Культура Европы эпохи Возрождения
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии………4
3. Характерные черты итальянского Возрождения……………………...5
4. Характерные черты Северного Возрождения…………………………6
5. Наука…………………………………………………………………….10
6. Поэзия…………………………………………………………………...12
7. Стили ХVII века………………………………………………………...17
8. Заключение……………………………………………………………...18
9. Список литературы……………………………………………………..19
Введение
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, Время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии — мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.
В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии
В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина “Возрождение” (“Ренессанс”) принято в настоящей работе.
Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического – средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:
- эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
- Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й.Хейзинга называет Ренессанс “осенью Средневековья”);
- Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому “мосту” противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции, и т.п.).
Характерные черты итальянского Возрождения
Разумеется, не каждая из европейских стран осуществила за этот период подобное развитие, так сказать, “в полном объеме”. Однако духовное раскрепощение, дух индивидуализма, секуляризация духовных ценностей, обращение к человеку как центральной фигуре бытия являются необходимыми и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.
Процесс “переживания” Возрождения был неравномерен в различных европейских странах. Существует, строго говоря, три типа ренессансных культур, отличающихся полнотой переживания и реновации культуры:
- Итальянское Возрождение. Его характеризует последовательность процесса духовного раскрепощения, выхода из-под власти церкви (как экономически, так и политически – именно этот процесс получил название секуляризации), художественный взлет, появление новых жанров в искусство (да и собственно искусства в нашем понимании этого слова). Италия считается родиной культуры Возрождения. Именно здесь эта культура впервые заявляет о себе и форме искусства фактом появления книги стихов Данте Длигьери “Новая жизнь” (“Vita nuova”), этого первого в Европе литературного произведения на национальном языке.
В своем развитии ренессансный тип культуры прошел несколько этапов, наиболее четко выделяющихся в итальянской культуре, где они распределяются таким образом: Предвозрождение, или Проторенессанс (вторая половина XII – начало XIV века); раннее Возрождение (XIV – начало XV века); зрелое Возрождение (XV – первая четверть XVI века); Высокое Возрождение (первая четверть XVI – Середина XVI века); Позднее Возрождение (вторая половина XVI – начало XVII века).
Характерные черты Северного Возрождения
- Вторым типом ренессансной культуры считается Северное Возрождение (страны, расположенные к северу от Италии: Нидерланды, Германия, Франция). Оно характеризуется более сжатым и интенсивным, несколько “свернутым” протеканием, переносом ренессансной проблематики с внешних проявлений (в форме пластических искусств, зрелищности) на решение внутренних вопросов веры, государственности, права и т.д. Северное Возрождение начинается в середине XIV столетия и длится до конца XVIII ст.
- Третий тип ренессансных культур представляют культуры, пережившие лишь частичное Возрождение, “прожив” его в краткие периоды – за 40-70 лет и далеко не в “чистом” виде даже в сравнении с Северным Возрождением. К такому типу ренессансных культур относят культуру Англии, Португалии, ряда славянских стран: Чехии, Польши, Украины.
Обратимся к более пристальному рассмотрению ренессансной культуры Италии. При изучении итальянского Ренессанса встают два вопроса: что “возрождало” Возрождение и насколько широким в своем распространении среди различных слоев населения было это культурное движение?
Важнейшими чертами ренессансной культуры являются: развитие индивидуализма, в результате чего “героем эпохи” становится сильная героическая личность, светский характер мышления и поведения общества, эмансипация личности. Все это придало Возрождению характер переворота в сложившемся в середине века жизненном укладе и феодально-католическом восприятии мира.
Указанные процессы разворачиваются в Италии на фоне весьма развитой городской культуры, которая к середине XIII века выходит из-под власти церковников и светских феодалов. Главенствовали в этом процессе гуманисты – университетские преподаватели так называемых “studia humanitais” – цикла “человековедческих” дисциплин: литературы, языка, философии, истории, риторики, логики, грамматики и т.п. Важнейшим достижением гуманистов становится их проповедь прав личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей, на полное развитие способностей.
Устремленность гуманизма к раскрепощению, эмансипации личности находила крайнюю опору в античной культуре, которую гуманисты понимали как свою духовную “прародину”. Но величие человека виделось гуманистам сквозь призму богосозданности человека как “венца божественного творения”, властелина природы, завещанной человеку как врена и арсенал для его личностного творчества. Такие идеи пламенно утверждал в своем трактате “О достоинстве человека” гуманист Пикко де Ла Мирандола.
Итак, итальянский Ренессанс “возрождал” не столько собственно античность, сколько свое представление об античности, в центре духовных поисков которого стоял человек-творец. С такого Господь много взыщет, ибо ему Господом более всего и дано. Поэтому культура итальянского Возрождения по своему ментальному типу является антропоцентричной.
Одним из наиболее ярких признаков Итальянского Возрождения стало новое понимание искусства и науки, занятия которыми перестали считаться недостойными благородного человека, да и само представление о человеке претерпело существенные изменения (см. выше). Поэтому в раздробленной на множество карликовых государств, гвоорившей на разных диалектах Италии были так известны деятели исскуств – живописцы Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Рафаэль Санти, скульпторы Донателло и многие другие, чьи имена не требовали даже фамилий, чтобы быть узнанными.
Рядом с невиданными взлетами человеческого и патриотического сознания в культуру итальянского Возрождения должны быть включены и разгул Священной Инквизиции, и создание внутренней церковной полиции – ордена братьев иезуитов (от латинского произношения “Иисус”), многочисленные процессы против еретиков и ведьм (трактат "“Молот ведьм” выпущен монахами Инститорисом и Шпренгером в середине XV века – в эпоху зрелого Ренессанса).
Но все же эта эпоха вошла в историю как вздох освобождения, как рождение надежды. Именно в трактатах деятелей итальянского Возрождения впервые осмыслена великая роль новаторства, декларирована необходимость создания чего-то нового как оправдания человеческого существования. Именно итальянские гуманисты сделали первую попытку научного осмысления как предыдущей культуры, политики, государственности, так и своей (например, Маккнавелли в трактате “Государь”). Именно итальянские гуманисты оказались способны создать модель нового общества, основанного на идее демократии и веры в Бога (утопия Томазо Кампанеллы “Город солнца”).
В феодально-крестьянской Европе еще большей была пропасть между культурной элитой и основной массой носителей культуры. Но именно здесь было достигнуто равновесие между античными и средневековыми источниками нового духовного движения. В Северном Возрождении важнее оказалась не внешняя “перестройка” поведения, быта, чувств, а глубокие внутренние изменения взглядов на мир, а через них – и взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом, а позже – между человеком и Богом, выразившиеся в могучем религиозном движении Реформации. И хотя не было недостатка в технических открытиях, среди которых и изобретения книгопечатания немцем И. Гуттенбергом, создание новых сталей, технологий обработки металла, стекла, ветряных мельниц и т.д. – едва ли не главным открытием Северного Возрождения стало открытие человеком “Бога в себе” и права на непосредственное общение с ним на родном языке верующих, а не на мало кому здесь понятной латыни. Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Эрих фон Гуттен), быстро овладевает умами самых широких масс. Борьба за внутреннее благочестие – пиетизм – приводит вначале к возникновению Братства Общего Духа, внецерковного объединения верующих на религиозных основах, затем к появлению переводов Священного Писания на национальные языки и, наконец, к мощному разрыву с католической церковью.
Северное Возрождение отличается предельной экзальтированностью внутренних переживаний. Она проявлялась и в речах популярных проповедников, за которыми толпы слушателей ходили из города в город (например, мастер Иоганн Экхард, Антуан Фраден Францисканец, доминиканец св. Винцент Феррер или исповедник Жанны д’Арк юрат Ришар), и в произведениях мастеров искусства Северного Возрождения. Среди них особенно выделяются братья ван Эйки (которым легенда приписывает изобретение масляной живописи), семьи художников Кранахов, Гольбейнов, великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нервно-напряженное мироощущение эпохи находит свое воплощение в скульптуре и архитектуре. В целом в искусстве Северного Возрождения происходит соединение средневековой символики и по-новому осмысленного мистицизма, порождающее и новые пласты в понимании искусства.
Одно из важнейших открытий совершено культурой Северного Возрождения в сфере политико-экономической. Речь идет о так называемом магдебургском (“немецком”) праве – появлении городов, живших на основе самоуправления, свободных экономико-политических объединений, вплоть до выбора князей. Магдебургское право послужит источником создания европейских гражданских кодексов Нового времени.
Во второй половине XVI века на смену Реформации приходит Контрреформация – движение католической церкви за возвращение утерянного влияния. В Европе наступает эпоха непрерывных внешних и внутренних войн, которая продлится вплоть до начала XVIII столетия. В огне этих сражений сгорят останки ренессансных идеалов гуманизма. Но в них же возникнет и новое представление о мире и человеке. Эта новая картина будет описываться уже не языком гармонии, породившим ренессансное искусство,.....
1. Введение…………………………………………………………………3
2. Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии………4
3. Характерные черты итальянского Возрождения……………………...5
4. Характерные черты Северного Возрождения…………………………6
5. Наука…………………………………………………………………….10
6. Поэзия…………………………………………………………………...12
7. Стили ХVII века………………………………………………………...17
8. Заключение……………………………………………………………...18
9. Список литературы……………………………………………………..19
Введение
XVII в. — значительный этап в истории западноевропейской культуры, пора дальнейшего роста и укрепления национальных государств Европы, Время коренных экономических сдвигов и социальных столкновений, время обострения противоречий умирающего феодализма и нарождающегося капиталистического строя, обретения национального самосознания народных масс. Политическое и экономическое развитие европейских стран неравнозначно. В Голландии и Англии — победа буржуазных революций; во Франции и Испании — победа абсолютизма, в Италии и Германии — мелко державный деспотизм. Дворянство и буржуазия боролись за политическое господство, и в этой борьбе движущей силой были народные массы.
В ответ на Реформацию ожесточилась католическая реакция. Католицизм огнем и мечом, инквизицией и различными формами идеологической борьбы старается воздействовать на сознание народа. Культура XVII в. воплощает в себе всю сложность этой эпохи.
Проблема эпохи Возрождения в современной культурологии
В современной науке существует несколько точек зрения на термин “Возрождение”. В широком понимании этот термин определяет этно-культурный взлёт, взрыв национального сознания, активизацию развития. В узком смысле речь идет об определенном периоде развития мировой, в первую очередь европейской, культуры в период с конца XII века (Италия) до начала XVII века (в некоторых европейских странах, например, в Англии, Португалии, Польше – несколько позже) и преследует цель определить набор черт, позволяющих топологически отнести конкретную национальную культуру к типу ренессансных. Именно такое значение термина “Возрождение” (“Ренессанс”) принято в настоящей работе.
Следует обратить особое внимание на то, что культура Возрождения отнюдь не является необходимой стадией развития для любой национальной культуры (в отличие от мифологического – антично-первобытного или теоцентрического – средневекового этапов). Некоторые характерные черты Ренессанса были пережиты отдельными культурами на более поздних этапах развития. Вот почему среди историков и культурологов не утихают споры относительно не только роли и места, но и закономерности периода Ренессанса в культурном процессе. Эти точки зрения можно суммировать следующим образом:
- эпоха Возрождения является целиком самостоятельным новым этапом в истории европейской культуры, наследующим Средневековье, но при этом являющимся ментальной противоположностью последнего как культурологический феномен, родственный греко-римской античности.
- Ренессанс представляет собой последнюю стадию развития Средневековья, квинтэссенцию всего выработанного и осознанного культурой за десять средневековых веков Европы (выдающийся голландский культуролог Й.Хейзинга называет Ренессанс “осенью Средневековья”);
- Ренессанс есть переходная эпоха от Средневековья к Новому времени со всеми присущими такому “мосту” противоречиями, непоследовательностью, регрессиями (например, феномены Реформации и Контрреформации, секуляризации и инквизиции, и т.п.).
Характерные черты итальянского Возрождения
Разумеется, не каждая из европейских стран осуществила за этот период подобное развитие, так сказать, “в полном объеме”. Однако духовное раскрепощение, дух индивидуализма, секуляризация духовных ценностей, обращение к человеку как центральной фигуре бытия являются необходимыми и достаточными признаками возрожденческого типа для любой национальной культуры.
Процесс “переживания” Возрождения был неравномерен в различных европейских странах. Существует, строго говоря, три типа ренессансных культур, отличающихся полнотой переживания и реновации культуры:
- Итальянское Возрождение. Его характеризует последовательность процесса духовного раскрепощения, выхода из-под власти церкви (как экономически, так и политически – именно этот процесс получил название секуляризации), художественный взлет, появление новых жанров в искусство (да и собственно искусства в нашем понимании этого слова). Италия считается родиной культуры Возрождения. Именно здесь эта культура впервые заявляет о себе и форме искусства фактом появления книги стихов Данте Длигьери “Новая жизнь” (“Vita nuova”), этого первого в Европе литературного произведения на национальном языке.
В своем развитии ренессансный тип культуры прошел несколько этапов, наиболее четко выделяющихся в итальянской культуре, где они распределяются таким образом: Предвозрождение, или Проторенессанс (вторая половина XII – начало XIV века); раннее Возрождение (XIV – начало XV века); зрелое Возрождение (XV – первая четверть XVI века); Высокое Возрождение (первая четверть XVI – Середина XVI века); Позднее Возрождение (вторая половина XVI – начало XVII века).
Характерные черты Северного Возрождения
- Вторым типом ренессансной культуры считается Северное Возрождение (страны, расположенные к северу от Италии: Нидерланды, Германия, Франция). Оно характеризуется более сжатым и интенсивным, несколько “свернутым” протеканием, переносом ренессансной проблематики с внешних проявлений (в форме пластических искусств, зрелищности) на решение внутренних вопросов веры, государственности, права и т.д. Северное Возрождение начинается в середине XIV столетия и длится до конца XVIII ст.
- Третий тип ренессансных культур представляют культуры, пережившие лишь частичное Возрождение, “прожив” его в краткие периоды – за 40-70 лет и далеко не в “чистом” виде даже в сравнении с Северным Возрождением. К такому типу ренессансных культур относят культуру Англии, Португалии, ряда славянских стран: Чехии, Польши, Украины.
Обратимся к более пристальному рассмотрению ренессансной культуры Италии. При изучении итальянского Ренессанса встают два вопроса: что “возрождало” Возрождение и насколько широким в своем распространении среди различных слоев населения было это культурное движение?
Важнейшими чертами ренессансной культуры являются: развитие индивидуализма, в результате чего “героем эпохи” становится сильная героическая личность, светский характер мышления и поведения общества, эмансипация личности. Все это придало Возрождению характер переворота в сложившемся в середине века жизненном укладе и феодально-католическом восприятии мира.
Указанные процессы разворачиваются в Италии на фоне весьма развитой городской культуры, которая к середине XIII века выходит из-под власти церковников и светских феодалов. Главенствовали в этом процессе гуманисты – университетские преподаватели так называемых “studia humanitais” – цикла “человековедческих” дисциплин: литературы, языка, философии, истории, риторики, логики, грамматики и т.п. Важнейшим достижением гуманистов становится их проповедь прав личности на широкое удовлетворение всех ее потребностей, на полное развитие способностей.
Устремленность гуманизма к раскрепощению, эмансипации личности находила крайнюю опору в античной культуре, которую гуманисты понимали как свою духовную “прародину”. Но величие человека виделось гуманистам сквозь призму богосозданности человека как “венца божественного творения”, властелина природы, завещанной человеку как врена и арсенал для его личностного творчества. Такие идеи пламенно утверждал в своем трактате “О достоинстве человека” гуманист Пикко де Ла Мирандола.
Итак, итальянский Ренессанс “возрождал” не столько собственно античность, сколько свое представление об античности, в центре духовных поисков которого стоял человек-творец. С такого Господь много взыщет, ибо ему Господом более всего и дано. Поэтому культура итальянского Возрождения по своему ментальному типу является антропоцентричной.
Одним из наиболее ярких признаков Итальянского Возрождения стало новое понимание искусства и науки, занятия которыми перестали считаться недостойными благородного человека, да и само представление о человеке претерпело существенные изменения (см. выше). Поэтому в раздробленной на множество карликовых государств, гвоорившей на разных диалектах Италии были так известны деятели исскуств – живописцы Мазаччо, Леонардо да Винчи, Микельанджело Буонаротти, Рафаэль Санти, скульпторы Донателло и многие другие, чьи имена не требовали даже фамилий, чтобы быть узнанными.
Рядом с невиданными взлетами человеческого и патриотического сознания в культуру итальянского Возрождения должны быть включены и разгул Священной Инквизиции, и создание внутренней церковной полиции – ордена братьев иезуитов (от латинского произношения “Иисус”), многочисленные процессы против еретиков и ведьм (трактат "“Молот ведьм” выпущен монахами Инститорисом и Шпренгером в середине XV века – в эпоху зрелого Ренессанса).
Но все же эта эпоха вошла в историю как вздох освобождения, как рождение надежды. Именно в трактатах деятелей итальянского Возрождения впервые осмыслена великая роль новаторства, декларирована необходимость создания чего-то нового как оправдания человеческого существования. Именно итальянские гуманисты сделали первую попытку научного осмысления как предыдущей культуры, политики, государственности, так и своей (например, Маккнавелли в трактате “Государь”). Именно итальянские гуманисты оказались способны создать модель нового общества, основанного на идее демократии и веры в Бога (утопия Томазо Кампанеллы “Город солнца”).
В феодально-крестьянской Европе еще большей была пропасть между культурной элитой и основной массой носителей культуры. Но именно здесь было достигнуто равновесие между античными и средневековыми источниками нового духовного движения. В Северном Возрождении важнее оказалась не внешняя “перестройка” поведения, быта, чувств, а глубокие внутренние изменения взглядов на мир, а через них – и взаимоотношений между людьми, между человеком и обществом, а позже – между человеком и Богом, выразившиеся в могучем религиозном движении Реформации. И хотя не было недостатка в технических открытиях, среди которых и изобретения книгопечатания немцем И. Гуттенбергом, создание новых сталей, технологий обработки металла, стекла, ветряных мельниц и т.д. – едва ли не главным открытием Северного Возрождения стало открытие человеком “Бога в себе” и права на непосредственное общение с ним на родном языке верующих, а не на мало кому здесь понятной латыни. Реформация, возникшая в элитарных кругах (ее идеологами стали ученые Эразм Роттердамский, Эрих фон Гуттен), быстро овладевает умами самых широких масс. Борьба за внутреннее благочестие – пиетизм – приводит вначале к возникновению Братства Общего Духа, внецерковного объединения верующих на религиозных основах, затем к появлению переводов Священного Писания на национальные языки и, наконец, к мощному разрыву с католической церковью.
Северное Возрождение отличается предельной экзальтированностью внутренних переживаний. Она проявлялась и в речах популярных проповедников, за которыми толпы слушателей ходили из города в город (например, мастер Иоганн Экхард, Антуан Фраден Францисканец, доминиканец св. Винцент Феррер или исповедник Жанны д’Арк юрат Ришар), и в произведениях мастеров искусства Северного Возрождения. Среди них особенно выделяются братья ван Эйки (которым легенда приписывает изобретение масляной живописи), семьи художников Кранахов, Гольбейнов, великого немецкого художника Альбрехта Дюрера. Нервно-напряженное мироощущение эпохи находит свое воплощение в скульптуре и архитектуре. В целом в искусстве Северного Возрождения происходит соединение средневековой символики и по-новому осмысленного мистицизма, порождающее и новые пласты в понимании искусства.
Одно из важнейших открытий совершено культурой Северного Возрождения в сфере политико-экономической. Речь идет о так называемом магдебургском (“немецком”) праве – появлении городов, живших на основе самоуправления, свободных экономико-политических объединений, вплоть до выбора князей. Магдебургское право послужит источником создания европейских гражданских кодексов Нового времени.
Во второй половине XVI века на смену Реформации приходит Контрреформация – движение католической церкви за возвращение утерянного влияния. В Европе наступает эпоха непрерывных внешних и внутренних войн, которая продлится вплоть до начала XVIII столетия. В огне этих сражений сгорят останки ренессансных идеалов гуманизма. Но в них же возникнет и новое представление о мире и человеке. Эта новая картина будет описываться уже не языком гармонии, породившим ренессансное искусство,.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Культура Европы эпохи Возрождения курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Культура Европы эпохи Возрождения скачать бесплатно, курсовая работа история скачать бесплатно