство автономии казахских земель "Алаш"), задачей которого была подготовка провозглашения автономии "Алаш" с последующим утверждением ее конституции Всероссийским Учредительным собранием.
Партия "Алаш" предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.
Более того, часть алашевцев, выходцев из южных областей современного Казахстана, входивших в состав Туркестанского края, М. Тынышпаев и М. Чокаев, входили в 1917-1918г.г. также в партию "Шура-и-Ислами" ("Совет ислама"), возникшую в марте 1917 г. в Туркестанском крае. Эта партия опиралась на сочетание тюркского и исламского единения, актуального в условиях Туркестана, поскольку исламская религия доминировала в общественном сознании коренных этносов и племен Средней Азии и выступала фактором их объединения.
Таким образом, отчасти оправдывался прогноз А. Букейханова, высказанный еще в 1910 г.: "В ближайшем будущем в степи, вероятно, соорганизуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одна из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое - западное направление. Первое, вероятно, возьмут за образец мусульманские, татарские партии, вторые - оппозиционные русские, в частности партию " народной свободы" (т. е. кадетов )" .
Лидеры Алаша Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, тот же А. Байтурсынов позднее писал, что февральская "первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту - управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже.....
Введение
ГЛАВА 1. У.БУКЕЙХАНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИИ «АЛАШ».
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.
ГЛАВА 3. ОКОНЧАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРАВИТЕЛЬСТВА «АЛАШ-ОРДЫ»
Заключение
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
Руководители нынешних республик Центральной Азии и Средней Азии в данное время обращают пристальное внимание изучению истории вообще, национальной истории в частности. Президент Республики Казахстан Н.А. Назарбаев в своих трудах много места уделяет значению и изучению истории тюркоязычных народов, истории Казахстана. Он говорит: « Почему мы изучению истории Казахстана придаем особое значение? Потому что, гражданин независимого Казахстана должен мысленно пропустить через себя исторические пути развития своей страны в толще веков и продумать круг вопросов: «Кем были мы вчера? Кем являемся сегодня? Кем будем завтра?» Потому что, гражданин должен понять, что история его народа, его страны не уступает любой другой. Потому что, каждый гражданин, углубляясь в историю должен стать достойным продолжателем дел своих предков, оставивших ему в наследство такую огромную и богатую землю.
За последние десять лет ученые историки Казахстана сделали большую научную работу по объективному освещению истории казахского народа, государства. Вышли из печати такие авторитетные труды как: первые 3 тома академического издания пяти томного «История Казахстана»; «История Алашорды»; «История казахской диаспоры»; «История национально-освободительного движения» в трех томах; Готовится к печати новый труд «Очерки истории казахской государственности». Во всех этих работах принципиально по-новому объективно и справедливо освещались многие важные научные проблемы истории Казахстан. Большая работа проведена по восстановлению роли и места в истории таких видных государственных деятелей, представителей науки и культуры как: Т.Рыскулов, О.Жандосов, У.Букейханов, А.Байтурсынов, М. Шокай, С.Аспендияров, М.Жумабаев и др. Опубликованы их труды, написаны монографии и книги об их жизнедеятельности. В 1988 году были оправданы Шакарим Кудайбердиев, Ж.Аймауытов, М. Дулатов, А.Байтурсынов, М. Жумабаев и др.
С началом гражданской войны Казахстан также был вовлечен в этот процесс. Принимаются меры Алаш-Орды по созданию казахских военных формирований. Возникают национальные подразделения Красной Армии. Печатные органы лидеров национально-освободительного движения ведут пропаганду о защите национальных интересов казахского народа. В идеологической работе между большивиками и представителями "Алаш-Орды" крайне обостряются противоречия.
Газеты в районах действия Советов "Вестник Семиреченского трудового народа" (Верный, 1918 г., 21 июнь) - на казахском языке - "Жетысу енбекши халык мухбири" (позднее Комек), "Известия областного исполнительного комитета Совета крестьянских, рабочих, киргизских (казахских), красноармейских и ловецких депутатов" (Урда, 1918 г., 18 ноября)- "Яицкая правда" (1919 г., 1 февраля) - "Красный Урал" ( 1920 г., март) призывают народ к укреплению Красной Армии, борьбе против белогвардейщины. На страницах газет дерективные материалы YIII съезда партии. Вводятся новые разделы и рубрики большевистских изданий. Появляются плакаты и лозунги на страницах "Голоса Семиречья" (1919 г., 28 июня), призывающие к защите интересов революции.
В областях Казахстана возникают новые большевистские печатные издания "Яицкой правда", "Дурыстык жолы". "Повстанец" (Кустанай, 1919 г., 30 сентября) - "Красная степь" (1920 г., январь). Знамя борьбы и труда" (Семипалатинск, 1919 г., 2 декабря) - "Степная правда" (1920 г., 21 декабря). "Ќазаќ тiлi" (Семипалатинск, 1919 г., 4 декабря). "Известия Павлодарского ревкома" (1919 г., декабрь) "Красный Павлодар" (1920 г., 11 марта). "Большевик" (1920 г.,2 ноября). "Мир труда" (Петропавловск 1919 г., 5 декабря). Известия Усть-Каменогорского уездного революционного комитета" (Усть-Каменогорск, 1920 г., январь). "Советская власть" (1920 г., август). "Красный вестник" (Акмолинск, 1920 г.).
Появляются военные издания как "Известия Киргизского Комиссариата по военным делам" (Урда, 1919 г., на казахском и русском языках), "Правда" - газета политотдела Актюбинского фронта.
Возникают первые республиканские издания в связи с образованием Каз. АССР. Это газеты "Ушкын" - орган Кирвоенревкома (Оренбург, 1919 г., 17 декабря) - предшественница республиканской партийной газеты "Социалистiк Ќазаќстан", "Известия Киргизского края" (Оренбург, 1920 г., 1 января) - предшественница "Казахстанской правды", "Красная молодежь" - первая республиканская советская молодежная газета" (Оренбург, 1919 г., июль), молодежные газеты и журналы Казахстана - "Молодой боец" (Уральск), "Юный степняк" (Акмолинск), "Юный пролетарий" (Верный), первые республиканские молодежные издания на казахском языке. "Жас кайрат" (Ташкент, 1921 г., 22 марта - родоначальница "Лениншiл жас" - органа ЦК ЛКСМ Казахстана. Газета "Љртен" (Оренбург, 1922 г., ноябрь), журнал "Жас ќазаќ" - орган обкома РКСМ (Оренбург, 1923 г., ноябрь).
Ключевой период в формирования исторической сущности современного постсоветского истеблишмента находится в 20-х - 30-х гг., поскольку именно в этот период в ходе коллективизации и индустриализации происходило становление и развитие на собственной основе тоталитарной советской общественно-политической системы, основные элементы и сущностные черты которой перешли в постсоветский период, определилась иерархия властных институтов партии и государства, была уничтожена и вытеснена дореволюционная демократическая элита и произошла практически полная смена прежних элит. Последующие десятилетия вносили свои, порой значительные, коррективы, однако они сохраняли и лишь усиливали сформировавшийся бюрократический номенклатурный характер национального истеблишмента.
ГЛАВА 1. У.БУКЕЙХАНОВ И ФОРМИРОВАНИЕ ПАРТИИ «АЛАШ»
Как указывалось выше, к 1917 г. в Казахстане уже существовала национальная культурная элита, включавшая в себя около сотни казахов, получивших высшее образование в университетах и других учебных заведениях России. Имена этих разносторонне одаренных людей, попытавшихся восстановить казахскую государственность в 1917 г. в рамках автономии "Алаш", ныне реабилитированы после многих десятилетий тоталитарного забвения. Однако материальный достаток и высокая образованность тогда не были входным билетом в правящий класс, поскольку с конца 60-х гг. XIX века казах не мог подняться на должность выше волостного управителя. Прежний правящий класс - султаны, бии, батыры и старшины - были отстранены от власти, которая сконцентрировалась в руках генерал-губернаторов Степного и Туркестанского краев, включавших территорию Казахстана. На последующей ступени административно-территориального деления - губерниях, в свою очередь подразделявшихся на уезды, также управляли чиновники, назначаемые царской властью. Уезды подразделялись на волости, состоявшие из административных аулов, объединявших кочевые аулы.
Преимущественно военно-колониальный характер власти проявлялся в назначении, как правило, военных на должности генерал-губернаторов и губернаторов. Сущностью административных реформ 1867-1868 гг. был переход от косвенного управления, характеризовавшегося ограниченным вмешательством колониальной администрации во внутриказахские дела при сохранении влияния и ограниченной власти у султанов и биев, привилегированным положением султанов, к прямому управлению посредством назначаемых сверху чиновников.
До 1868 г. в казахской степи наряду и одновременно с аристократическим принципом действовал и меритократический принцип продвижения личности во власть. По общему мнению казахстанских историков, ни один чингизид-торе не мог стать султаном или ханом, не показав личных достоинств, способности отстоять интересы подвластных ему людей. В противном случае, подчиненные ему роды могли просто откочевать, примкнуть к другому султану, либо избрать другого хана или султана. Ханам и султанам приходилось учитывать влияние и импульсы идущие "снизу" от батыров и биев, руководствовавшимися интересами своих родов, и самое главное - реально располагавших вооруженными джигитами, конями и скотом. Этот принцип был подвергнут эрозии в течение XVIII и XIX вв., известны имена ханов, избранных под давлением и утвержденных колониальной администрацией, но не имевших поддержки и популярности в народе (таковыми были во второй половине XVIII в. ханы Младшего жуза Нуралы, Есим). С другой стороны, оппозиционный царским властям хан Кенесары, избранный представителями всех трех жузов, не был утвержден царским правительством во времена Николая I.
Выборность волостных, введенная реформой 1867-1868 гг. привела к феномену, известному в постколониальных странах Африки: борьбе за должность. Клановая борьба за должность с полномочиями, не ведомыми прежним вождям родов, и с возможностью обогащения благодаря продвижению интересов выдвинувшей его во власть группы, была чужда нормам предшествовавшей политической культуры. Носители ее норм уже не вписывались в новые "правила игры". Показателен пример просветителя-поэта Абая Кунанбаева, который был знатоком норм традиционного права и справедливым, по мнению народа бием. Однако, Абай был уже на должности бия, а не бием - родовым вождем, имевшим более широкие права по решению конфликтов между родовыми группами и семьями. Его деятельность проходила после реформ 60-х гг., когда должность бия была выборной и подчиненной волостному. Он пытался нормы адата (обычного права) привести в соответствии с законодательством Империи, но столкнулся с борьбой родо-племенных интересов, сопротивлением новых разбогатевших влиятельных казахов, и, в конце концов, разочаровавшись, отстранился от судебной деятельности.
В общественное сознание того времени уже проникло представление о силе власти как таковой, безотносительно к личным достоинствам и качествам, чинопочитание и преклонение перед сильными мира сего. Мыслитель и просветитель Абай желал нравственной практики в делах властвования и управления, но, однако, в отличие от прежних батыров и биев, творивших деяния, он вынужден был рефлектировать и рассуждать, находясь в философском одиночестве. В его понимании "живости восприятия" сквозит угасшая воля прежних свободных кочевников. Свергать неугодных народу ханов, как делали воспетые поэтом - импровизатором Базаржырау казахские батыры, - такая задача уже не могла стоять перед ним в иной исторической обстановке.
Абай ставит диагноз деградации окружающего его общества, говоря о своем народе: "Постоянен в непостоянстве своем". Абай полагал, что власть имущие должны помочь своему народу, и в слове 41-м "Слов назидания" определил достаточные, по его мнению, условия: "Человек, который по настоящему озабочен будущим казахов и собирается не только давать советы, а и осуществлять их на деле, должен удовлетворять одному из двух требований. Первое условие: в руках этого человека должна быть сосредоточена вся власть по управлению народом. Второе условие: в руках этого человека должны быть несметные богатства. Но нет сегодня такой власти, которая была бы так сильна, чтобы держать народ в повиновении. И не найти в степи такого богача. А словами казаха не возьмешь, угрозами его не испугаешь, упреками не устыдишь".
Поколение культурной элиты, наследовавшее от Абая, Шакарима, Алтынсарина и многих других просветителей дело национального просвещения, восприняло его представления о необходимости власти, способной улучшить положение казахского народа, ориентировалось на его просвещение и создание организации, способной выразить казахские национальные интересы. Именно национальной интеллигенции с ее образованностью, интеллектуальной силой и нравственным свободолюбивым пафосом предстояло взяться за возрождение и модернизацию национальной государственности в рамках политического и идеологического пространства Российской империи.
Характерной чертой узкого слоя казахской культурной элиты было обладание разносторонними творческими качествами. Практически все они были общественными деятелями и одновременно писателями, поэтами, учеными, не ограниченными горизонтом своих профессий, узкой специализацией. Например, инженер-железнодорожник М. Тынышбаев проявил себя также в качестве видного историка, этнографа, М. Дулатов - поэт, публицист, писатель, драматург, педагог, общественный деятель, А. Байтурсынов- поэт, публицист, переводчик, тюрколог, создал в 1924 г. реформированный казахский алфавит на основе арабской графики, А. Букейханов -общественный деятель, публицист, ученый, автор ряда трудов, посвященных политическому просвещению казахского народа, пробуждению его национального самосознания, исследований казахского фольклора и эпоса, переводчик произведений русской литературы на казахский язык, автор монографии по казахскому овцеводству, коневодству, крупному рогатому скоту. Энциклопедическая разносторонность интересов была присуща врачу по профессии Х. Досмухамедову, оставившему ценные труды в исследовании казахского языка и фольклора.
Культурная казахская элита с 1905 г. активно участвовала в выборах в Государственную думу, приобретала политический опыт. Казахи были представлены в I и II Государственных Думах шестью депутатскими мандатами. Среди депутатов I Думы, избранной в 1906 г., был А. Букейханов, а во II Думе, выбранной в 1906 г. и начавшей работу 20 февраля 1907 г., депутатами были известные политические и общественные деятели последующих двадцати лет М. Тынышпаев и Б. Каратаев . Однако, 3 июня 1907 г. II Дума была распущена, введены новые законодательные положения о выборах, согласно которым казахи потеряли право иметь депутатов в последующих III и IV Думах.
На мировоззрение казахской интеллигенции повлияло то, что с 1907 до 1917 гг. политические усилия культурной элиты в условиях отсутствия представительства в Государственной Думе и на уровне региональном были сосредоточены на выработке культурно-цивилизационных ориентаций и идейно-политической подготовке будущей политической борьбы. С января 1911 по сентябрь 1915 г. в г. Троицке нынешней Оренбургской области России издавался первый казахский общественно-политический и литературный журнал демократического направления "Айкап"(редактор М.Сералин), а с 1913 г. стала выходить газета "Казах" (редактор в 1913-1917 гг. А. Байтурсунов, среди организаторов - А. Букейханов и М. Дулатов). Оба издания, в отличие от предшествовавших изданий на казахском языке, затрагивали широкой круг вопросов общественной жизни: культуру, литературу, образование, достижения науки и техники, внешнее и внутреннее положение России. Основное внимание уделялось постановке экономических вопросов: о землепользовании и землеустройстве кочевников-казахов, переходе на оседлый образ жизни. Также публиковались статьи, призывавшие к борьбе с унижающими достоинство женщины пережитками (калым, многоженство, выдача замуж девушек против их желания за пожилых мужчин, аменгерство - обязанность женщины после смерти своего мужа стать женой его близкого родственника). В статьях выражалось мировоззрение казахской интеллигенции того периода, в котором присутствовали элементы пантюркизма, панисламизма, неоднозначного отношения к переходу на оседлый образ жизни.
В острых дискуссиях "Айкапа" с газетой "Казах" проявлялось различие более радикальной, критической точки зрения "Айкапа" и более умеренной, ориентированной на постепенное преобразование кочевого и полукочевого хозяйственного уклада точкой зрения редакции газеты "Казаха". Последний стал позднее официальным органом партии "Алаш".
Радикализм "Айкапа" проявлялся в близости позиции редактора и издателя журнала М. Сералина к мнению тех представителей интеллигенции, которые увязывали оседание с решением проблемы наделения землей малоземельных и безземельных крестьян-казахов. Позднее этот радикальный и эволюционистский подходы к решению проблем общественной жизни стали основой для политического размежевания внутри казахской интеллигенции в годы гражданской войны в России 1918-1920 гг. и борьбы внутри казахских коммунистов в 20-е годы.
Вхождение культурной просветительской элиты в политическую борьбу выражало их стремление улучшить жизнь своего угнетенного народа, добиться участия коренного населения в политической жизни, ее демократизации. Эти намерения привели их к политическому сплочению и в 1905 г. сделали сторонниками и членами конституционно-демократической партии - российской партии, предлагавшей либеральные реформы в стране. Их привлекала программа конституционных демократов (кадетов), содержавшая тезис о том, что после установления прав гражданской свободы и правильного представительства с конституционными правами, для всего Российского государства должен быть "открыт правомерный путь в порядке общегосударственного законодательства для установления местной автономии и областных представительных собраний, обладающих правом участия в осуществлении законодательной власти..."
Культурная интеллектуальная элита стала ядром новой генерации политиков, стремившихся соединить традиции казахского общества с началами западной демократии и передовой общечеловеческой культуры.
Политическое согласие и общность взглядов казахской элиты с кадетами закончились уже к 1917 г. Во многом это объяснялось позицией кадетов, входивших во Временное правительство России, и откладывавших скорейшее разрешение национального вопроса. Политические расхождения привели тогдашнего фактического политического лидера культурной элиты А. Букейханова к выходу из партии кадетов в мае 1917 г. В статье "Почему я вышел из партии кадетов" он писал о трех основных разногласиях с кадетами: по вопросу о национальной автономии, взаимоотношений государства и религии, о частной собственности на землю .
Дело в том, что кадетами признавалась культурная автономия, а не государственное самоопределение нации. А между тем главной целью лидеров казахской элиты было создание автономной казахской государственности в составе России. "Россия должна стать демократической федеративной республикой (демократия - народная власть, федерация - союз великих государств). Каждое отдельное государство в федеративной республике автономно и управляется само собой на одинаковых правах и интересах", подчеркивалось в программе Алаша .
Во-вторых, в отличие от кадетов, признававших за религией "первенство почета во всех актах государственной жизни", лидер казахских национал-демократов настаивал на отделении религии от государства.- "Как видно из истории французского, русского и других народов, представители духовенства, получающие жалованье за счет государства, будут зависимы от правительства. По этой причине следует отделить религию от государства, если мы хотим, чтобы религиозные дела казах-киргизов развивались успешно..." . В этой связи надо отметить, что все деятели партии"Алаш" по своим личным убеждениям в целом были неверующими, "но многие вопросы социально-экономического характера связывали с религией, что должно было, по их мнению, помочь привлечь массы на свою сторону" .
В-третьих, кадеты считали необходимым введение частной собственности на землю, А. Букейханов полагал это преждевременным в условиях Казахстана, поскольку это привело бы к закреплению колониального положения казахов, вытесненных с лучших земель европейскими переселенцами, а также к распродаже бедными казахами своих земель и их люмпенизации, превращение их в голоштанных батраков. "Все ранее отобранные у казахов переселенцами земли должны быть возвращены обратно, и туземцы должны быть с землею в первую очередь", - так ставился вопрос в будущей программе партии "Алаш", объединившей в 1917 году лучший цвет демократической казахской интеллигенции.
Как видим, казахская культурная элита уже в 1917 году четко осознавала коренное различие своих национальных интересов от интересов и взглядов либералов России, оказалась способной адекватно выражать и отстаивать интересы своего народа. Лидеры подлинной казахской элиты стремились достичь независимости казахов законным, конституционным путем, посредством политической борьбы. Они были принципиально против насилия и кровопролития. Отвергая насилие, алашевцы выступали против диктатуры одного класса над другими, были несогласны с большевиками по вопросу о классово-репрессивной природе государства как орудия классового угнетения. В этом смысле алашевцы солидаризовались с социалистами-демократами России, считавшими, что в демократическом обществе возможна гармонизация интересов различных классов в рамках правового государства.
Такими же последовательными были алашевцы и в вопросах демократизации государственного устройства. В своей программе они выступали за наиболее передовую тогда президентскую форму правления и демократический характер выборов, обеспечивающий участие в выборах "всех без различия происхождения", а также неприкосновенность личности, свободу слова, печати и союзов .
Как трезвые реалисты-прагматики алашевцы не увлекались голым поверхностным популизмом и национализмом и тем более экстремизмом. Этим объясняется их мужественная гражданская позиция, занятая ими вопреки господствовавшим в казахском обществе мнениям и настроениям и поверхностно оцененная некоторыми исследователями как "предательство" ими национальных интересов казахов. А. Букейханов, А. Байтурсынов и М. Дулатов опубликовали в августе 1916 года письмо-обращение "Гражданам Алаша", где они выступили с призывом не сопротивляться приказу российского правительства о призыве на военно-тыловые работы. "Отказаться от этого нельзя, власть нам этого не простит, она на законных основаниях применит репрессивные меры. В степь выйдут войска - народ лишится покоя,одинаково пострадают и люди, и скот, нарушатся основы уклада...Военное положение для народа равносильно катастрофе" .
ГЛАВА 2. ДВИЖЕНИЕ «АЛАШ» ПОСЛЕ РЕВОЛЮЦИИ.
Февральскую революцию казахская культурная элита встретила с одобрением и пониманием, в отличие от свершившегося затем октябрьского большевистского переворота. В 1919 году А. Байтурсынов писал, что насколько " понятнее была казахам февральская революция, настолько же непонятной показалась им Октябрьская революция" (Там же). Хотя ряд представителей культурной элиты был назначен Временным правительством России на ответственные посты, в том числе областными комиссарами вместо прежних губернаторов, это не привело к послушному следованию правительственной политике. Помимо упомянутых А. Букейхановым расхождений с кадетами, существовали иные, все возраставшие по значимости тенденции.
Во-первых, политическое настроение в 1917 г. характеризовалось стремлением казахской нации к автономии, в общественном сознании политические идеалы свободы и самоопределения занимали ведущее место.
Во-вторых, на проходивших с марта по апрель 1917 г. областных казахских съездах выдвигались различные политические требования, которые показали независимость казахских национальных демократов от политического влияния кадетов: Тургайский и Уральский съезды высказывались за федеративную демократическую республику и отвергли ориентацию кадетов на установление конституционной монархии.
В-третьих, на Первом Всеказахском съезде, проходившем в г. Оренбурге с 21 по 28 июля 1917 г. произошло организационное оформление партии "Алаш". На этом же съезде были приняты решения по 14 вопросам, в том числе таким ключевым, как форма государственного устройства России (парламентская федеративная республика), автономия казахских областей, землеустройство казахского населения, отношение к религии, вопрос о положении казахской женщины, подготовка выборов в Учредительное собрание.
Культурная элита стала в тот момент лидером нации в деле агрегации интересов, их согласования посредством дискуссий и установления между ними иерархии приоритетов. Задача облегчалась накопленным политическим опытом предшествующего десятилетия. Сама постановка вопросов раскрывает способность культурной элиты того времени быть открытой демократическим взглядам Европы и России, реагировать на назревшие острые социальные, политические, культурные, экономические и аграрные проблемы. Либерально-демократические взгляды были соединены с необходимостью их приложения к конкретным условиям и специфике Казахстана. Была поставлена задача сближения и консолидации интересов различных групп казахского общества, разъяснение смысла предпринимаемых предложений и действий путем пропаганды и агитации.
Проект программы партии "Алаш", опубликованный перед выборами в Учредительное собрание России, ставил в качестве первоочередных задач всеобщее избирательное право, пропорциональное национальное представительство, демократическую Российскую федеративную республику с президентом и законодательной Думой, равенство автономий, входящих в состав России, демократические свободы, отделение церкви от государства, равноправие языков и др. В ноябре 1917 г. на выборах в Учредительное собрание партия "Алаш" получила большинство голосов и 43 депутатских места. По количеству голосов, полученных на выборах в Учредительное собрание (262404 голоса), "Алаш" занимала 8 место среди полусотни партий, существовавших в России накануне Октябрьской революции. .
На Втором общеказахском съезде в декабре 1917 г. был сформирован Всеказахский временный народный совет "Алаш-Орда"(фактически, правительство автономии казахских земель "Алаш"), задачей которого была подготовка провозглашения автономии "Алаш" с последующим утверждением ее конституции Всероссийским Учредительным собранием.
Партия "Алаш" предполагала устроение обществено-политической жизни в соответствии с европейскими демократическими политическими ценностями. В то же время доминировавшая в культурной элите западническая культурно-цивилизационная ориентация не означала разрыва с тюркским и исламским миром.
Более того, часть алашевцев, выходцев из южных областей современного Казахстана, входивших в состав Туркестанского края, М. Тынышпаев и М. Чокаев, входили в 1917-1918г.г. также в партию "Шура-и-Ислами" ("Совет ислама"), возникшую в марте 1917 г. в Туркестанском крае. Эта партия опиралась на сочетание тюркского и исламского единения, актуального в условиях Туркестана, поскольку исламская религия доминировала в общественном сознании коренных этносов и племен Средней Азии и выступала фактором их объединения.
Таким образом, отчасти оправдывался прогноз А. Букейханова, высказанный еще в 1910 г.: "В ближайшем будущем в степи, вероятно, соорганизуются две политические партии соответственно двум политическим направлениям, складывающимся в киргизской среде. Одна из них может быть названо национально-религиозным, и идеалом его является религиозное единение казахов с прочими мусульманами. Другое - западное направление. Первое, вероятно, возьмут за образец мусульманские, татарские партии, вторые - оппозиционные русские, в частности партию " народной свободы" (т. е. кадетов )" .
Лидеры Алаша Октябрьский большевистский переворот восприняли негативно, тот же А. Байтурсынов позднее писал, что февральская "первая революция была правильно понята и с радостью встречена казахами потому, что, во-первых, она освободила их от гнета и насилий царского правительства, а во-вторых, подкрепила у них надежду осуществить свою заветную мечту - управлять самостоятельно. То, что вторая революция показалась казахам непонятной, объясняется просто: у казахов нет капитализма и классовой дифференциации, даже.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Деятельность правительства Алаш-орды курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Деятельность правительства Алаш-орды скачать бесплатно, курсовая работа политология скачать бесплатно