Кризис в Золотой Орде и ее падание

 Кризис в Золотой Орде и ее падание

Содержание
1 Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
2. 1-Глава Кризис в Золотой Орде и ее падение . . . . . . . .
1.1. Предпосылки падения Золотой Орды . . . . . . . . . . . .
1.2. Раскол в Золотой Орде . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
3. 2-Глава Обособление и оброзование новых тюркских государств . . . . . . . . . . . . . . . . . . ..
2.1. Ногайская Орда, Казанское, Астраханское, Крымское, Сибирское ханства . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.2. Ак Орда . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.3. Ханство Абулхаира . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
2.4. Казахское ханство . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
4 Заключение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .
5Ссылки
6 Список использованной литературы . . . . . . . . . . . . . . . .

Введение
Актуальность темы. Общность исторических судеб евразийского сообщества имеет глубокие корни, уходящие к временам существовавшего в 13-16 веках могущественного государства – Золотой Орды. Это нынешнее сообщество в какой то мере может рассматриватся как аналог Золотой Орды, поскольку они охватывают разные народы и на, примерно, в тех же границах. Общность его - это прежде всего историческое, геополитическое единство народов, населяющих регион.
Укрепление этого единства, особенно после 1991г. – после обретения независимости странами СНГ, в том числе и Казахстаном, расширения новых возможностей представляется отвечающим актуальным и потенциальным задачам совместного развития. Полномасштабное вхождение в систему международных отношений становится эффективным при интегрированных усилиях молодых республик в преодолении любого рода разногласий.
В поиске путей сближения этих стран наряду с политиками большую роль призвана сыграть научная, интеллектуальная общественность, используя весь багаж накопленных знаний. Современное состояние казахстанской исторической науки и характер проблем, стоящих перед ним, связаны с кардинально изменившимся пониманием сущности и задач отечественной истории и с выработкой новых методологических подходов. В связи с этим наша рассматриваемая тема о распаде Золотой Орды и возникновении новых тюркских государств приобретая необходимость охвата новых аспектов, является актуальной.
Долгое время в мировой истории считалось, что Русь, затем Россия есть наследница Золотой Орды. В тот период, когда все эти тюркские государства находились под властью Российской империи, потом Советского Союза речи о том, что они являются наследниками такой могущественной страны, как Золотая Орда и быть не могло. Поэтому тюркские государства, в частности история приемственности структуры Золотой Орды Казахстаном не освещалась и не исследовалась. Исходя из этого, многие труды ученых посвящены связям Золотой Орды и образовавшимся благодаря ее защите единой Руси. Поэтому актуальность ее заключается в введении в научный оборот новых подходов в исследовании данной проблемы, с появлением интереса к позднесредневековому этапу истории Казахстана. И актуальность ее обьясняется необходимостью более широко исследовать все аспекты. Теперь у независимого Казахстана есть все основания и возможности ставить эту проблему на ведущее место.
Действительно, Казахское ханство, образованное естественным путем, на развалинах Золотой Орды очень много вобрала в себя, в структуре государственного управления, в политике из опыта золотоордынского государства. И имеет право считаться полноправным приемником Золотой Орды. Это подтверждается закономерным процессом исторического развития.
Источниковая база выпускной работы. Для изучения вышеназванных проблем необходимо рассмотреть источниковедческую базу исследования, привлечение источников, их систематизация, классификация и анализ. Исследование истории позднесредневекогого Казахстана базируется, главным образом, на материалах письменных источников, созданных мусульманскими и русскими авторами. Среди источников служащих изучению истории Золотой Орды и тюркских народов особое место занимает араба-персо-тюркоязычные нарративные сочинения. Их значение в изучении истории казахов вряд ли может быть переоценено. Любой труд, предпринятый без привлечения этих рукописей, не будет полноценным, не сможет воссоздать непрерывный хронологической канвы исторического пути, пройденного казахами - одним из крупных тюркских народов: останутся в тени значительные отрезки истории этих народов, не могут быть прослежены некоторые аспекты их истории 14-17 веков.
По данной теме представлен очень широкий круг источников. Чтобы легче было ориентироваться в этом море источников была сделана систематизация, классификация по некоторым параметрам. Первым параметром является язык их написания, по нему они делятся на арабские, персидские, тюркские и русские. К арабским источникам относятся: сочинения ибн Халдуна и ибн Арабшаха(15в.). Они содержатся в 1-томе «Сборника материалов относящихся к истории Золотой Орды», (далее СМИЗО) собранных В.Г.Тизенгаузеном и освещают, в основном, 13-14 века/1/.
К персидским относятся: «Зафар-наме» («Книга побед») Низам-ад-дина Шами и Шереф-ад-дина Йезди, «Мунтахаб ат-таварих-и Муини» («Аноним Искендера») Муин-ад-дина Натанзи, « Матла ас-са дайн ва маджма аль-бахрайн» Абд ар-Раззака Самарканди, «Тарихи Рашиди» Мухаммеда Хайдара дулати, «Шайбани-наме» Камл-ад-дина Бинаи, «Фатх-нмае» муллы Шади, «Михман-наме-ий Бухара» («Записки Бухарского гостя») ибн Рузбихана Исфахани, «Бахр аль-асрар фи манакиб аль-ахиар» Махмуда ибн Вали.
К тюркоязычным сочинениям относим: «Зубдат аль-асар» («Сливки летописей» Абдоллаха Балхи, «Чингиз-наме» Утемиш-хаджи, «Таварих-и гузида-ий нусрат-наме» анонимного автора, «Жами ат-таварих» («Сборник летописей» Кадыргали Жалаира и «Генеология тюрков» Абулгази. Они собраны во 2-м томе СМИЗО/2/, в «Материалах по истории Казахских ханств» (далее МИКХ)/3/, составленного К.А.Пищулиной, А.А.Ибрагимовым, Н.Н.Мингуловым, В.П.Юдиным, в «Письменных источниках по истории и культуре Казахстана и Центральной Азии в 13-18 веках»/4/ М.Х.Абусеитовой и Ю.Г.Барановой и в сборнике «Прошлое Казахстана в письменных источниках» Б.Б.Ирмуханова/5/.
Русские летописи периода подчинения русских земель Золотой Орде зафиксировали многие стороны взаимоотношений русских князей с ордынскими властями. Они: Никоновская/6/, Рогожская/7/, Симеоновская, Ермолинская, Воскресенская, Казанская, Сибирская, Рязанская летописи. Летописи эти собраны в «Полном собрании русских летописей» (далее ПСРЛ).
Вот таким образом мы расположили источники по языковому параметру. Теперь же, возвышения и падения династии волновали современников и заставляли их отображать пережитое в своих трудах. Претенденты на власть пытались использовать эти творения в интересах своих групп, в целях своей борьбы. Бывало что они являлись прямыми инициаторами написания сочинений утверждающих законность их власти и восхваляющих их деяния.
Будучи приверженцем или противником участвующей в междоусобице феодальной группировки, автор невольно или сознательно отражал в своем произведении определенные симпатии или антипатии в результате чего круг мусльманских источников распадается на несколько групп по параметру политической ориентации: шайбанидские, тимуридские и чагатаидские.
К источникам шайбанидского круга относятся: «Таврих-и гузида-ий нусрат-наме», «Фатх-наме», «Михман-наме и Бухара», «Шайбани-наме», «Зубдат аль-асар», «Тарих-и Абу-л Хайр-хани». К тимуридскому кругу – «Зафар-наме и «Аноним Искендера». К чагатаидскому кругу – «Тарихи Рашиди». Некоторые сочинения были написаны в более позднее время для аштраханидов, это «Бахр аль-асрар» А «Сборник летописей» Кадыргали Жалаира было написано для Бориса Годунова.
Наиболее трудной задачей является выяснение взиамоотношении между сочинениями, которая требует классифицировать в хронологическом порядке. Самым древними, из нами использованных источников, является труд Муин ад-дина Натанзи написанный с 1412 по1414 гг., по просьбе внука эмира Тимура Искендера. В научный оборот его ввел В.В.Бартольд под названием «Аноним Искендера». Там описывается история Ак Орды, его достоверность подтверждена русскими летописями.
Следующим был написан «Зафар-наме» (1419-1425) Шами при Ибрагим-султане, внуке Тимура. Он освещает отношение Золотой Орды при Урус хане, Тохтамыше с эмиром Тимуром. Наиболее полной и официальной историей жизни и деятельности Тимура выступает одноименный труд Йезди, написанный в середине 15в., поскольку автор скончался в 1454г. Йезди использовал труд Шами как источник.
К второй половине 15в.относится труд Абд ар-Раззака Самарканди, в нем изложена история Хулагидов и Тимуридов Ирана и Средней Азии с 1304 по 1471гг. Интерес представляет сведения о событиях в Восточном Дешт-и Кипчаке времени упадка Ак Орды на рубеже 14-15вв., о деяниях Барак хана.
К началу 16в .принадлежит «Таврих-и гузида-ий нусрат-наме» (2-ноября 1502-1504гг.), «Фатх-наме», труд Биная (1504-1509гг.), «Зубдат аль-асар», труды Утемиш-хаджи, ибн Рузбихана, в последнем хорошо описаны бои между казахами и внуком Абулхаир хана, Мухаммед Шайбани ханом. Среди этих рукописей первоситочником выступает первый.
В середине 16в. написаны – «Тарихи Рашиди» (1542-1546) и «Тарихи Абу-л Хайр-хани» Масуда ибн Кухистани (1543-1544гг.). Остановимся на первом. Он посвящен истории Могулистана, но поскольку Казахское ханство первоначально образовалось на его территории, есть очень важные сведения о причинах и следствиях перекочевки казахских султанов Керея и Жанибека. Мирза Мухаммед Хайдар дулати (1499-1551) принадлежал к высшей знати Могулистана и происходил из племени дулат. Сочинение написано на среднеазиатском фарси в 1542-1546гг. в Кашмире. Посвящено Абд ар-Рашид хану, который изгна его из Могулистана. Книга состоит из 2-х дафтаров (частей). Дафтар-1 содержит историю могульских ханов-чагатаидов, изложены события в стране с 1348 по1533гг. Дафтар-2 представляет собой мемуары, доведенные до 1541г. В этой части, помимо автобиографического материала, содержит дополнительные материалы к дафтару-1. В нем впервые в историографии сообщается об откочевке казахских ханов.
А «Тарих-и Абу-л Хайр-хани» посвящен государству кочевых узбеков – основателю Абулхаировского ханства (1428-1468). Написана по поручению шайбанида Абд ал-Латиф хана.
В начале 17в. были написаны «Бахр аль-асрар» (24-сентября 1634 – 1640) и труд Кадыргали Жалаира(1602г.). Автор первого – уроженец г. Балха и написал свой труд по поручению аштраханида Надир Мухаммед шаха. Он состоит из 7 томов, где содержатся сведения по космографии, географии и всеобщей истории. История джучидов Дешт-и Кипчака описан в 3-томе. Многие материалы последнего раздела имеют отношения к истории Казахстана, особенно, по истории взимоотношении с Средней Азией в первых 10-лтиях 17-века.
Сочинение Кадыргали Жалаира составлено на сонове устных преданий и исторического свода Рашид-ад-дина (14в.). Он служил Ондан султану, а затем его сыну Ораз-Мухаммеду. После смерти Ондан султана от рук калмыков, он вместе с Ораз-Мухаммедом переселился в Сибирское ханство под покровительство Кучум хана. В 1588г. попал в плен и оказался в Москве в качестве аманатов. В 1592г. царь Федор Иванович выделил Ораз-Мухаммеду земли в Касимовском ханстве. Здесь и написал он свой труд. Ценное значение имеет 2-часть книги, которая во многом проливает свет на историю казахских ханов.
Самым последним, из рассматриваемых источников, был написан «Родословная тюрков» Абулгази (1603-1664). В междоусобице он вынужден бежать из Ургенча в Туркестан, где был принят Есим ханом, затем он правил аральскими узбеками.Труд содержит значительную информацию о политическом, социально-экономическом истории многих областей центральноазиатского региона. Достоверные сведения о кочевых узбеках-шайбанидах Казахстана и Центральной Азии , Ногайской Орды.
Русские летописи периода подчинения земель руссов Золотой Орде зафиксировали многие стороны взаимоотношений русских князей и ордынских ханов. Сообщается о внутреннем, общественно-политическом состоянии Орды, в частности, о «великой смуте» золотоордынской знати в 60-70-х годах 14века. Полна сведениями о Мамае, Тохтамыш хане, эмире Едиге и эмире Тимуре Никоновская летопись. В летописи заносились данные о хозяйстве, населении, сообщались географические данные, также обширная дипломатическая переписка русских князей и царей с ногайскими мурзами и казахскими ханами.
Историография темы. Поскольку это исследование в основном затрагивает политический аспект мы отобрали труды ученых, делавших акцент именно на этом. Для удобства рассмотрения историографическая база была разделена на 3 группы, в соответсвии с периодами исторической науки. Из-за векового вассалитета Казахстана в отношений к России казахстанская историография развивалась под непосредственным влиянием российского. Поэтому не удивительно, что многие ученые обращавшие свои взоры на историю Казахстана являлись воспитанниками российской историографии.
К 1-группе исследовании мы относим труды русских ориенталистов, к 2-группе – советских ученых, к 3- группе – современных казахстанских ученых-историков.
1.Дореволюционная историография. В 18-веке продолжалось накопление русскими исследователями известий о казахах. Они вскоре были описательного характера, чем исторического исследования. В 1750-г. вышла в свет «История Сибири» Г.Ф.Миллера /8/, в ней впервые освещена история северного Казахстана в составе Сибирского ханства. Сведения о казахах позднего времени содержится в труде В.Н.Татищева – русского чиновника, широко использовавшего русский архивный и летописный материал /9/. Очень ценны труды Н.М. Карамзина, С.М.Соловьева /10/, которые касались России в связи с историей Золотой Орды. Труд А.И.Левшина (1797-1879) «Описание киргиз-казачих или киргиз-кайсацких орд и степей» состоит из 3-частей/11/. Для нас большого интереса представляет 2-часть, где он касается ранней истории казахского народа.
С второй половины 19-века, с открытием крупного исследовательского центра – Русского географического общества исследование истории Казахстана позднего этапа проибретает прочную базу – восточные источники. Здесь оно связано с именами В.В. Вельяминова-Зернова (1830-1904) и Ч.Ч.Валиханова /12/.
Вельяминов-Зернов В.В. в своем 4-х томном труде «Исследование о Касимовских царей и царевичей» обратился к ранней истории нашей страны. Во второй части труда он последовательно изложил историю Казахского ханства, высказал мнение об образовании этого государства.
Среди имен русских востоковедов видное место занимает Ч.Ч.Валиханов (1835-1865), первый казахский ученый-историк, востоковед, этнограф, географ. В своих работах «Киргизское родословие», «Записки о киргизах» упор делает на вопросах истории киргизов (казахов), ногайцев, узбеков и уйгуров, высказав мнение об этнической близости казахов и ногайцев.
К концу 19-века в России появились работы, посвященные аспектам истории тюрко-монгольских народов Центральной Азии. Среди них необходимо указать труды крупнейшего востоковеда, академика В.В.Бартольда(1869-1930) /13/, «Туркестан в эпоху монгольского нашествия» (1898), «История турецко-монгольских народов» (1927), «12 лекции по истории турецких народов Средней Азии» (1926)и др. К истории распада Золотой Орды посвящена последняя глава «Чингис хан и монголы» его указанного первого труда. С 1913-г. он был академиком АН Российской империи. Его труды в 60-70-х годах были собраны в 9-томное «Собрание сочинении». Все его работы основаны на глубокой проработке восточных источников.
2.Советская историография В советское время утвердилось мнение о классовом расслоении кочевого обшества. Поэтому все рассматривалось с точки зрения классовой борьбы и еще одна особенность этого периода – любая наука развивалась под диктовку властей и использовалась в ее интересах. Но и она имеет очень большую важность в всестороннем исследовании истории Золотой Орды. К 1920-30гг. относим труды А.П.Чулошникова, М.Тынышбаева, С.Д.Асфендиарова, Ш.Кудайберды-улы.
А.П.Чулошников был первым председателем «Общества изучения Казахстана» и выпустил обобщающий труд- «Очерки по истории киргиз-кайсацкого народа в связи с общими историческими судьбами др. тюркских племен» (Оренбург, 1924г.). В нем он освещает политическую и социально-экономическую жизнь народов до 30-гг. 18века. Следует также отметить сочинение поэта и философа Ш.Кудайберди-улы, изданное на казахском языке 1911г. в Оренбурге/14/. Для нас здесь представляет интерес религиозная причина откочевки казахских султанов в середине 15в.
В 1925г. была издана работа М.Тынышбаева «Материалы по истории киргиз-казакского народа», Там он касается ранней истории Казахского ханства. С.Д.Асфендиаров уже с середины 20-гг. занимается историей, был организатором науки. Он – первый казах-профессор историк вместе с П.А.Кунте издал в 1935г. сборник материалов из античных, восточных и летописных источников, содержащих много интересных фактов касающихся Казахстана и Средней Азии. Трагическя судьба «буржуал-националиста» С.Д.Асфендиарова сказалась на судьбе его трудов, в том числе и «Прошлое Казахстана в источниках и материалах» (под его редакцией). Сейчас его труды, вместе с трудами наших национал-интеллигентов, снова переиздаются. Его судьба очень схожа с судьбой М.Г.Худякова, профессора Казанского университета, исследовавшего историю Казанского ханства/15/. Его работа, возвышающая Казанское ханство, жестко критикована, а он сам репрессирован в 1936г. Реабилитирован в 1960-гг. В данной работе использованы их переизданные труды.
Новый рубеж развития исторической науки Казахстана в 40-50гг. определил более глубокое исследование позднесредневековья. В 1943г. открыт ист.фак. в КазГУ, в 1946г. – АН КазССР, Институт истории, куда приглашались российские ученые, которые внесли свою лепту в подготовке кадров и др. Издавались труды по истории КазССР С.К.Ибрагимова/16/, А.А.Семенов /17/.
В начале 60-гг. начата работа по созданию свода материалов – МИКХ, над которой работали Н.Н.Мингулов, К.А.Пищулина, В.П.Юдин и др. В это время переводились на русский язык восточные рукописи. Историография Золотой Орды поднялась новыми исследованиями. Г.Ф.Федоров-Давыдов /18/, М.Г.Сафаргалиев/19/, И.Б.Греков/20/, В.Л.Егоров и др. посвятили себя исследованию этой темы. В них показаны государственное управление, улусная система, постепенно приведшая к дроблению государственной структуры, история распада Золотой Орды, влияние этого процесса на политические, этнические процессы в Дешт-и Кипчаке, обособление государств ногаев, крымских татар, кочевых узбеков, казахов и др. Они писали, что к распаду вела не только улусная система организации Золотой Орды, но и внутренние процессы общественного развития, происходившие на самостоятельных владениях.
История степной части Казахстана эпохи распада улуса Джучи, в 14-15вв. дополнена работами К.А.Пищулиной /21/, В.П.Юдина /22/, М.А.Усманова/23/, В.В.Каргалова/24/, и др. К историям отделившихся государств обращались Л.Р.Кзыласов /25/, М.Г.Худяков, Б.А.Ахмедов/26/.
3.Казахстанская историография С обретением независимости перед нами открылись новые возможности и в исторической науке. С обьявлением демократического подхода к исследованию любой темы, тема распада Золотой Орды и приемственности Казахстаном ее пути стала актуальной. Теперь нынешние ученые, без оглядывания и боязни за жизнь, раскрывают все новые факты связанные с историей Золотой Орды и тюркских государств. В связи с этим появились очень разносторонние взгляды и обьяснения какого-либо события. Среди профессиональных ученых надо отметить Т.Султанова /27/, С.Кляшторного /28/, А.Касенова, Б.Карибаева /29/, Б.Ирмуханова /30/, М.Абдирова /31/, М.Х.Абусеитову /32/, В.В.Трепавлова /33/, Н.А.Атыгаева/34/, Т.С.Жумаганбетова /35/, А.Исина /36/.Их работы ценны тем, что отображают наиболее обьективную историю.Отдельно хотелось бы остановиться на трудах К.Даниярова/37/. Он опровергает всеми официально признанную трактовку о монгольском происхождении Чингис-хана и на этом основываясь пишет, что Чингис-хан происходит из тюркского племени кият. Поэтому считает Золотую Орду государством казахов, а Казахское ханство, образованное в первой половине 15в. третьим по счету /38/. Его мысли не доказываются фактами и схожи с высказываниями филологов.
В целом казахстанская историография развивается в новом русле и с каждым годом раскрывает все новые данные и теории по данной теме.
Методология В данной работе использовались источники и исследования очень разных периодов, содержании и политической ориентации. Чтобы регулировать, систематизировать, классифицировать и проанализировать данные этих литератур необходимо было подобрать определенную методологию исследования. В частности были применены всем хорошо известные и широко используемые методы – историко-сравнительный, историко-хронологический, системный, и метод научного анализа.
С помощью историко-сравнительного метода мы сопоставили сведения разного рода источников. В данном случае мы работали с данными восточных нарративных сочинении и русских летописей, здесь само собой ясны разные политические ориентации их авторов. Чтобы занимать срединное положение, принимать во внимание только обьективные свидетельства мы методом сравнивания и сопостовления достоверности источников постарались дать наиболее полную и правдивую картину событии тех лет.
Хронологический метод мы использовали в выяснении относительности источников к какому либо периоду, исходя из этого исследования мы выясняем по заказу какого круга они написаны и следовательно какого они характера. Системный метод использовался для систематизации источников по .....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Қарап көріңіз 👇


Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру