Возникновение Арабского государства Халифат №1
Содержание
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХАЛИФАТА)
ГЛАВА 2. ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ VII-X ВВ.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХАЛИФАТА
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
История государства и права является частью науки об обществе. Каждая из общественных наук изучает одну из сторон жизни общества. Истороия государства и права исследует возникновение и развитие таких общественных явлений, как государство и право, возникшими с момента появления производящего хозяйства и социальной стратификации общества.
Сегодня Казахстан несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа.
Рассматривая данную тему в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в Казахстане и попытки ее практического осуществления. Именно в свете этой задачи необходимо обратится к правовой мысли Востока, её истории.
Долгое время классикой право было принято считать римское право, вошедшее позднее в правовые системы стран Европы. Но в наше время, отхода от евроцентризма и открытие забытых страниц истории, целесообразно обратиться к альтернативным источникам права. В этом смысле бесспорный интерес представляет истории государства и права Арабского Халифата и мусульманское право.
Данная курсовая работа посвящена непростой истории арабского государства, формированию его религии и права.
Задачами настоящей работы является рассмотрение основных этапов складывания арабского государства, формирование и развитие мусульманского права, интерес к которому в Казахстане сегодня неизмеримо высок.
Работа состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и Списка использованной литературы. Общий её объём 26 машинописных страниц.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХАЛИФАТА)
Халифат был основан арабскими племенами, центром расселения, которых, являлся Аравийский полуостров.
В 7 веке у них наметилась разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие пастбища и земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием, В этом районе были крупные торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север. В городах господствовали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось очень много обездоленных бедуинов, так называемых самуков. Рушились вековые узы и традиции взаимопомощи и братства, связывавшие всех соплеменников. Страшным бедствием для простых людей была усиливавшаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место в прошлом у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение новой религии - ислама связано с именем Мухаммеда - купца из Мекки (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость установления нового общественного порядка, исключающего прежнюю племенную рознь. Все арабы, вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк – “посланник Бога на Земле”.
Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось недолго. Наблюдая за действиями приверженцев ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Дело в том что ислам, как и другие религии, родившиеся в ходе глубоких социальных потрясений, был очень противоречив. Наряду с осуждением ростовщичества, провозглашением формального равенства свободных людей им признавалось и узаконивалось рабство (рабами не могли быть лица, исповедующие ислам, однако принятие ислама рабом не делало его свободным), поощрялась и защищалась частная собственность.
Вскоре представители родоплеменной и торговой знати вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20 – 30 годах У11 в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический, государственный характер.
Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине 7 века объединение Аравии было в основном завершено.
ГЛАВА 2. ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ VII-X ВВ.
Смерть Мухаммеда со всей остротой поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов (“заместителей пророка”).
Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Разросшимся кочевым племенам при низком уровне развития производительных сил, находившихся в их распоряжении, не хватало пастбищ и воды. Коренные жители почти не оказали серьезного сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.
В итоге на завоеванных землях возникла новая держава – Арабский халифат.
Дав своей новой родине язык и религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития; Вступив в районы древней культуры (Месопотамию; Сирию и Египет), они оказались во власти развертывавшегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.
Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов, расселившихся вне Аравии, было быстро завершено.
Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами имел важные особенности.
Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.
В поземельных отношениях преобладала государственная собственность на земли”, или, что одно и то же, собственность халифа. Глава государства, являясь собственником обширного земельного фонда, давал отдельным лицам или крестьянским общинам землю в пользование. Такой порядок, имевший в Западной Европе эпохи феодальной раздробленности почти номинальное значение, на Востоке долгое время отражал действительное положение вещей. Например, смерть феодала-землевладельца возвращала его имение в казну, и лишь от халифа зависело определение дальнейшей судьбы этой земли (передать наследникам, оставить в казне и т. д.).
Длительной устойчивости государственной собственности на землю в немалой степени способствовала такая особенность в хозяйстве важнейших районов халифата, как орошаемое земледелие, издавна игравшее здесь существенную роль. Оно нуждалось в централизованном регулировании землепользования и водоснабжения.
Государственная собственность, являясь доминирующей, не исключала частного наследственного землепользования и частной собственности на землю.
Увеличивалось количество поместий (икта), даваемых феодалам за службу .
Земли икта по своему правовому положению и тенденциям развития напоминали в известной мере западноевропейский бенефиций. Относительно медленно, но неуклонно возрастал удельный вес земель, находившихся в полной частной собственности (мульк). В категорию мульк входили не только огромные латифундии знати; но и имения средних и даже мелких феодалов.
Структура поземельных отношений определяла в значительной мере формы феодальной эксплуатации крестьянства. В имениях феодалов труд крестьян почти не использовался. Их эксплуатация осуществлялась главным образом посредством налогообложения в пользу халифа.
В этом случае налоги совпадали с земельной рентой. Феодалы, получая от главы государства жалованье, подарки, пенсии, присваивали таким образом значительную часть материальных ценностей, созданных трудом крестьян. Иногда халифы предоставляли своим приближенным право собирать налог в определенных районах страны в свою пользу.
Важную роль в экономике страны играло рабовладение. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов, а также в государственных рудниках, копях, каменоломнях, мастерских. Элементы рабовладения долгое время переплетались с феодальными отношениями, которые были господствующими,
Все это в своей совокупности определяло классовую структуру арабского общества.
Феодалы составляли господствующий класс, который присваивал себе львиную долю богатств в захваченных странах.
Среди феодалов господствующее положение занимала родовитая мусульманская знать – потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. В 9 веке потомков этой знати насчитывалось уже несколько десятков тысяч.
Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Коренные арабы поселились на новых землях обособленными военными колониями. Они были освобождены от некоторых налогов, имели ряд преимуществ и привилегий. Участие в военных походах надолго отрывало их от хозяйства. Многие из них гибли на войне, выплачивая свой особый “налог” кровью.
Положение местного крестьянства было тяжелым. Росли налоги, увеличивались различные повинности......
ВВЕДЕНИЕ
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХАЛИФАТА)
ГЛАВА 2. ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ VII-X ВВ.
ГЛАВА 3. ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СТРОЙ ХАЛИФАТА
ГЛАВА 4. ОСНОВНЫЕ ЧЕРТЫ МУСУЛЬМАНСКОГО ПРАВА
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
ВВЕДЕНИЕ
История государства и права является частью науки об обществе. Каждая из общественных наук изучает одну из сторон жизни общества. Истороия государства и права исследует возникновение и развитие таких общественных явлений, как государство и право, возникшими с момента появления производящего хозяйства и социальной стратификации общества.
Сегодня Казахстан несет на своих плечах тяжелое бремя реформирования. С чем это связано, почему так происходит и что ждет нас впереди - вопросы, которые требуют глубокого анализа и честного ответа.
Рассматривая данную тему в современных условиях, необходимо учесть историческую фабулу развития идеи формирования правового государства в Казахстане и попытки ее практического осуществления. Именно в свете этой задачи необходимо обратится к правовой мысли Востока, её истории.
Долгое время классикой право было принято считать римское право, вошедшее позднее в правовые системы стран Европы. Но в наше время, отхода от евроцентризма и открытие забытых страниц истории, целесообразно обратиться к альтернативным источникам права. В этом смысле бесспорный интерес представляет истории государства и права Арабского Халифата и мусульманское право.
Данная курсовая работа посвящена непростой истории арабского государства, формированию его религии и права.
Задачами настоящей работы является рассмотрение основных этапов складывания арабского государства, формирование и развитие мусульманского права, интерес к которому в Казахстане сегодня неизмеримо высок.
Работа состоит из Введения, четырёх глав, Заключения и Списка использованной литературы. Общий её объём 26 машинописных страниц.
ГЛАВА 1. ВОЗНИКНОВЕНИЕ АРАБСКОГО ГОСУДАРСТВА (ХАЛИФАТА)
Халифат был основан арабскими племенами, центром расселения, которых, являлся Аравийский полуостров.
В 7 веке у них наметилась разложение родоплеменного строя. Усилилась имущественная, а затем и социальная дифференциация. Шейхи (главы племен) и саиды (племенные старейшины) захватывают лучшие пастбища и земли оазисов. В их собственность переходит большое количество скота. Появляются рабы. Право занимать общественные должности стало наследственной привилегией наиболее богатых семей.
Разложение родоплеменных отношений особенно далеко зашло в Хиджазе (районе побережья Красного моря). Здесь вокруг оазисов концентрировались полуоседлые племена, занимавшиеся не только скотоводством, но и земледелием, В этом районе были крупные торгово-ремесленные города Мекка, Ясриб, через которые пролегал большой караванный путь с юга на север. В городах господствовали богатые купцы-ростовщики. Обособившись в привилегированную группу, они тем не менее не порывали родственных связей с определенными племенами и их знатью. В этих районах находилось очень много обездоленных бедуинов, так называемых самуков. Рушились вековые узы и традиции взаимопомощи и братства, связывавшие всех соплеменников. Страшным бедствием для простых людей была усиливавшаяся межплеменная рознь. Постоянные взаимные военные набеги сопровождались убийствами, угоном людей и скота.
Так в обстановке глубокого социально-экономического кризиса рождалось новое (классовое) общество. И, как это имело место в прошлом у других народов, идеология общественного движения, объективно выступавшего за новый строй, приобрела религиозную форму.
Возникновение новой религии - ислама связано с именем Мухаммеда - купца из Мекки (приблизительно 570-632 гг.). Мухаммед провозглашал необходимость установления нового общественного порядка, исключающего прежнюю племенную рознь. Все арабы, вне зависимости от своего племенного происхождения призваны были составить единую народность. Их главой должен был стать пророк – “посланник Бога на Земле”.
Среди простых людей новые идеи нашли ревностных сторонников. Народный характер первоначального движения отпугнул богатых, но это продолжалось недолго. Наблюдая за действиями приверженцев ислама, знать начала понимать, что новая религия не угрожает их коренным интересам. Дело в том что ислам, как и другие религии, родившиеся в ходе глубоких социальных потрясений, был очень противоречив. Наряду с осуждением ростовщичества, провозглашением формального равенства свободных людей им признавалось и узаконивалось рабство (рабами не могли быть лица, исповедующие ислам, однако принятие ислама рабом не делало его свободным), поощрялась и защищалась частная собственность.
Вскоре представители родоплеменной и торговой знати вошли в состав правящей элиты мусульман.
К этому времени (20 – 30 годах У11 в.) было завершено организационное оформление мусульманской религиозной общины, возглавляемой Мухаммедом. Созданные ею военные отряды вели борьбу за объединение страны под знаменем ислама. Деятельность этой военно-религиозной организации постепенно приобретала политический, государственный характер.
Возникшее государство решало одну из важнейших задач, стоявшую перед страной, – преодоление племенного сепаратизма. К середине 7 века объединение Аравии было в основном завершено.
ГЛАВА 2. ХАЛИФАТ В ПЕРИОД ВТОРОЙ ПОЛОВИНЫ VII-X ВВ.
Смерть Мухаммеда со всей остротой поставила вопрос о его преемниках на посту верховного главы мусульман. К этому времени его ближайшие родственники и сподвижники (родоплеменная и купеческая знать) консолидировались в привилегированную группу. Из ее среды и стали выбирать новых единоличных вождей мусульман – халифов (“заместителей пророка”).
Под их руководством в 7-8 вв. были завоеваны огромные территории, включая Ближний и Средний Восток, Северную Африку и некоторые другие районы. Одним из важных стимулов движения арабов на новые земли явилась относительная перенаселенность Аравии. Разросшимся кочевым племенам при низком уровне развития производительных сил, находившихся в их распоряжении, не хватало пастбищ и воды. Коренные жители почти не оказали серьезного сопротивления пришельцам, так как до этого находились под игом других государств, нещадно их эксплуатировавших, и не были заинтересованы в защите старых господ и их порядков.
В итоге на завоеванных землях возникла новая держава – Арабский халифат.
Дав своей новой родине язык и религию, арабы получили взамен производительные силы, находившиеся на относительно высокой ступени развития; Вступив в районы древней культуры (Месопотамию; Сирию и Египет), они оказались во власти развертывавшегося здесь глубокого социального переворота, основным направлением которого было формирование феодализма.
Под воздействием этого процесса разложение первобытнообщинного строя у арабов, расселившихся вне Аравии, было быстро завершено.
Арабский феодализм наряду с главными, общими для феодального общества любой страны чертами имел важные особенности.
Степень развития феодализма в отдельных областях Халифата не была одинаковой. Она находилась в прямой зависимости от предшествовавшего завоеванию уровня их социально-экономического развития.
В поземельных отношениях преобладала государственная собственность на земли”, или, что одно и то же, собственность халифа. Глава государства, являясь собственником обширного земельного фонда, давал отдельным лицам или крестьянским общинам землю в пользование. Такой порядок, имевший в Западной Европе эпохи феодальной раздробленности почти номинальное значение, на Востоке долгое время отражал действительное положение вещей. Например, смерть феодала-землевладельца возвращала его имение в казну, и лишь от халифа зависело определение дальнейшей судьбы этой земли (передать наследникам, оставить в казне и т. д.).
Длительной устойчивости государственной собственности на землю в немалой степени способствовала такая особенность в хозяйстве важнейших районов халифата, как орошаемое земледелие, издавна игравшее здесь существенную роль. Оно нуждалось в централизованном регулировании землепользования и водоснабжения.
Государственная собственность, являясь доминирующей, не исключала частного наследственного землепользования и частной собственности на землю.
Увеличивалось количество поместий (икта), даваемых феодалам за службу .
Земли икта по своему правовому положению и тенденциям развития напоминали в известной мере западноевропейский бенефиций. Относительно медленно, но неуклонно возрастал удельный вес земель, находившихся в полной частной собственности (мульк). В категорию мульк входили не только огромные латифундии знати; но и имения средних и даже мелких феодалов.
Структура поземельных отношений определяла в значительной мере формы феодальной эксплуатации крестьянства. В имениях феодалов труд крестьян почти не использовался. Их эксплуатация осуществлялась главным образом посредством налогообложения в пользу халифа.
В этом случае налоги совпадали с земельной рентой. Феодалы, получая от главы государства жалованье, подарки, пенсии, присваивали таким образом значительную часть материальных ценностей, созданных трудом крестьян. Иногда халифы предоставляли своим приближенным право собирать налог в определенных районах страны в свою пользу.
Важную роль в экономике страны играло рабовладение. Труд рабов использовался в личных хозяйствах феодалов, а также в государственных рудниках, копях, каменоломнях, мастерских. Элементы рабовладения долгое время переплетались с феодальными отношениями, которые были господствующими,
Все это в своей совокупности определяло классовую структуру арабского общества.
Феодалы составляли господствующий класс, который присваивал себе львиную долю богатств в захваченных странах.
Среди феодалов господствующее положение занимала родовитая мусульманская знать – потомки членов семьи Мухаммеда и его сподвижников. В 9 веке потомков этой знати насчитывалось уже несколько десятков тысяч.
Крестьянство первоначально распадалось на множество этнических групп. Коренные арабы поселились на новых землях обособленными военными колониями. Они были освобождены от некоторых налогов, имели ряд преимуществ и привилегий. Участие в военных походах надолго отрывало их от хозяйства. Многие из них гибли на войне, выплачивая свой особый “налог” кровью.
Положение местного крестьянства было тяжелым. Росли налоги, увеличивались различные повинности......
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Возникновение Арабского государства Халифат №1 курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Возникновение Арабского государства Халифат №1 скачать бесплатно, курсовая работа история скачать бесплатно