Культура. Возникновение ее в этносе

Введение
В настоящее время этно-культурное возрождение, начавшееся в 60-70 гг XX века в мировом масштабе, рассматривается учеными как одна из основных тенденций развития человечества во второй половине двадцатого века. Это явление, затронувшее население множества стран (в том числе и СССР-Россию), получило название этнического парадокса современности, поскольку оно сопутствует все нарастающей унификации духовной и материальной культуры общества. На рубеже XX - XI веков межэтнические военные конфликты усилили ситуацию острой этнической нестабильности и обусловили необходимость в еще более интенсивном междисциплинарном исследовании этнических процессов. Востребованными становятся этнокультурные научные разработки и по причине усилившихся межэтнических контактов, как непосредственных (трудовая миграция, студенческие обмены, перемещение миллионов эмигрантов и беженцев, туризм), так и опосредованных современными средствами массовой коммуникации от спутникового телевидения до сети "Интернет" (Стефаненко, 1999.) Об актуальности данной проблемы свидетельствует информационно-управленческое обеспечение работы ученых- социологов, культурологов, этнологов, этологов, этнопсихологов, специалистов социокультурной деятельности - на основе документов международного и федерального уровней ("Рекомендации о сохранении фольклора" Юнеско, 1989; Национальная доктрина развития образования в РФ, 2000; федеральная программа "Культура России 2001-2005). Не менее приоритетными являются этнокультурные исследования на региональном и муниципальных уровнях. Так, в Алтайском государственном институте искусств и культуры, на кафедре социально-культурной деятельности ведется научно-исследовательская работа по проблеме "Национально- этнические традиции в системе формирования ценностных ориентаций молодежи". Автор данной работы изучает деятельность центров национальных культур Алтайского края,( таких центров 10 ), выявляет в ней позитивное и негативное, что позволит на заключительном этапе исследования разработать современные региональные технологии оптимизации национально-этнических традиций (НЭТ) на основе методологии междисциплинарно-системного подхода (Каган, 2001) и использовать их в воспитании молодежи.
В процессе исследования сделан анализ таких понятий, как "этнос", "нация", "культура", "традиция". Значение термина"этнос" остается неоднозначным. Этнологи подчеркивают, что пока еще не сложилось общепризнанного понимания природы, характера и строения этноса ("Этнология", 1994). Многие исследователи считают, что этносы- это реально существующие группы, которые возникают, функционируют, взаимодействуют между собой и умирают. Кардинально расходятся взгляды ученых по проблеме природы этносов. Так, Л.Н. Гумилев рассматривает этнос как явление географическое, природное, а не социальное. По Гумилеву этнос- это "тот или иной коллектив людей (динамическая система), противопоставляющий себя всем прочим аналогичным коллективам, имеющий свою особую внутреннюю структуру и оригинальный стереотип поведения" (Гумилев, 1993). .....
Курсовая работа (бесплатно)
Толық