Древне-Тюркская письменность

 Древне-Тюркская письменность

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА
1.1 Истоки письма
1.2 Древнетюркская письменность в VI-IXвв.
1.3 Переход от Арабского алфавита к Латинскому и принятие русской графики
ГЛАВА 2. ДРЕВНЕЙШИЕ РУКОПИСНЫЕ КНИГИ, ЭПИЧЕСКИЕ СКАЗАНИЯ И КНИЖНОЕ НАСЛЕДИЕ УЧЕНЫХ, ПОЭТОВ И МЫСЛИТЕЛЕЙ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА
2.1 Степень изученности и классификация Древнейших тюркских рукописей
2.2 Происхождение и принадлежность культурного наследия народов Средней Азии и Казахстана
2.3 Переход от древних рукописей и манускриптов к произведениям великих мыслителей и поэтов народов Средней Азии и Казахстан
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Происхождение письменности является одной из сложных проблем современного языкознания. Как спра¬ведливо подчеркивается в работах выдающихся теорети¬ков письма, человечество прошло трудный путь от пере-дачи мысли и отдельного слова с помощью рисунка до сознательного выделения слогов и звуков. До появления собственно письма употреблялись мнемонические знаки, которые должны были познакомить субъекта с содержа¬нием сообщения без соотнесения его с единицами речи. В письме же как таковом фиксируется не только общий смысл сообщения, но и речь с ее грамматическими и сло¬варными особенностями. Существует несколько основных разновидностей письма: словесное (логографическое), словесно-слоговое, «слоговое» (силлабическое), буквен¬ное (алфавит). В них имеются системы знаков, называе¬мые графемами, каждая из которых соответствует опре¬деленной единице речи: слову определенного звучания - в словесном письме, последовательности значащих зву¬ков - в «слоговом», звуку (фонеме) - в буквенном пись¬ме, или алфавите .
Огромное значение в развитии культурной жизни на¬родов Средней Азии и Казахстана в прошлом имели древние и средневековые рукописные книги.
По рукописным учебникам училось грамоте не одно поколение шакиртов и мюридов в средневековых мекте-бах и медресе. Ими были религиозные учебники Хаптиек, Иман шарт и Коран. Подобную задачу выполняли Апо¬стол, Библия, Евангелие и Псалтырь у русских, приме¬нявшиеся в церковно-приходских школах России почти до XX в. Наиболее древний Коран (VII в.), написанный куфическим почерком, был найден в XIX в. академиком И. Ю. Крачковским, он хранится в Ленинграде.
Особенностями среднеазиатских манускриптов явля¬ются их многоалфавитность и миогоязычность, что в из¬вестной мере затрудняло их изучение. Наиболее ранние из них - это рукописи, выполненные древнетюркским руническим письмом. Последующие более поздние по времени манускрипты написаны арабским алфавитом или на арабском языке. Это свидетельствует о покорении арабскими завоевателями Средней Азии и Восточного Туркестана. Среди таких рукописей первым можно на¬звать «Кудатгу билиг»- труд Юсуф а Хасс-Хаджиба Баласагуни, написанный в XI в. на арабском языке, арабским алфавитом и на кашгарском (чагатайском) языке уйгурским алфавитом.
Однако большинство средневековых рукописен созда¬но на арабском и персидском языках. Исключение со¬ставляют труды Махмуда Кашгарп, Кадыргали Хошум Жалаира, Абулгази и других, написанные на различных тюркских языках. Многие рукописи были открыты и опубликованы европейскими учеными, как, например, сочинение Абулгази «Шеджере тюрк», трехтомный словарь М. Кашгари и др. Ряд ценнейших рукописей был прочитан выдающимся казахским ученым Ч. Ч. Валиха-новым, русскими и советскими учеными В. В. Радловым, И. Н. Березиным, С. Е. Маловым, А. Н. Кононовым и др.
Буржуазные ученые как в прошлом, так и в наше время твердили и твердят о неисторичности народов Средней Азии и Казахстана, отрицают самобытность их древней культуры, кричат «о духовной нищете» этих на-родов. Английский историк Макколсй утверждал: «Вся культура Востока не стоит одной английской книжной полки!» (?), французский журналист Р. Локонтра отно¬сил Фараби, Бируни, Авиценну, Рудаки к персидским поэтам и ученым, а западно-европейские ученые Сартон, А. Стейн, Карра де Во - к арабским, ссылаясь на то, что одни из них писали на персидском, а другие - на араб¬ском языках. Буржуазные ученые игнорировали их про¬исхождение. Между тем Абу-Наср аль-Фараби родился в г. Фарабе (Отраре), Мухаммед аль-Хорезми - в г. Хо¬резме, Абу-Али ибн-Сина - в г. Бухаре.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПИСЬМЕННОСТИ НАРОДОВ СРЕДНЕЙ АЗИИ И КАЗАХСТАНА
1.1 Истоки письма
В своем развитии письмо шло от пиктографии - пе¬редачи информации с помощью рисунков, к идеографии, т. е. к фиксации сообщений с помощью отдельных рисун¬чатых знаков - идеограмм. В процессе этого перехода происходило закрепление за каждым рисунком-символом в сознании носителей языков определенного значения - словесного или фразового. И поскольку абстрактные по¬нятия нельзя было передать путем прямой зарисовки, то их изображали с помощью конкретных предметов, ассо-циируемых с абстракциями, особых условных знаков или звуковых ребусов. Но письмо не всегда развивалось в такой последовательности: пиктография - идеография - словесное, словесно-слоговое - «слоговое» и, наконец, буквенное. Нередко в чистом виде стадия словесного письма может быть не представлена, не развивается и буквенное письмо. Оно может консервироваться на сло¬весно-слоговой или «слоговой стадии» .
В большинстве языков связную речь невозможно вы¬разить лишь последовательным размещением знаков, поэтому словесное письмо - это чаще всего лишь пере¬ходный этап в развитии письменности.
В основе современной письменности лежит древнее письмо. Из словесно-слоговых систем письма известны:
древнеегипетское письмо (не позже начала III тыся¬челетия до н. э.); шумерское письмо (не позже первой четверти III тысячелетия до н. э.) и происшедшая от не¬го ассиро-вавилонская клинописная система; эламское иероглифическое письмо (с III тысячелетия до н. э.); протоиндийское письмо (с первой половины III тысяче¬летия до н. э.); критское (минойское) письмо (с конца III - до конца II тысячелетия до н. э.) и линейные пись¬менности А и Б; лувийское (хеттское) иероглифическое письмо (II-I тысячелетия до н. э.); китайская иероглифика (со II тысячелетия до н. э.) и развившиеся из нее письменности Дальнего Востока; письмо майя (с I тыся¬челетия н. э.); полупиктографическое письмо ацтеков; словесно-слоговые письменности ван и менде в Африке и др.
«Слоговые» системы письма - обычно продукт эво¬люции иероглифических письменностей. Особенно широ¬ко они распространены в Индии и Юго-Восточной Азии. Наиболее ранние письменности этого ареала - кхароштхи и брахми - относятся к IV-III вв. до н. э.
Буквенные системы письма (алфавиты) почти все восходят к древнейшему семитскому письму Финикии, Сирии и Палестины .
Письменность народов Средней Азии и Казахстана возникла в раннем средневековье. За свою многовековую историю они сменили несколько систем письменно¬сти: древнетюркскую, хорезмийскую, согдийскую, уйгур-скую, манихейскую, арабскую, латинскую. Теперь наро¬ды республик Советского Востока пользуются русским звуково-буквенным письмом.
Из данных археологии и достижений науки по изуче¬нию различных письмен, выявленных особенно интенсив¬но во второй половине XIX - начале XX века, известно, что ни одна цивилизация в прошлом не развивалась изо-лированно друг от друга. Факты взаимовлияния можно установить и в истории народов Средней Азии и Казах¬стана.
В нашем веке - в веке растущей коммуникабельнос¬ти нельзя рассматривать исторические явления, происхо¬дящие в одной части света, в отрыве от событий на дру¬гих континентах-
Чем больше развиваются наука и средства обще¬ния, тем больше потребности человечества не только во взаимосвязи, но и во взаимообмене материальными и ду¬ховными ценностями.
1.2 Древнетюркская письменность в VI-IXвв.
Одним из древнейших типов буквенного письма явля¬ется древнетюркская письменность, которая легла в осно¬ву письменности тюркоязычных народов Средней Азии, Поволжья, Закавказья и Казахстана. Она возникла в VI-VII веках . Ее родина - Центральная Азия. Здесь, на развалинах предтюркских этнополитических образо¬ваний, в раннем средневековье сложилось древнетюрк-ское государство, просуществовавшее с начала VI до се¬редины VIII века . Его огромная территория простира¬лась от Китая до Персии и далее на запад до границ Византийской империи. Через территорию Тюркского ка-ганата (куда входил и Восточный Туркестан) проходил Великий шелковый путь - торговая артерия, соединяв¬шая Восток и Запад.
Начало политическому объединению тюркских пле¬мен положил знатный династийный род ашина, вокруг которого произошла концентрация различных тюркских и тюркизированных этнических групп. Племена, объеди¬нившиеся под его началом, китайцы называли «тюкыо», т. е. «тюрк», «тюркуты».
Дошедшие до нас древнетюркские письменные памят¬ники говорят о стремлении тюрков к объединению и не¬зависимости в политическом, экономическом и культур¬ном отношениях. Крупным достижением в развитии куль¬туры этих народов стало изобретение древнетюркского письма.
Исследователи значительно расходятся в хронологии его появления .
Вплоть до недавнего времени период функционирова¬ния древнетюркской рунической письменности определя¬ли VII-IX вв. Однако недавние находки в Монголии позволили удревнить начальный этап руники. Наиболее древним памятником древнетюркской письменности яв¬ляется Бугутская надпись, относящаяся к последней чет¬верти VI в., т. е. ко времени существования Первого Тюркского каганата .
Один из самых ранних памятников древнетюркской письменности был обнаружен в 1896-1897 гг. в Казах¬стане близ г. Джамбула (б. Аулие-Ата) российским ученым В. А. Каллауром и финским археологом А. Гей-келем. Они зафиксировали пять камней с древнетюркскими надписями.
Открытие же древнетюркской письменности приходит¬ся на 20-е годы XVIII в. Первые образцы надписей были изданы Ф. И. Страленбергом в труде «Северная и восточ¬ная части Европы и Азии» (Стокгольм, 1730, на нем. яз.). В 1721 г. исследователь Д. Г. Мессершмидт, послан¬ный Петром I в Сибирь, обнаружил надпись на камне на берегу р. Енисей. Несколько позже, в конце XVIII в., из¬вестный ученый П. Паллас опубликовал пять енисейских рунических надписей.
Новый этап в изучении древнетюркских памятников связан с работами Г. И. Спасского, А. Ремюза, Г. Ю. Клапрота и др. В 1889 г. русский ученый Н. М. Ядринцев открыл в долине Коше-Цайдама, на бе¬регу р. Кокшин-Орхон (приток р. Селенги) два больших памятника с надписями, выполненными на китайском алфавите и руническим письмом (на неизвестном еще тогда языке). Эти стелы были поставлены в честь Биль-ге-кагана и его брата - полководца Кюль-тегина. По следам Ядринцева в 1890 г. там побывала экспедиция финских археологов во главе с А. Гсйкелем, а в 1891 г.- экспедиция Российской Академии наук во главе с В. В. Радловым. Вскоре результаты обеих экспедиций были сведены в атласы, содержащие снимки неизвест¬ных надписей, планы развалин, карты их местонахожде¬ния .
15 декабря 1893 г. датский профессор Вильгельм Том-сен, впоследствии избранный членом Российской Акаде¬мии наук, нашел разгадку енисейско-орхонского письма. Путем соотнесения знаков он заметил, что одни буквы располагаются рядом с другими, и пришел к мысли о их делении на два класса по числу звуков переднего и заднего ряда. Это характерно для строя тюркских язы¬ков. Томсену удалось прочесть весь текст, о чем он сооб¬щил в письме к В. В. Радлову. Это событие академики В. В. Бартольд и А. Н. Самойлович отнесли к числу ве¬ликих открытий XIX века.
В свою очередь В. В. Радлов самостоятельно искал пути к расшифровке и до разгадки письма Томсеном определил полтора десятка знаков. Воспользовавшись открытием датского ученого, 19 января 1894 г. он пред-ставил Российской Академии наук свой опыт перевода надписей в честь Кюль-тегина. В. В'. Радлов издал ряд своих переводов памятников из Коще-Цайдама.
И после расшифровки было найдено немало памят¬ников древнетюркской письменности. В 1897 г. Е. Н. Клеменц нашел на берегу р. Селенги у почтовой станции
Налайха большой памятник и каменную стелу, постав¬ленную в честь Тоньюкука, знаменитого советника тюрк¬ских ханов: Эльтереша (ум. 692 г.), Капагана (ум. 716 г.) и Могиляна (ум. 734 г.). Важную роль в изучении древ-нетюркских рунических памятников сыграли исследова¬ния Е. Н. Клеменц, П. М. Мелиоранского, В. Л. Котвича, А. Н. Самойловича и др.
Памятники древнетюркской письменности выявлены не только в России. В 1799 г. на территории Венгрии в селении святого Николая был найден большой клад зо¬лотых сосудов с руническими надписями, похожими на буквы таласского камня, которые прочитал проф. Ю. Не-мет и отнес к X в.
В Государственном Эрмитаже в Ленинграде хранятся деревянная палочка с рунами из селений Ачиктас в Кир¬гизии, переведенными Е. Е. Маловым, камни, блюда, со¬суды, пряжки с рунами, обнаруженные на Алтае, в Хака¬сии, Туве и Бурятии. Эту коллекцию дополнили поздней¬шие находки советских ученых С. В. Киселева, Л. А. Евтюкова, А. К. Боровкина, С. Г. Кляшторного и др. Следует отметить, что собранные ими предметы об¬наружены в основном на Алтае. Это говорит о том, что здесь в те далекие времена, по-видимому, был центр древнетюркского государства.
Тюркские рунические памятники локализуются в Мон¬голии (33 памятника), в районе Орхона на Енисее (85 надписей), в Восточном Туркестане, на Таласе (12 над¬писей), в Фергане, в Восточной Европе. Алтайские, лен¬ские, прибайкальские и северо-кавказские надписи из-за их фрагментарности, по мнению акад. А. Н. Кононова, могут использоваться только как подсобный материал .
Локальной или региональной группировке памятни¬ков рунической письменности соответствует, согласно С. Г. Кляшторному, следующая историко-политическая (этнополитическая) классификация:
1. Памятники Восточнотюркского каганата; к ним относятся орхонские надписи (VII-VIII вв.) и алтай¬ские (VIII в., мелкие, возможно, VII в.).
2. Памятники Кыргызского государства - енисейские и Суджинская надписи.
3. Памятники Курыканского племенного союза - ленско-прибайкальские надписи (VIII-X вв.).
4. Памятники Западнотюркского каганата - таласские и ферганские надписи (VI-VIII в.).
5. Памятники Уйгурского каганата в Монголии - Селенгинский камень и Карабалгасунская надпись (вто¬рая половина VIII - начало IX в.).
6. Памятники Уйгурского государства в Восточном Туркестане (IX-X вв.) - тексты на бумаге («Гадатель¬ная книга») и настенные надписи из Турфана.
7. Памятники Хазарского каганата и Печенежского племенного союза - восточноевропейская руника, талас-ская еловая палочка и некоторые другие.
Рунические надписи по жанру можно разделить на шесть групп.
1. Историко-биографические надписи: в честь Могилян-хана, Кюль-тегина, Кули-чура, надпись Тоньюкука, Онгинский, Селенгинский, Суджинский, Карабалгасун-ский камни и др......


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Қарап көріңіз 👇


Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру