Доктрина Монро (Президент США 1823 г)

 Доктрина Монро (Президент США 1823 г)

Содержание
ВВЕДЕНИЕ
1. ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ МОНРО.
1.1. Повод и причины.
1.2. Три концепции подхода к внешнеполитическим проблемам.
2. ДОКТРИНА МОНРО И ЕЁ ВОПЛОЩЕНИЕ.
2.1. Основные принципы внешней политики согласно доктрине Монро.
2.2. Первые внешнеполитические факты подтверждения доктрины Монро
3. ДОКТРИНА МОНРО В ХХ ВЕКЕ.
3.1. Геополитика и доктрина Монро.
3.2. НАТО и доктрина Монро.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность темы исследования. Накануне грядущего XXI века Соединенные Штаты Америки продолжают оставаться одной из великих держав. Желание американцев удалить Европу из мировой игры бесспорно, и имитация роли европейской дипломатии, которую как бы случайно доверено осуществлять бывшему генеральному секретарю НАТО (имеется в виду верховный комиссар ЕС по вопросам внешней политики Хавьер Солана - прим. пер.), призвана подчинить контролю США все то, что остается от внешней политики стран Европы. Как только разразился большой кризис, эта утопия стала рушиться ввиду высокомерия американской политики, которая стала откровенно навязывать свои правила игры другим.
«Доктрина Монро» (В 1823 г. в послании к конгрессу президент США Монро провозгласил доктрину, ставшую орудием давления США на страны Западного полушария - прим. пер.) с претензией на «духовное управление планетой», которую в ходе президентской кампании 1968 года недвусмысленно поддержал сенатор Роберт Кеннеди, привела к нынешней паранойе Джорджа Буша и дюжины его соратников. Вот почему США и мысли не могут допустить, что какая-то европейская страна может существовать, не выполняя роли вассала в их имперской утопии? Американцы не переваривали генерала де Голля, опасались Франсуа Миттерана (президент Франции в 1981-1995 гг.) по причине вхождения нескольких коммунистов в правительство.
Франкофобия американцев, как франкофобия англичан - это напрасная и смешная претензия, которая, впрочем, является очевидным доказательством нашего поражения. Можно было бы углубиться далеко в историю, но давайте остановимся на прошедшем десятилетии: в феврале 1997 года газета New York Times заявила о том, что «Франция потерпела крах»; 20 октября 2002 года американский ученый Эзра Салейман заявил журналу Figaro Magazine, что «Франция должна прекратить верить в иллюзию своего величия» . Эта формулировка является одним из наиболее распространенных за океаном клише антифранцузской мысли.
Со времени второй мировой войны именно Америка отдалялась от старой Европы, ее культуры, ее цивилизации и ее языков, замкнувшись в своем узком пространстве и выдвигая претензию на нравоучения. Но прежде чем в очередной раз погрузить Ближний Восток в огонь и кровь, Белый дом должен был бы вспомнить недавнее прошлое, вызвавшее в США глубокий духовный кризис. В апреле 1966 года сенатор Фулбрайт мужественно предупреждал своих сограждан, что «война во Вьетнаме парализует американское общество» и призывал их не забывать об уроках поражения наполеоновской Франции и нацистской Германии. В декабре 1966 года другой сенатор Джозеф Кларк осудил растущее влияние ЦРУ, ФБР и военно-промышленного комплекса на американское общество. К этим трем группам давления следовало бы добавить и нефтяное лобби, которое так много печется о судьбе «демократии».
Существует тезис, согласно которому американская агрессивность является не признаком силы, а попыткой разрешить глубокий внутренний кризис путем внешнеполитических авантюр. Это уход от морального кризиса общества, где функционирование экономики составляет доктринерскую основу гражданской морали. В своей книге «После империи» французский политолог Эммануэль Тодд поддерживает этот тезис «разложения американской системы» . В этой книге, написанной до иракской войны, автор аргументирует существование подлинного «конфликта цивилизаций» между Европой и США. По его мнению, «конфликт между Францией и США является неявным, в то время как наблюдается явное столкновение американской и немецкой концепций». Он продолжает: «Французы, в памяти которых еще свежи времена генерала де Голля, до недавнего времени верили в свою полную независимость. Однако им трудно представить Германию в роли страны, которая будет бунтовать, апеллируя к своим национальным ценностям» .
И вопреки тому, что нам пытаются внушить иллюзии глобализации и утопия бюрократического либерализма и, в частности, разворачивающееся «европейское строительство», нам следует согласиться с выводом Эмманюэля Тодда о том, что идеи «универсализма повсюду отступают» . То есть то, что мы с семантической легкостью называем кризисом самобытности, в действительности является кризисом универсализма".
В сегодняшнее время, США, будучи ведущей страной Запада, продолжают быть мировым лидером, несмотря на то, что они постепенно склонны утрачивать свои прежние супердержавные позиции в мире, которые они приобрели после 1945 года. США сохраняют свои ведущие позиции в мировой экономике, что не может не отразиться в других сферах, такие как технология и средства массовой информации. Фактически весь европейский континент, а также бывшие колониально-зависимые страны как посредством своих бывших метрополий, так и непосредственно испытывают экономическое и культурное влияние США. "Судьба американского народа с самого начала предопределена самим богом и ему суждено стать образцом подражания для всех остальных народов земного шара" .
Культ силы, теология доктрины "предопределения судьбы", отождествляющая американскую территориальную экспансию с волей бога, расистская теория "американского века", геополитические концепции Маккиндера, адмирала Мэхэна и Николаса Спайкмена, доктрина Монро со всеми ее дополнениями, доктрина "открытых дверей" и наконец Вильсоновский универсализм, отождествляющий интересы американского экспансионизма с универсальными интересами человечества - вот элементы идеологии мирового господства США, которая сложилась на рубеже XIX-XX столетий и с тех пор мало в чем изменилась. Начиная с войны против Испании в 1898 г. и кончая трагическим для всего человечества периодом воцарения глобальной утопии "нового мирового порядка", который З.Бжезинский назвал "американским вторжением в геополитический вакуум Евразии, образовавшийся после распада Советского Союза" , преемственность американской идеологии и внешнеполитических целей совершенно очевидна.
Целью работы является выявление истоков американского подхода к внешней политике, сформировавшегося в начале XIX в. А так же рассмотрение Доктрины Монро, которая явилась как бы документом -программой дальнейшей политики США.
Вышеизложенное определило цель исследования - дать оценку того, в чем выражается связь внешней политики США с его внутренним обустройством? На мой взгляд, следует обратить внимание на утверждение американского политолога Г.Уайджерта о том, что "в послевоенный период Америка должна способствовать освобождению Евразии от всех форм империализма и утверждению там свободы и демократии американского образца" . Феномен американского патриотизма как внутреннего политического фактора сыграл одну из решающих ролей в окончании "холодной войны" и победы над соперником - СССР.
В этой связи в работе поставлены следующие основные задачи:
• проанализировать тенденции, почему США в своей идеологии придерживаются мифа о богоизбранности? Супердержавность США, особенно в период после окончания "холодной войны" в определенной степени подтверждает американский миф о миссии Америки на лидерство в мире. Для того, чтобы понять феномен американской геополитики, проследим исторический путь к внутриполитической демократии и глобальной политике США.
• показать эволюцию подходов в западной политологии этот процесс освещается в практическом изложении, то в советской науке он имел открытую идеологическую подоплеку. Однако ни в каком из этих двух подходов не затрагивалась связь внутренней и внешней политики США, хотя в советской американистике широко излагалась история американской внешней политики, и были попытки связать эти два аспекта.
• разобраться какая цивилизационная идея движет американцами? Мы знаем, что в стране доминируют разные формы протестантизма, т.е. в основе - та же идея индивидуальной экономической свободы, как и в Германии. Но в США нет пиетета к государству, как в Германии. США всегда были достаточно сильными, чтобы не бояться соседей, а соседи США были всегда достаточно слабы, чтобы внешняя угроза не воспринималась американцами как часть их мировоззрения.
Поэтому идею экономического индивидуализма американцы развили дальше, в идею полной автономии личности во всех сферах общественной жизни. Выборная демократия первоначально утвердилась в США, которые с тех пор стали ее знаменосцами.
Хронологические рамки работы охватывают период с 1801-1849 США как бы "потерялись" в мировой истории, разделившись на два лагеря: южный и северный, рабовладельческий и капиталистический, "аристократический" и демократический.
В работе была использована широкая источниковая база, серьезным подспорьем в работе явились публикации монографии отечественных и зарубежных авторов, полезными оказались и научные исследования в области политики США. Особо следует выделить публикации, связанные с самой концепцией. В конце прошлого века американская геополитическая доктрина получила интеллектуальное обоснование в трудах Фредерика Джексона Тёрнера (Frederick Jackson Turner), Брукса Адамса (Brooks Adams) и адмирала Мэхэна (Mahan), а за её воплощение принялись Теодор Рузвельт (Theodore Roosevelt) и позже Вудро Вильсон (Woodrow Wilson). Геополитическая концепция Тёрнера, Адамса и адмирала Мэхэна «стала мировоззрением, экспансионистским Weltanschauung для последующих поколений американцев и… важной деталью для понимания имперской экспансии Америки в 20-м веке», пишет выдающийся американский историк Уильям Уильямс (William Williams). Политика американского жизненного пространства, именуемая «империализм Открытых Дверей», и расширение американской империи по периметру, определенному в доктрине Монро, - вот объяснение внешней политики США в 20-м веке, включая текущее расширение НАТО, признание американского военного превосходства надо всей Евразией и войну против Югославии. В западной политологии и советской исторической науке прежде уделялось много внимания проблеме формирования американской внешней политики на мировой арене. Действительно, распад СССР в 1991 году вызвал образование новых независимых стран как на территории бывшего Советского Союза, так и в некоторых других регионах мира, что увеличило внимание всего мирового содружества к ним. Появление новых членов мирового сообщества также не могло не вызвать возрастающее внимание со стороны США как огромной мировой державы. США имеют соответственно всевозрастающие интересы в этих новых независимых странах. Труд Брукса Адамса «Закон цивилизации и упадка» («The Law of Civilization and Decay», 1895) - «Пограничный тезис для всего мира», по выражению Уильямса. В этой книге Адамс предлагал политику агрессивного экспансионизма, в планах которой было и превращение Азии в экономическую колонию, что дало бы Америке новую огромную границу в Азии. В сущности, именно тогда и было положено начало завоеванию Евразии. Уильямс отмечает, что «внешняя политика США во время "холодной войны" была просто "переизданием" внешней политики Адамса времен 1890-х годов» . В своей книге «Американская империя» («American Empire», 1911) Брукс Адамс предвидел пришествие Американской мировой империи и завоевание всего евразийского геополитического пространства. И Теодор Рузвельт, и Вудро Вильсон интерпретировали движение на Запад как цивилизаторское завоевание Евразии, на что во многом повлияли труды Тёрнера и Адамса. Пример из Адамса: «используйте экономическую и военную силу для расширения границы Соединенных Штатов на запад» .
В концентрированном виде интересы Запада, а точнее США, сфор¬мулированы в нашумевшей книге З.Бжезинского «Великая шахматная доска» (Brzezinski,1997). Американская политология в его лице, наконец, нашла достойное определение для Евразии - «Великая шахматная дос¬ка», на которой «единственно истинная и последняя супердержава» -Соединенные Штаты Америки - должна разыграть свою партию, чтобы удержать мировое превосходство. Это сердцевина идеи, которая прони¬зывает последнюю книгу бывшего советника по национальной безопас¬ности в Белом доме Збигнева Бжезинского. Автор всегда был упорным и непреклонным противником Советско¬го Союза. Двадцать лет назад мировую прессу обошла фотография З.Бжезинского на афгано-пакистанской границе, на которой он изобра¬жен с автоматом, нацеленным в сторону СССР. Также было любопытно наблюдать и слушать бывшего советника по национальной безопасности в ноябре 1993 г. в стенах Казахстанского института стратегических иссле¬дований, где он только начинал излагать свои идеи, которые легли позднее в основу «Великой шахматной доски». Трудно с первого взгляда понять, что перед нами: строгий научный анализ современных международных отношений или призыв-манифест к Америке править миром. Однако более внимательное прочтение книги Бжезинского позволяет заметить, в какой момент автор переходит от на¬учности к гипотетичности, то есть начинает выдавать желаемое за дей¬ствительное. Безусловно, автор совершенно точно указывает на причи¬ны, приведшие к поражению Советского Союза в его борьбе против Америки за мировое лидерство. К этим причинам Бжезинский отнес догматический, ортодоксальный характер коммунистического режима в отличие от гибкой, демократичной идеологии Запада. По этой же причи¬не, а также в результате культурного превосходства Америки, которое вызывало подражание у ее союзников, в то время как союзники и васса¬лы Москвы отвергали ее культурное и цивилизованное лидерство, США сумели сплотить и повести за собой союзников. Советскому Союзу при¬ходилось неоднократно прибегать к силе, чтобы сохранить единство сво¬его блока. Бжезинский только легким намеком, ссылкой на цитату из другого автора, дает понять, что истинный механизм распада советской империи - в стремлении местных национальных элит к большей автоно¬мии, к большей власти, то есть к собственному господству без контроля со стороны Москвы. Историческая часть книги Бжезинского, посвященная анализу суще¬ствовавших в истории империй, претендовавших на континентальное и мировое господство, представляет собой один из наиболее удачных раз¬делов его эссе с научно-исторической точки зрения. В качестве главного критерия понятия «империя» на примере Рима Бжезинский использует культурный фактор, культурное превосходство Рима, включавшее в себя административную, военную и юридическую систему. И именно в куль¬турной деградации наряду с политическим разделом империи и финан-совой инфляции автор видит основную причину упадка, распада и гибе¬ли Римской империи как цивилизации. В культуре, вернее в ощущении культурного превосходства над другими автор видит стержень, на кото¬ром существовала, периодически распадаясь и воссоединяясь, и Китайс¬кая империя. Из отечественных авторов по этой теме можно назвать монографию Кыдырбекулы Д.Б., Роль США в мировой политике: влияние на Казахстан - Алматы: ТОО "Комплекс", 1999. - 122 с. В монографии на основе широких политических, исторических и исследовательских материалов дается анализ политики США в мире как великой державы. Глобальная политика, проводимая Америкой не может не затронуть Казахстан как молодую суверенную страну. Автор, книга которого предлагается к вниманию читателей, является молодым казахстанским политологом. Дулатбек Кыдырбекулы, кандидат политических наук, профессор Казахско-Американского Университета, возглавляет Центр социально-политических и международных исследований при КАУ . Окончив Казахский Государственный Университет, он занимается изучением политики и международных отношений, геополитики и безопасности, демократии и военной политики. Будучи Фулбрайтским стипендиатом, он проходил стажировку в Колумбийском Университете (Нью-Йорк), где изучал внешнюю политику США. Имеет 24 научных труда, 16 из которых опубликованы после защиты кандидатской диссертации, в т.ч. две монографии на английском языке, написанные в США.
В своей книге автор делает попытку дать объективный анализ и ответить на те вопросы, которые связаны непосредственно с ролью ведущей мировой державы - Соединенных Штатов Америки в глобальном процессе развития, где задействован также и Казахстан.
Попытка на концептуальном уровне оформить стратегию США в отношении Центральной Азии была сделана помощником госсекретаря Б.Линна Паско в речи в Йельском университете в конце сентября. В своей речи Паско попытался, с одной стороны, дать масштабное видение изменений в регионе и американской политике за последние десять лет, а с другой - очертить круг стоящих перед Вашингтоном задач.
Методологической основой дипломного исследования послужили труды отечественных и зарубежных ученых (историков, политологов, экономистов и юристов-международников), внесших вклад в разработку новых представлений о концептуальных моделях общественного развития. В ходе изучения были рассмотрены основные документы и программы данного периода, связанные с внешнеполитической деятельностью США, такие как: Декларация независимости, Конституция, доктрина Монро и ряд других.
Наряду с междисциплинарной базой в качестве методологических основ автор исходил из необходимости применения методов интегративного, исторически-сравнительного, политического и правового анализа с элементами компаративистики и системного подходов. Автор работы опирался также на известные методы научных исследований: анализ ситуаций (наблюдение, изучение документов, формирование банка данных), контент- и инвент-анализы.
Структура работы отвечает целям и задачам исследования, направлена на раскрытие его предмета и объекта. Работа состоит из введения, 3 глав, заключения, списка источников и использованной литературы.
1. ИСТОРИКО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ПРИЧИНЫ ПОЯВЛЕНИЕ ДОКТРИНЫ МОНРО.
1.1. Повод и причины.
Точная дата рождения экспансионистской идеологии США историками не установлена. Однако считается, что основой для нее послужил геополитический феномен фронтира. После войны за независимость в Северной Америке (1775 – 1783) южные рубежи молодого государства – Североамериканских соединенных штатов (САСШ) – не были зафиксированы. Фронтир (граница между освоенными и неосвоенными землями) был похож не столько на границу, сколько на линию фронта в бесконечной наступательной войне, которую американцы вели против коренного населения и колониальных владений европейских держав. В 30-х годах XIX столетия американская армия изгнала испанскую колониальную администрацию с территории Флориды, а в конце 1840-х САСШ провели военную операцию против Мексики, завершившуюся подписанием договора на аренду Техаса.
Непосредственным толчком к появлению доктрины Монро явились отнюдь не все более осложнявшиеся начиная с 1800 г. взаимоотношения США с европейскими странами, главным образом Испанией и Португалией, по поводу бывших колоний последних в Латинской Америке, а указ российского императора Александра I, изданный в апреле 1821 г., о зоне исключительных хозяйственных прав (торговля, рыболовство и китовый промысел) Российской империи в Северо-западной части бассейна Тихого океана, согласно которому эта зона простиралась от Берингова пролива до 51 ° северной широты, поскольку, как известно, Аляска в тот период принадлежала России.
Как пишется в школьных учебниках по истории, еще не успели просохнуть чернила на указе российского императора, а взбешенный госсекретарь США Дж. Адамс, сам ставший в 1824 г. президентом США вместо Дж. Монро, довел до сведения российского правительства, что о соответствующих территориальных претензиях России «не может идти и речи». Именно этот инцидент во взаимоотношениях с Российской империей и явился «последней каплей», переполнившей чернильницу, из которой гусиным пером секретарей американского президента Монро и было сформулировано краеугольное положение его доктрины (по сути, ее квинтэссенция). Согласно ему «никакая часть американских континентов не может являться в будущем объектом колонизации со стороны любой европейской державы». И уже в апреле 1824 г. российский царь неохотно согласился с американскими требованиями поднять севернее южную границу зоны российских торгово-рыболовных интересов — до 54 ° 40 северной широты.
В 1821 г. известный американский политик, государственный секретарь, Джон Квинси Адамс, сформулировал принципы американской внешнеполитической стратегии, не оспаривавшиеся на протяжении всего XIX века и позволившие стране занять ее уникальное место в мире. Тогда Адамс писал: «Сердце Америки, ее благословение и ее молитвы там, где расцвели или расцветут ценности свободы и независимости. Но она не выйдет из своих границ, преследуя чудовищ. Она желает свободы и независимости всем, но защищает их она лишь внутри себя…[иначе] она может стать мировым диктатором и перестанет быть хозяйкой своей души» .
1.2. Три концепции подхода к внешнеполитическим проблемам.
Для США после провозглашения независимости наиболее характерной чертою был новый, революционный подход к дипломатии и международным вопросам, в котором признавались такие права нации, как право на самоопределение, право на уважение мнения нации при проведении внешней политики, а также возможность подхода к проблематике отношений между государствами с морально-этической точки зрения. Это вызвало неприятие европейских подходов с их практикой равновесия сил. Желание сохранить американскую демократию, не вступая в контакт с Европой, привело к принятию доктрины Монро.
Таким образом, можно выделить 3 пласта, определяющие либеральный подход США к внешнеполитической проблематике. Первый - идеологический. Это - наличие укоренившихся в сознании максим, таких, как превосходство демократической формы правления, наличие естественных прав, в том числе и права нации на самоопределение, отказ от силового подхода во взаимоотношениях с государствами. Второй пласт предполагает наличие национальных интересов. Используя и варьируя идеологию в соответствии с реальностями мира, США охраняли свои национальные интересы. Пример этого можно увидеть не только в экспансии на Запад, но и в доктрине Монро, которая в первоначальном варианте охраняла США от влияния европейских держав, но после того, как государство окрепло, послужила, в своей расширительной трактовке, оправданием экспансии.
Третий пласт предполагает, что при отрицании методов, присущих европейским державам, США использовали сложившуюся ситуацию в Европе для сохранения и расширения собственного влияния. Преобладал, однако, именно идеологический пласт. Необходимость апеллировать к тем постулатам, которые были завещаны отцами-основателями, стояла перед любой администрацией. Сочетание всех трех пластов с доминированием идеологического и является либеральной концепцией внешней политики, характерной для США того периода.
В связи с этими событиями огромное влияние на политику того времени оказала личность самого Монро. Монро, считавшийся очевидным преемником Дж. Медисона, одержал убедительную победу на президентских выборах 1816 и 1820. Пребывание Монро в Белом доме с 4 марта 1817 по 3 марта 1825 вошло в историю США как «эра доброго согласия». Это был редкий для страны период отсутствия межпартийной борьбы, годы уверенности в стабильности, чему в немалой степени способствовало бессменное пребывание в должности ведущих членов кабинета. Важное значение приобрел так называемый Миссурийский компромисс 1820, отсрочивший на несколько десятилетий решение вопроса о рабстве, хотя Монро из-за сомнений в его конституционности первоначально предполагал наложить на него вето. Во время президентства Монро США окончательно приобрели Флориду и решили вопросы пограничного размежевания с испанскими владениями (1819). Отношения с Великобританией ознаменовались подписанием в 1817 соглашения о демилитаризации Великих озер и конвенции 1818, установившей границу с Канадой в районе от озера Лесное до Скалистых гор. Конвенция 1824, определившая пределы Русской Америки, устранила противоречия между США и Россией. Президент при поддержке конгресса выступил за признание независимости ряда латиноамериканских республик.
Имя Монро оказалось тесно связано с Монро доктриной внешнеполитической концепцией, провозглашенной им в послании к конгрессу 2 декабря 1823. Суть доктрины, фактическим автором которой был госсекретарь Дж. К. Адамс, состояла в декларировании принципа взаимного невмешательства стран американского и европейского континентов во внутренние дела друг друга («Америка для американцев»). Одновременно грядущее развитие США тесно связывалось с присоединением к ним новых земель, что широко использовалось для обоснования территориальной экспансии. Войдя в дипломатический лексикон в 1850, доктрина Монро стала основой внешней политики США , модифицировалась и постепенно приобрела более широкую интерпретацию. Факт ее международного признания содержался в Версальском мирном договоре 1919......


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Қарап көріңіз 👇


Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру