Культура и наука Кореи в средние века
Содержание
Введение………………….………………….………………….………………...3
ГЛАВА 1. ОБЪЕДИНЕННОЕ СИЛЛА. ЭПОХА КОРЕ…………………………..6
ГЛАВА 2. ПЕРИОД РАННЕГО ЧОСОНА……………………………………….12
ГЛАВА 3. КОНФУЦИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ СЕЧЖОНА……………………14
Заключение…………..………………….………………….………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26
Введение
Актуальность и историзм работы. Некогда жили в одной пещере медведица и тигр. И молились они небесному божеству Уну, прося превратить их в людей. Тогда божество дало им по пучку полыни и горсть головок чеснока, повелев все это съесть и не смотреть на солнечный свет сто дней. Звери съели посланное Небом, но тигр не смог долго оставаться в темноте, нарушил тем самым заповедь и не стал человеком. Медведица же сделала все как надо и превратилась в женщину. Ун принял человеческий облик, спустился с небес и взял ее в жены. Согласно старой легенде, они и положили начало племени корейскому.
Многое выпало на долю "Страны утренней свежести", как исстари называют Корею, за долгую ее историю. И так уж случилось, что многих корейцев разбросало теперь по всему свету, а их родина уже полвека, как расколота на две части. Причем люди, оказавшиеся по разные стороны границы, полностью лишены возможности каких-либо контактов друг с другом. Этим правом лишь изредка пользуются политики Севера и Юга, но они безнадежно скованы идеологическими цепями, стремлением сохранить в руках власть и никак не могут решить проблему национального раскола. Полвека -- срок немалый для того, чтобы разделенный народ породил внутри себя массу различий в образе жизни, в языке и мышлении. Но, видать, не зря матери-медведице пришлось есть полынь и чеснок -- любимые, кстати, до сих пор ее потомками как на одной, так и на другой половине Корейского полуострова. При всех различиях корейцы на Юге и Севере остались невероятно похожими друг на друга, в чем удалось убедиться автору этих строк, длительное время жившему как в Пхеньяне, так и Сеуле.
Целью работы является показать историю культуры, науки и искусства Кореи в средние века, конфуцианский гуманизм Сечжона.
В связи с этим вырисовываются задачи работы:
- показать в культуре - принятие буддизма и конфуцианства (до сих пор влияющих на жизнь и обычаи корейцев),
- появление светской музыки (в отличие от раннего периода с шаманскими и народными песнями),
- создание шедевров мирового масштаба в искусстве.
Библиографические особенности работы связаны со спецификой языка и письменности. Китайская письменность, попавшая на корейский полуостров с железом с материка в период трёх государств получила широкое распространение. Но заимствование письма имело недостатки - необходимость приспособления иероглифов к разговорному языку. Получалось 2 написания слова: 1) корейское слово транскрибировалось иероглифами, 2) смысл корейского слова передавался иероглифами. Были определены правила такого написания (эти правила повлияли на японскую письменность Ман Ё Гана). Постепенно транскрибирование превратилось в хорошо используемую письменность. Сначала иероглифы просто писались в корейском порядке слов. Затем было изобретено “чиновничье письмо” Иду, где значимая часть писалась иероглифом посмыслу, а для обозначения грамматических структур применялись иероглифы в соответствии с чтением, не обращая внимания на смысловую нагрузку. Существовал способ чтения китайских текстов, он состоял в том, что грамматические структуры вписывались в строго определённых местах текста. И то, что в одной из летописей находим упоминание о некто Сёль Чонге, прочитавшем 9 китайских произведений на силласком языке говорит о широком использовании этой системы. С появлением письменности возникают первые корейские произведения - хроники,конечно. Например Юги (“Сохранившиеся записи”) из 100 томов, около 600г. переделанное в пятитомное произведение Синчжи (“новое составление”) в Когурё . В Пэкче Хюнг пишет историю своего государства - Сёги ; Кукса рассказывало об истории Силла . Ни одно из этих произведений не дошло до наших дней, но известно, что большая их часть вошла в Самгук саги (“история трех царств”)Ким Бусика (12 век). Появление таких документов в каждом из трёх государств свидетельствует о желании утвердиться на мировой арене, сделать историю поучением молодому поколению, укрепить государственность. А труд Ким Бусика можно считать памятником образованию трёх централизованных государств.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и содержит в себе 26 страниц.
ГЛАВА 1. ОБЪЕДИНЕННОЕ СИЛЛА. ЭПОХА КОРЕ
Государство Силла (668-935) достигло вершины своего могущества и благополучия в середине УШ в. Правители Силла стре¬мились создать идеальное буддийское государство. Построенный в районе Кенчжу пещерный храм Соккурам и монастырь Пульгукса представляют собой замечатель¬ные образцы древнего зодчества. Способом ксилографии были отпечатаны священные буддийские книги. Во время недавних реста¬врационных работ в трехъярусной пагоде монастыря Пульгукса был обнаружен древнейший экземпляр "Дхарти сутры", отпечатанный предположительно между 706 и 751 гг. К когуреской и пэкческой знати в Силла относились весьма благосклонно. Часто на государственную службу привле¬кали ученых-специалистов по дипло¬матической переписке, медицине, математике и астрономии. В 722 г. для крестьян была введена в действие система чончжон (справедливая земельная система). Население получило право обрабатывать полученные от короля земли. Для орошения рисовых полей сооружались водохранилища. За выделенные земли крестьяне обязаны были уплачивать государству натуральный налог рисом, просом, ячменем и пшеницей. Величина натурального налога зависела от полученного урожая. К тому же, крестьяне были обязаны сажать тутовые деревья для разведения шелковичного червя, а также поставлять государству и знати грецкие и кедровые орехи в качестве побочного нало¬га. Крестьяне выращивали скот и лошадей от 2-х до 4-х голов в каждом хозяйстве. Силла было богатым государством, его столица процветала, длина некоторых улиц превышала 10 километров. Известный буддийский проповедник Вонхе основал новую буддийскую секту, куда привлекал простых людей. Творчески переосмыслив догматы буддизма, он сделал его подлинно народной религией.
В VIII в. государство не вело войн, и как никогда у людей была сильна тяга к учению. Силлаские ученые—выходцы из высших слоев среднего класса, уступавших в родовитости лишь высшему аристократическому классу, иначе - чинголь «истинная кость»), изоб¬рели иду — систему записи корейских ел средствами китайской иероглифики. Растущая потребность в образовании служащих обусловила подбор чиновников числа ученых, принадлежавших к высшему слою среднего класса. С этой целью в 788 была введена система экзаменов на получен государственной должности. По мере того как знать все больше предавалась легкой жизни и роскошеству буддизм как государственная религия теряла свое влияние и приходила в упадок. В отдаленных горных районах появилась новая буддийская секта Сон (на Западе больше известная под японским именем Дзэн). городах положение официальной религии тоже пошатнулось. В отдаленных районам среде аристократии развернулась борьба власть. Междоусобица среди представителей чинголь ослабляла централизованно государство. В 780 г. мятежники убили короля Хегона. Одна попытка захватить престол сменяла другую.
Вдали от центра местные феодалы числа чинголь поднимали мятежи. Король Эчжан был убит собственным дядей который и занял его место на престоле. Таким образом, государство Силла в IX в. оказалось охваченным междоусобной борьбой как за власть в центре, так и на окраинах. Чан Бо Го, один из крупнейших купцов, полностью контролировал морскую торговлю в Чхонхэчжине (Вандо) с китай¬скими и японскими портами. Он был одним с многих, кто выступил против центральной области. В 806 г. правительство запретило строить новые монастыри и украшать их с особой роскошью. На родину из Китая вернулся один из наиболее известных ученых, Чхве Чхи Вон, который успешно прошел в танском Китае государственные экзамены на получение дол¬жности и опубликовал декларацию, направленную против Хуан Чао. Его идеи, однако, не получили ни одобрения, ни поддержки. Чхве Чхи Вон отказался от предложенной ему высокой должности и удалился в монастырь Хэинса, где стал вести жизнь отшельника. Образованные и талантливые люди Силла из высших слоев среднего класса мечтали о переменах в государственном уп¬равлении страны. Государство Силла распадалось под ударами мятежников. Так, в 900 г. Кенхвон объявил о создании в Чончжу государства |Позднее Пэкче. В 901 г. Кунье объявил в Кэ-соне о создании Позднего Когуре. Последний из мятежников, Ван Гон, выходец из семьи помещиков, стал первым министром при Кунье. В 918 г., обвинив Кунье в небла¬говидных поступках и злоупотреблении властью, Ван Гон добился его свержения, заручившись поддержкой местных феодалов в купцов, чье экономическое и политическое влияние простиралось на силлаское правительство. В 934 г. Ван Гон предпринял поход против Позднего Пэкче, которое сдалось в 935 г., не оказав сопротивления. В следующем году он принял престол от отрекшегося в его пользу короля Силла Кенсуна. В начале своего правления Ван Гон проводил политику умиротворения крупных провинциальных феодалов, особенно силлаской аристократии. Он предоставил бывшему королю Кенсуну высший пост в своем правительстве. Женившись на девушке из силлаского королевского рода, Ван Гон в какой-то степени узаконил свою власть. Ван Гон, основатель династии Коре (918—1392), название которой происходит от Когуре, оставил своим наследникам десять наказов. Он предсказывал возможное стол¬кновение Коре со своими северными соседями—кочевыми племенами—и нака¬зывал укреплять государство, распрост¬ранив его власть на всю территорию бывшего Когуре. Он советовал не допускать вмешательства в дела буддийских монасты¬рей, предупреждал об опасности узурпации власти вследствие междоусобной вражды между представителями правящих кланов, а также указывал на опасность ослабления местной власти.
Гибкая политика правителя Тэчжо (посмертный титул Ван Гона) и его женить¬ба на представительнице королевского рода способствовали тому, что мятежные фео¬далы в конце концов признали его власть. Чтобы подорвать их экономическое могущество, правитель Кванчжон (г. пр. 949—975) вернул свободу рабам, незаконно закабаленным в 956 г. Благодаря этой мере увеличились поступления в казну. Народ благословлял своего избавителя. Два года спустя Кванчжон установил систему гражданских экзаменов с тем, чтобы принимать на государственную службу самых достойных. Сменивший его на троне Кенчжон (г. пр. 975—981) ввел практику раздачи земельных и лесных наделов государственным служащим. Так постепенно в Коре закладывались основы цент¬рализованного государства. Король Сон-чжон (г. пр. 981—997) принял в 982 г. предло¬жение ученого-конфуцианца Чхве Сын Но взять за образец государственного устройст¬ва конфуцианские принципы. Местные чи¬новники назначались из центра, все оружие, хранящееся у населения, было изъято и пере¬плавлено в сельскохозяйственные орудия. За образец государственного устройства была взята танская система, но чиновники имели право оспаривать и корректировать королевские решения. Тем не менее, государственное устройство Коре было до¬статочно прочным, чтобы выдержать натиск внешних сил. В начале Х в. произошло усиление киданей. Их племена начали объединяться и от пле¬менного союза перешли к централизованному феодальному государству. В 926 г. кидани покорили Пархэ и в 937 г. стали официально называться империей Ляо. Как уже было отмечено, население Пархэ устремилось в Коре, над которым, в свою очередь, навис¬ла угроза завоевания империей Ляо. Коре напрасно пыталось установить с киданями дипломатические отношения. Ляо четыре раза (в 983, 985, 989 и 993 гг.) совершало завоевательные походы против государства Коре. В 993 г. главнокомандующий войсками Коре Со Хи (940—998), встав перед лицом неминуемого поражения, вступил в мирные переговоры с киданьским генералом Сяо и добился прекращения военных действий и признания прав Коре на территории к югу от реки Амноккан.
В 994 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены, однако в 1010 г. войска Ляо вновь вторглись на земли Коре, и корейский правитель бежал на юг. Положение обострялось тем, что в пограничных с Коре областях Маньчжурии окрепли и активизировались племена чжур-чжэней, которые также стали угрожать измученному войной государству. Король Хенчжон (г. пр. 1009—1031), дабы призвать на помощь божественную силу Будды, пове¬лел вырезать на деревянных блоках "Трипитаку", свод буддийских писаний, которые составили 6 тыс. томов. В 1115 г. чжурчжэни объявили о создании империи Цзинь и начали наступательные дей¬ствия против Ляо. Завоевав Ляо в 1125 г., они устремились к границам империи Сун и в 1126 г. захватили Северную Сун, население которой бежало на юг от р. Янцзы. Чжурчжэни захватили в плен двух сунских императоров. В их руки также попали двор¬цовая и многие частные библиотеки. В том же году в Коре также вспыхнула междоусобица. В 1126 г. от пожара, уст¬роенного тестем короля Инчжона, дотла сго¬рели все дворцовые здания, включая десятки тысяч томов дворцовой библиотеки и государственной академии. Так было ут¬рачено знаменитое кореское собрание книг. Привозить новые книги из Сунской империи стало невозможным, а печатать с помощью деревянных блоков было очень дорого и требовало много времени. Тогда возникла идея отливать бронзовый шрифт тем же способом, каким отливали монеты, и печа¬тать книги в типографии. Так в Коре получило развитие книгопечатание с помощью подвижного металлического шрифта, и к середине ХП в. небольшими тиражами уже было издано много книг. В 1145 г. король Инчжон (г. пр. 1112—1146) повелел ученому-конфуцианцу Ким Бу Сику составить "Самгук саги" ("Исторические записи Трех государств"). Спустя сто лет монах по имени Ирен составил "Самгук юса" ("Забытые деяния Трех государств"), где нашли отражение знаменательные исторические события и предания, не вошедшие в "Самгук саги". В этот период возникли противоречия между гражданскими и военными чиновни¬ками, т.к. последние стояли на более низкой ступени в иерархии и получали меньше жалованья. В 1170 г. военные чиновники вос¬стали против гражданских должностных лиц и жестоко расправились с ними. В этот период происходит объединение монгольских племен. Овладев китайской техникой плавки железа с помощью коры пробкового дуба, они использовали ее для изготовления оружия, благодаря которому в 1215 г. покорили империю Цзинь и вытеснили сопротивлявшихся киданей на тер-риторию Коре. С этого времени монголы систематически нападали на Коре. В 1232 г. корейский двор и государственные чиновники бежали на остров Канхвадо. Во время нашествия 1238 г. монголы раз¬грабили Коре, разрушив великолепную па¬году в монастыре Хванненса эпохи Силла. По приказу двора на острове Канхвадо была вырезана вторая "Трипитака Кореана", которая составила 80 тыс. деревянных бло¬ков, заполненных текстом с обеих сторон. В настоящее время они хранятся в монастыре Хэинса. Этот огромный труд был завершен благодаря чувству глубокого патриотизма, в надежде, что Будда защитит корейцев от нашествия монголов. Население страны свергнуть его. Второй по значению внутренней про¬блемой была реформа землепользования. К тому времени прежняя система государст-венных наделов была разрушена. Большей частью обширных сельскохозяйственных угодий владели лишь гражданские и военные чиновники, пользовавшиеся покровительств¬ом монгольских властей, а также горстка крупных помещиков. Обрабатывали землю крестьяне-арендаторы и крепостные. Попыт¬ка короля Конмина провести земельную реформу встретила ожесточенное со¬противление со стороны чиновников, кото¬рым и предстояло ее осуществлять, что вполне объяснимо — они сами являлись со¬бственниками земель, владение которыми должно было претерпеть столь решитель¬ное изменение. Третьей проблемой стала растущая вражда между буддийскими и конфуцианскими учеными. На протяжении многих веков буддизм и конфуцианское учение сосущест¬вовали почти без конфликтов. Следует отм-етить, что к тому времени корейские ученые находились под сильным влиянием неок-онфуцианской доктрины, разработанной Чжу Си в конце ХП в., незадолго до монгольского нашествия. Неоконфуцианцы отвергали идею о том, что высшее достижение человека — отказ от семейных уз и уход в монашество, поскольку сами основы конфуцианской фил¬ософии зиждятся на прочных семейных и общественных отношениях. Объектом критики стали богатство и могущество монастырей и огромные суммы, зат¬рачиваемые государственной казной на проведение буддийских праздников. Возникла и еще одна проблема. Японские пираты перешли от тактики отдельных вылазок к организованным рейдам в глубь страны. Именно в этот период набеги не раз успешно отражали войска видного полководца Ли Сон Ге.
ГЛАВА 2. ПЕРИОД РАННЕГО ЧОСОНА
Генерал Ли Сон Ге захватил политическую и военную власть в стране, свергнув короля Чхана (г.пр. 1388-1389) и возведя на престол Конъяна (г.пр. 1389—1392). Ли Сон Ге и его сторонники провели радикальную земельную реформу. В борьбе против слабеющей династии Коре и крупной аристократии они опирались на идеологию неоконфуцианства. Правительство ввело систему квачжонпоп (чиновные наделы), которая укрепила власть Ли Сон Ге, дав ему право распределять земельные наделы. Ли Сон Ге и его стор¬онники хорошо понимали, что навести в ст¬ране порядок и покончить с прогнившей династией Коре можно, лишь изменив систему землевладения. По условиям системы чиновных наделов земля обычно отдавалась гражданским и военным чиновникам лишь в пожизненное пользование, причем размер участка зависел от ранга чиновника. Вместе с землей вла¬дельцам предоставлялось право получать ренту с обрабатываемых крестьянами земель, а крестьянам предоставлялось право их обрабатывать. Обычно рента-налог, взи¬маемая государством, составляла половину урожая.
Поскольку крестьянам было гаранти¬ровано право обрабатывать землю на положении арендаторов, не боясь, что ее от¬нимут, это несколько улучшило положение крестьянства. К тому же янбаны — крупные чиновники-аристократы — были лишены .....
Введение………………….………………….………………….………………...3
ГЛАВА 1. ОБЪЕДИНЕННОЕ СИЛЛА. ЭПОХА КОРЕ…………………………..6
ГЛАВА 2. ПЕРИОД РАННЕГО ЧОСОНА……………………………………….12
ГЛАВА 3. КОНФУЦИАНСКИЙ ГУМАНИЗМ СЕЧЖОНА……………………14
Заключение…………..………………….………………….………………….25
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………….26
Введение
Актуальность и историзм работы. Некогда жили в одной пещере медведица и тигр. И молились они небесному божеству Уну, прося превратить их в людей. Тогда божество дало им по пучку полыни и горсть головок чеснока, повелев все это съесть и не смотреть на солнечный свет сто дней. Звери съели посланное Небом, но тигр не смог долго оставаться в темноте, нарушил тем самым заповедь и не стал человеком. Медведица же сделала все как надо и превратилась в женщину. Ун принял человеческий облик, спустился с небес и взял ее в жены. Согласно старой легенде, они и положили начало племени корейскому.
Многое выпало на долю "Страны утренней свежести", как исстари называют Корею, за долгую ее историю. И так уж случилось, что многих корейцев разбросало теперь по всему свету, а их родина уже полвека, как расколота на две части. Причем люди, оказавшиеся по разные стороны границы, полностью лишены возможности каких-либо контактов друг с другом. Этим правом лишь изредка пользуются политики Севера и Юга, но они безнадежно скованы идеологическими цепями, стремлением сохранить в руках власть и никак не могут решить проблему национального раскола. Полвека -- срок немалый для того, чтобы разделенный народ породил внутри себя массу различий в образе жизни, в языке и мышлении. Но, видать, не зря матери-медведице пришлось есть полынь и чеснок -- любимые, кстати, до сих пор ее потомками как на одной, так и на другой половине Корейского полуострова. При всех различиях корейцы на Юге и Севере остались невероятно похожими друг на друга, в чем удалось убедиться автору этих строк, длительное время жившему как в Пхеньяне, так и Сеуле.
Целью работы является показать историю культуры, науки и искусства Кореи в средние века, конфуцианский гуманизм Сечжона.
В связи с этим вырисовываются задачи работы:
- показать в культуре - принятие буддизма и конфуцианства (до сих пор влияющих на жизнь и обычаи корейцев),
- появление светской музыки (в отличие от раннего периода с шаманскими и народными песнями),
- создание шедевров мирового масштаба в искусстве.
Библиографические особенности работы связаны со спецификой языка и письменности. Китайская письменность, попавшая на корейский полуостров с железом с материка в период трёх государств получила широкое распространение. Но заимствование письма имело недостатки - необходимость приспособления иероглифов к разговорному языку. Получалось 2 написания слова: 1) корейское слово транскрибировалось иероглифами, 2) смысл корейского слова передавался иероглифами. Были определены правила такого написания (эти правила повлияли на японскую письменность Ман Ё Гана). Постепенно транскрибирование превратилось в хорошо используемую письменность. Сначала иероглифы просто писались в корейском порядке слов. Затем было изобретено “чиновничье письмо” Иду, где значимая часть писалась иероглифом посмыслу, а для обозначения грамматических структур применялись иероглифы в соответствии с чтением, не обращая внимания на смысловую нагрузку. Существовал способ чтения китайских текстов, он состоял в том, что грамматические структуры вписывались в строго определённых местах текста. И то, что в одной из летописей находим упоминание о некто Сёль Чонге, прочитавшем 9 китайских произведений на силласком языке говорит о широком использовании этой системы. С появлением письменности возникают первые корейские произведения - хроники,конечно. Например Юги (“Сохранившиеся записи”) из 100 томов, около 600г. переделанное в пятитомное произведение Синчжи (“новое составление”) в Когурё . В Пэкче Хюнг пишет историю своего государства - Сёги ; Кукса рассказывало об истории Силла . Ни одно из этих произведений не дошло до наших дней, но известно, что большая их часть вошла в Самгук саги (“история трех царств”)Ким Бусика (12 век). Появление таких документов в каждом из трёх государств свидетельствует о желании утвердиться на мировой арене, сделать историю поучением молодому поколению, укрепить государственность. А труд Ким Бусика можно считать памятником образованию трёх централизованных государств.
Структура данной работы состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы и содержит в себе 26 страниц.
ГЛАВА 1. ОБЪЕДИНЕННОЕ СИЛЛА. ЭПОХА КОРЕ
Государство Силла (668-935) достигло вершины своего могущества и благополучия в середине УШ в. Правители Силла стре¬мились создать идеальное буддийское государство. Построенный в районе Кенчжу пещерный храм Соккурам и монастырь Пульгукса представляют собой замечатель¬ные образцы древнего зодчества. Способом ксилографии были отпечатаны священные буддийские книги. Во время недавних реста¬врационных работ в трехъярусной пагоде монастыря Пульгукса был обнаружен древнейший экземпляр "Дхарти сутры", отпечатанный предположительно между 706 и 751 гг. К когуреской и пэкческой знати в Силла относились весьма благосклонно. Часто на государственную службу привле¬кали ученых-специалистов по дипло¬матической переписке, медицине, математике и астрономии. В 722 г. для крестьян была введена в действие система чончжон (справедливая земельная система). Население получило право обрабатывать полученные от короля земли. Для орошения рисовых полей сооружались водохранилища. За выделенные земли крестьяне обязаны были уплачивать государству натуральный налог рисом, просом, ячменем и пшеницей. Величина натурального налога зависела от полученного урожая. К тому же, крестьяне были обязаны сажать тутовые деревья для разведения шелковичного червя, а также поставлять государству и знати грецкие и кедровые орехи в качестве побочного нало¬га. Крестьяне выращивали скот и лошадей от 2-х до 4-х голов в каждом хозяйстве. Силла было богатым государством, его столица процветала, длина некоторых улиц превышала 10 километров. Известный буддийский проповедник Вонхе основал новую буддийскую секту, куда привлекал простых людей. Творчески переосмыслив догматы буддизма, он сделал его подлинно народной религией.
В VIII в. государство не вело войн, и как никогда у людей была сильна тяга к учению. Силлаские ученые—выходцы из высших слоев среднего класса, уступавших в родовитости лишь высшему аристократическому классу, иначе - чинголь «истинная кость»), изоб¬рели иду — систему записи корейских ел средствами китайской иероглифики. Растущая потребность в образовании служащих обусловила подбор чиновников числа ученых, принадлежавших к высшему слою среднего класса. С этой целью в 788 была введена система экзаменов на получен государственной должности. По мере того как знать все больше предавалась легкой жизни и роскошеству буддизм как государственная религия теряла свое влияние и приходила в упадок. В отдаленных горных районах появилась новая буддийская секта Сон (на Западе больше известная под японским именем Дзэн). городах положение официальной религии тоже пошатнулось. В отдаленных районам среде аристократии развернулась борьба власть. Междоусобица среди представителей чинголь ослабляла централизованно государство. В 780 г. мятежники убили короля Хегона. Одна попытка захватить престол сменяла другую.
Вдали от центра местные феодалы числа чинголь поднимали мятежи. Король Эчжан был убит собственным дядей который и занял его место на престоле. Таким образом, государство Силла в IX в. оказалось охваченным междоусобной борьбой как за власть в центре, так и на окраинах. Чан Бо Го, один из крупнейших купцов, полностью контролировал морскую торговлю в Чхонхэчжине (Вандо) с китай¬скими и японскими портами. Он был одним с многих, кто выступил против центральной области. В 806 г. правительство запретило строить новые монастыри и украшать их с особой роскошью. На родину из Китая вернулся один из наиболее известных ученых, Чхве Чхи Вон, который успешно прошел в танском Китае государственные экзамены на получение дол¬жности и опубликовал декларацию, направленную против Хуан Чао. Его идеи, однако, не получили ни одобрения, ни поддержки. Чхве Чхи Вон отказался от предложенной ему высокой должности и удалился в монастырь Хэинса, где стал вести жизнь отшельника. Образованные и талантливые люди Силла из высших слоев среднего класса мечтали о переменах в государственном уп¬равлении страны. Государство Силла распадалось под ударами мятежников. Так, в 900 г. Кенхвон объявил о создании в Чончжу государства |Позднее Пэкче. В 901 г. Кунье объявил в Кэ-соне о создании Позднего Когуре. Последний из мятежников, Ван Гон, выходец из семьи помещиков, стал первым министром при Кунье. В 918 г., обвинив Кунье в небла¬говидных поступках и злоупотреблении властью, Ван Гон добился его свержения, заручившись поддержкой местных феодалов в купцов, чье экономическое и политическое влияние простиралось на силлаское правительство. В 934 г. Ван Гон предпринял поход против Позднего Пэкче, которое сдалось в 935 г., не оказав сопротивления. В следующем году он принял престол от отрекшегося в его пользу короля Силла Кенсуна. В начале своего правления Ван Гон проводил политику умиротворения крупных провинциальных феодалов, особенно силлаской аристократии. Он предоставил бывшему королю Кенсуну высший пост в своем правительстве. Женившись на девушке из силлаского королевского рода, Ван Гон в какой-то степени узаконил свою власть. Ван Гон, основатель династии Коре (918—1392), название которой происходит от Когуре, оставил своим наследникам десять наказов. Он предсказывал возможное стол¬кновение Коре со своими северными соседями—кочевыми племенами—и нака¬зывал укреплять государство, распрост¬ранив его власть на всю территорию бывшего Когуре. Он советовал не допускать вмешательства в дела буддийских монасты¬рей, предупреждал об опасности узурпации власти вследствие междоусобной вражды между представителями правящих кланов, а также указывал на опасность ослабления местной власти.
Гибкая политика правителя Тэчжо (посмертный титул Ван Гона) и его женить¬ба на представительнице королевского рода способствовали тому, что мятежные фео¬далы в конце концов признали его власть. Чтобы подорвать их экономическое могущество, правитель Кванчжон (г. пр. 949—975) вернул свободу рабам, незаконно закабаленным в 956 г. Благодаря этой мере увеличились поступления в казну. Народ благословлял своего избавителя. Два года спустя Кванчжон установил систему гражданских экзаменов с тем, чтобы принимать на государственную службу самых достойных. Сменивший его на троне Кенчжон (г. пр. 975—981) ввел практику раздачи земельных и лесных наделов государственным служащим. Так постепенно в Коре закладывались основы цент¬рализованного государства. Король Сон-чжон (г. пр. 981—997) принял в 982 г. предло¬жение ученого-конфуцианца Чхве Сын Но взять за образец государственного устройст¬ва конфуцианские принципы. Местные чи¬новники назначались из центра, все оружие, хранящееся у населения, было изъято и пере¬плавлено в сельскохозяйственные орудия. За образец государственного устройства была взята танская система, но чиновники имели право оспаривать и корректировать королевские решения. Тем не менее, государственное устройство Коре было до¬статочно прочным, чтобы выдержать натиск внешних сил. В начале Х в. произошло усиление киданей. Их племена начали объединяться и от пле¬менного союза перешли к централизованному феодальному государству. В 926 г. кидани покорили Пархэ и в 937 г. стали официально называться империей Ляо. Как уже было отмечено, население Пархэ устремилось в Коре, над которым, в свою очередь, навис¬ла угроза завоевания империей Ляо. Коре напрасно пыталось установить с киданями дипломатические отношения. Ляо четыре раза (в 983, 985, 989 и 993 гг.) совершало завоевательные походы против государства Коре. В 993 г. главнокомандующий войсками Коре Со Хи (940—998), встав перед лицом неминуемого поражения, вступил в мирные переговоры с киданьским генералом Сяо и добился прекращения военных действий и признания прав Коре на территории к югу от реки Амноккан.
В 994 г. дипломатические отношения между двумя странами были установлены, однако в 1010 г. войска Ляо вновь вторглись на земли Коре, и корейский правитель бежал на юг. Положение обострялось тем, что в пограничных с Коре областях Маньчжурии окрепли и активизировались племена чжур-чжэней, которые также стали угрожать измученному войной государству. Король Хенчжон (г. пр. 1009—1031), дабы призвать на помощь божественную силу Будды, пове¬лел вырезать на деревянных блоках "Трипитаку", свод буддийских писаний, которые составили 6 тыс. томов. В 1115 г. чжурчжэни объявили о создании империи Цзинь и начали наступательные дей¬ствия против Ляо. Завоевав Ляо в 1125 г., они устремились к границам империи Сун и в 1126 г. захватили Северную Сун, население которой бежало на юг от р. Янцзы. Чжурчжэни захватили в плен двух сунских императоров. В их руки также попали двор¬цовая и многие частные библиотеки. В том же году в Коре также вспыхнула междоусобица. В 1126 г. от пожара, уст¬роенного тестем короля Инчжона, дотла сго¬рели все дворцовые здания, включая десятки тысяч томов дворцовой библиотеки и государственной академии. Так было ут¬рачено знаменитое кореское собрание книг. Привозить новые книги из Сунской империи стало невозможным, а печатать с помощью деревянных блоков было очень дорого и требовало много времени. Тогда возникла идея отливать бронзовый шрифт тем же способом, каким отливали монеты, и печа¬тать книги в типографии. Так в Коре получило развитие книгопечатание с помощью подвижного металлического шрифта, и к середине ХП в. небольшими тиражами уже было издано много книг. В 1145 г. король Инчжон (г. пр. 1112—1146) повелел ученому-конфуцианцу Ким Бу Сику составить "Самгук саги" ("Исторические записи Трех государств"). Спустя сто лет монах по имени Ирен составил "Самгук юса" ("Забытые деяния Трех государств"), где нашли отражение знаменательные исторические события и предания, не вошедшие в "Самгук саги". В этот период возникли противоречия между гражданскими и военными чиновни¬ками, т.к. последние стояли на более низкой ступени в иерархии и получали меньше жалованья. В 1170 г. военные чиновники вос¬стали против гражданских должностных лиц и жестоко расправились с ними. В этот период происходит объединение монгольских племен. Овладев китайской техникой плавки железа с помощью коры пробкового дуба, они использовали ее для изготовления оружия, благодаря которому в 1215 г. покорили империю Цзинь и вытеснили сопротивлявшихся киданей на тер-риторию Коре. С этого времени монголы систематически нападали на Коре. В 1232 г. корейский двор и государственные чиновники бежали на остров Канхвадо. Во время нашествия 1238 г. монголы раз¬грабили Коре, разрушив великолепную па¬году в монастыре Хванненса эпохи Силла. По приказу двора на острове Канхвадо была вырезана вторая "Трипитака Кореана", которая составила 80 тыс. деревянных бло¬ков, заполненных текстом с обеих сторон. В настоящее время они хранятся в монастыре Хэинса. Этот огромный труд был завершен благодаря чувству глубокого патриотизма, в надежде, что Будда защитит корейцев от нашествия монголов. Население страны свергнуть его. Второй по значению внутренней про¬блемой была реформа землепользования. К тому времени прежняя система государст-венных наделов была разрушена. Большей частью обширных сельскохозяйственных угодий владели лишь гражданские и военные чиновники, пользовавшиеся покровительств¬ом монгольских властей, а также горстка крупных помещиков. Обрабатывали землю крестьяне-арендаторы и крепостные. Попыт¬ка короля Конмина провести земельную реформу встретила ожесточенное со¬противление со стороны чиновников, кото¬рым и предстояло ее осуществлять, что вполне объяснимо — они сами являлись со¬бственниками земель, владение которыми должно было претерпеть столь решитель¬ное изменение. Третьей проблемой стала растущая вражда между буддийскими и конфуцианскими учеными. На протяжении многих веков буддизм и конфуцианское учение сосущест¬вовали почти без конфликтов. Следует отм-етить, что к тому времени корейские ученые находились под сильным влиянием неок-онфуцианской доктрины, разработанной Чжу Си в конце ХП в., незадолго до монгольского нашествия. Неоконфуцианцы отвергали идею о том, что высшее достижение человека — отказ от семейных уз и уход в монашество, поскольку сами основы конфуцианской фил¬ософии зиждятся на прочных семейных и общественных отношениях. Объектом критики стали богатство и могущество монастырей и огромные суммы, зат¬рачиваемые государственной казной на проведение буддийских праздников. Возникла и еще одна проблема. Японские пираты перешли от тактики отдельных вылазок к организованным рейдам в глубь страны. Именно в этот период набеги не раз успешно отражали войска видного полководца Ли Сон Ге.
ГЛАВА 2. ПЕРИОД РАННЕГО ЧОСОНА
Генерал Ли Сон Ге захватил политическую и военную власть в стране, свергнув короля Чхана (г.пр. 1388-1389) и возведя на престол Конъяна (г.пр. 1389—1392). Ли Сон Ге и его сторонники провели радикальную земельную реформу. В борьбе против слабеющей династии Коре и крупной аристократии они опирались на идеологию неоконфуцианства. Правительство ввело систему квачжонпоп (чиновные наделы), которая укрепила власть Ли Сон Ге, дав ему право распределять земельные наделы. Ли Сон Ге и его стор¬онники хорошо понимали, что навести в ст¬ране порядок и покончить с прогнившей династией Коре можно, лишь изменив систему землевладения. По условиям системы чиновных наделов земля обычно отдавалась гражданским и военным чиновникам лишь в пожизненное пользование, причем размер участка зависел от ранга чиновника. Вместе с землей вла¬дельцам предоставлялось право получать ренту с обрабатываемых крестьянами земель, а крестьянам предоставлялось право их обрабатывать. Обычно рента-налог, взи¬маемая государством, составляла половину урожая.
Поскольку крестьянам было гаранти¬ровано право обрабатывать землю на положении арендаторов, не боясь, что ее от¬нимут, это несколько улучшило положение крестьянства. К тому же янбаны — крупные чиновники-аристократы — были лишены .....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Культура и наука Кореи в средние века курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Культура и наука Кореи в средние века скачать бесплатно, курсовая работа история скачать бесплатно