Формирование понятие и появление культуры
Содержание
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»……………………………………...4
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОСТИ………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы получить самое общее представление о том, чао такое культура, полезно прежде всего обратиться к этимологии, т.е. происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово cultura первоначально означало «возделывание земли». Позднее в трудах Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.) уже встречается его расширительное и переносное использование в выражении cultura animi, что можно перевести как «обработка, совершенствование души». «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, - писал Цицерон, - так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» .
Со временем в романских и других языках слово «культура» начинает употребляться и в многочисленных близких значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т.п. В современных словарях под «культурой» обычно понимаются: а) совокупность достижений и творчества того или иного народа; б) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических, географических и конъюнктурных человеческих общностей (культура палеолита, феодальная культура, крито-микенская культура, французская культура и даже, как это ни парадоксально, «блатная» культура!);
в) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура речи, культура труда, культура поведения и т.п.);
г) тот или иной вид сельскохозяйственных растений (бахчевые культуры, злаковые культуры, цитрусовые культуры и т.п.). Что касается нашего предмета, то, как мы увидим ниже, его прежде всего будут интересовать два первых из перечисленных значений слова «культура».
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
История слова и история понятия прошли долгий и не всегда совпадавший путь. Сначала попытки осознать, что такое культура, предпринимали лишь философы. Во времена античности, которую порой считают едва ли не самым гармоничным периодом в истории человечества, понимание культуры в конечном счете сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра и Красоты. Эта вечная триада породила впоследствии современные науку, нравственность, тесно связанную с религией, и богатейшее искусство. Однако вплоть до XVIII века, т.е. до торжества эпохи Просвещения, когда после средневековья главной ценностью был провозглашен человек и его разум, слово «культура» как определенный, общепризнанный термин почти не употреблялось, а использовалось как синоним близких понятий. Тем не менее уже в XVII столетии, в канун и в ходе английской буржуазной революции, в трудах таких философов, как Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Томас Гоббс (1588—1679), а позднее и Джон Локк (1632—1704), осознание феномена культуры приобретает все более современный характер, хотя и с заметным акцентом на опытную науку и экспериментально-практическое освоение окружающего мира.
Если рассматривать культуру как единство Истины, Добра и Красоты, то Ф. Бэкон является одним из тех, кто внес наибольший вклад в осмысление огромной роли первого компонента этой вечной и неразрывной триады. Ведущая фигура европейской интеллектуальной революции XVI—XVII веков, он считается родоначальником материалистической экспериментальной науки и духовным отцом современного технического прогресса. Именно ему принадлежит ставшая ныне расхожей фраза «Знание — сила!».
Бэкон
Бэкон принадлежал к высшей аристократии Англии, окончил старейший в стране Кембриджский университет и, сделав блестящую карьеру, стал в 1617 году лордом-канцлером. Им написано большое количество трудов, посвященных главным образом обоснованию всесилия и необходимости для людей научного знания. Он пророчески предвидел роль науки для будущих поколений («Новый органон», 1620; «Естественная история в десяти центуриях», 1627 и др.). Ему же принадлежит и утопическая повесть «Новая Атлантида» (1627), где он изложил свой проект идеального государства и, в частности, способов государственной организации науки, во многом предвосхитивших современную практику. По Бэкону, культура - это прежде всего практическая деятельность людей, направленная на преобразование и использование природы в их чисто материальных интересах, хотя английский философ не отрицал и важности «возделывания души», нравственного и эстетического элементов культуры. В связи с этим можно оценивать и отношение Ф. Бэкона к вопросам веры. Признавая бытие Бога и существование разумной души, Бэкон воспринимал религию и Церковь как продукты сверхчеловеческого откровения и как силы, необходимые для сохранения целостного и устойчивого общественного организма. До сих пор не потеряло значения четко проводимое им различие между материальной и духовной культурой, а также предложенная им подробная классификация существовавших в его время наук.
Вольтер
Французские просветители Вольтер (1694-1778), Кондорсе (1743 - 1794), также продолжая линию рационализма, сводили содержание культурно-исторического процесса прежде всего к развитию человеческого разума, к борьбе варварства и цивилизации. При этом культ разума, противопоставляемый религиозному началу, вплоть до воинствующего атеизма, был одной из главных пружин и движущих сил французской буржуазной революции, которая открыла Новое время в истории послефеодальной Западной Европы. Впрочем, рационалистическое начало, стремление «переделать мир» всегда было связано с революционаризмом, будь то в экономике, политике, науке или искусстве. Великие рационалисты XVIII века, преклоняясь перед Истиной, благословляя революционный террор, как бы забывали, что Истина, Добро и Красота - эта метафизическая триада -представляет собой не три разных начала, а одно. В целом они составляют Культуру, лишь рассматриваемую под разными углами зрения. Убивать тысячи дворян и отрубать голову молодой женщине Марии-Антуаннете отнюдь не являлось Добром или высоконравственным актом.
В отличие от аристократа Бэкона, Вольтер родился в семье нотариуса, закончил иезуитский колледж и с юных лет увлекался литературой. За вольнодумство в своих ранних стихах и светскую неуживчивость он дважды попадал в королевскую тюрьму Бастилию (1717 и 1725) и был выслан за пределы Франции Он поддерживал тесные отношения с более молодым поколением французских просветителей, сотрудничал в «Энциклопедии» и в европейскую культуру вошел прежде всего в образе «великого вольнодумца», памфлетиста и сатирика, бичевавшего как светское, так и религиозное мракобесие. Позднее подобное умонастроение широко распространилось, в том числе и в России, получив название «вольтерьянство». Но отношение Вольтера к религии было неоднозначным: он отвергал бюрократический институт церкви, даже призывал «раздавить гадину!», но неоднократно подчеркивал жизненную необходимость веры в Бога и считал себя глубоко верующим человеком. Всю жизнь сражаясь с религиозными и сословными предрассудками и суевериями, Вольтер утверждал, что в основе нравственности лежит вера в Бога, и она так же необходима людям, как справедливые законы. Вольтер может считаться одним из предшественников современного экуменизма , так как выступал за некую общечеловеческую религию.
Из других, важных для теории культуры особенностей Вольтера-философа следует отметить его прагматизм в вопросах государственности: идеалом правления он считал просвещенную монархию, ее иерархическое устройство и приоритет духовной элиты. В своих наиболее «культурологических» работах - «Рассуждение о человеке» (1738), «Опыт о нравах и духе народов» (1756) и других — он одним из первых предложил рассматривать историю не как чередование отдельных правителей, а как описание жизни и обьиаев различных этносов, которых он делил на «цивилизованных» и «диких», расширив, однако, число первых за счет многих великих народов Востока. Для нас не может быть безразличным и большой интерес, проявленный Вольтером к культуре России. Он не только переписывался с Екатериной II, но и создал двухтомную «Историю Российской Империи в царствование Петра Великого» (1759-1763), большим поклонником которого был.
Рационализм Бэкона и Вольтера, при всех их различиях, во многом предопределил общий духовный характер Нового времени. Однако уже тогда в трудах Жан-Жака Руссо (1712—1778) как реакция на издержки зарождавшейся буржуазной культуры появилась и ее критика, определенная идеализация «дикаря» в качестве «естественного человека». Руссо поставил под сомнение роль науки и искусства в улучшении природы людей, уже тогда провидчески ощущая ныне ставшую реальностью слишком высокую цену прогресса для душевного и физического здоровья человека. Испорченности и моральной развращенности «цивилизованных» наций Руссо противопоставил предполагаемую простоту и «чистоту» нравов человеческих сообществ, находившихся на патриархальных ступенях развития. Как мы увидим далее, подобные идеи до сих пор оказывают определенное опосредованное влияние на некоторых культурологов, особенно тех, кто занимается первобытными и «примитивными» культурами (Э.Б. Тайлор, К. Леви-Строс, М. Мид и др.). Даже защита русской патриархальности славянофилами находила отдаленное оправдание в руссоизме.
Богатейшее творческое наследие великого французского философа, писателя и композитора Жан-Жака Руссо больше других, прямо или косвенно, было связано с самой психобиологической «плотью» культуры, а позднее породило целый ряд оригинальных и порой противоречивых течений общественной и художественной мысли. Сын века Просвещения, он первым выступил с его суровой критикой; человек верующий, он находился в постоянном конфликте с официальной религией и церковью; представитель духовной элиты, он был врагом любой элитарности; талантливый служитель науки и муз, он заклеймил их с позиций морали; гражданин сильного государства, он разоблачал его как орудие насилия; и, наконец, не принадлежа к народным «низам», он считал именно их хранителями нравственного и физического здоровья. К Руссо так или иначе восходят современные идеи демократии, социальной справедливости, анархизма, антирасизма, а также экологические движения, выступающие за гармонию между Человеком и Природой.
Руссо
Ж.-Ж. Руссо родился в Женеве в семье часовщика, систематического образования не получил и, подобно многим великим людям, «сделал себя сам». Его философские, религиозные и педагогические воззрения чаще преломлялись в художественных произведениях — романах, письмах, стихах, поэмах, драматических произведениях и даже в операх, положивших начало такому эстетическому течению в искусстве, как сентиментализм. Оно ориентировалось на известную фразу Руссо «Разум может ошибаться, чувства — никогда!» и противопоставляло разуму культ чувства, отводя ему главенствующую роль в познании и творчестве.
Для современной культурологии наиболее важной, хотя и неоднозначной, представляется мысль Руссо о том, что культура с ее расслабляющими благами и удовольствиями, отделяя человека и целые народы от матери-природы, подрывает их физическое и нравственное здоровье и, в конечном счете, ведет к вырождению и гибели, как это случилось в древности с Египтом, Грецией, Римом, Византией и другими исчезнувшими цивилизациями. Считая, что «мысль — убийца жизни», в одном из писем к Вольтеру Руссо утверждал: «Культуру можно сравнить с ужасным мечом, воткнутым в молодой, здоровый ствол. После того как железо вошло в дерево, его ни в коем случае не следует вытаскивать, ибо тогда дерево погибнет. Но все же было бы лучше, если бы железо никогда не входило в дерево» . Подобное настороженное отношение к .....
ВВЕДЕНИЕ…………………………………………………………………………..3
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»……………………………………...4
ПОНЯТИЕ КУЛЬТУРЫ В СОВРЕМЕННОСТИ………………………………...15
ЗАКЛЮЧЕНИЕ……………………………………………………………………..17
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ………………………………..18
ВВЕДЕНИЕ
Чтобы получить самое общее представление о том, чао такое культура, полезно прежде всего обратиться к этимологии, т.е. происхождению слова, обозначающего это сложнейшее понятие. В древнем мире латинское слово cultura первоначально означало «возделывание земли». Позднее в трудах Цицерона (106 - 43 гг. до н.э.) уже встречается его расширительное и переносное использование в выражении cultura animi, что можно перевести как «обработка, совершенствование души». «Как плодоносное поле без возделывания не дает урожая, - писал Цицерон, - так и душа. Возделывание души - это и есть философия: она выпалывает в душе пороки, приготовляет души к принятию посева и вверяет ей - сеет, так сказать, - только те семена, которые, вызрев, приносят обильный урожай» .
Со временем в романских и других языках слово «культура» начинает употребляться и в многочисленных близких значениях: «воспитание», «образование», «умение», «почитание», «развитие» и т.п. В современных словарях под «культурой» обычно понимаются: а) совокупность достижений и творчества того или иного народа; б) характерные особенности жизни и деятельности определенных исторических, географических и конъюнктурных человеческих общностей (культура палеолита, феодальная культура, крито-микенская культура, французская культура и даже, как это ни парадоксально, «блатная» культура!);
в) степень совершенствования в той или иной сфере человеческой деятельности (культура речи, культура труда, культура поведения и т.п.);
г) тот или иной вид сельскохозяйственных растений (бахчевые культуры, злаковые культуры, цитрусовые культуры и т.п.). Что касается нашего предмета, то, как мы увидим ниже, его прежде всего будут интересовать два первых из перечисленных значений слова «культура».
СТАНОВЛЕНИЕ ПОНЯТИЯ «КУЛЬТУРА»
История слова и история понятия прошли долгий и не всегда совпадавший путь. Сначала попытки осознать, что такое культура, предпринимали лишь философы. Во времена античности, которую порой считают едва ли не самым гармоничным периодом в истории человечества, понимание культуры в конечном счете сводилось к признанию в ее составе неразрывного единства Истины, Добра и Красоты. Эта вечная триада породила впоследствии современные науку, нравственность, тесно связанную с религией, и богатейшее искусство. Однако вплоть до XVIII века, т.е. до торжества эпохи Просвещения, когда после средневековья главной ценностью был провозглашен человек и его разум, слово «культура» как определенный, общепризнанный термин почти не употреблялось, а использовалось как синоним близких понятий. Тем не менее уже в XVII столетии, в канун и в ходе английской буржуазной революции, в трудах таких философов, как Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Томас Гоббс (1588—1679), а позднее и Джон Локк (1632—1704), осознание феномена культуры приобретает все более современный характер, хотя и с заметным акцентом на опытную науку и экспериментально-практическое освоение окружающего мира.
Если рассматривать культуру как единство Истины, Добра и Красоты, то Ф. Бэкон является одним из тех, кто внес наибольший вклад в осмысление огромной роли первого компонента этой вечной и неразрывной триады. Ведущая фигура европейской интеллектуальной революции XVI—XVII веков, он считается родоначальником материалистической экспериментальной науки и духовным отцом современного технического прогресса. Именно ему принадлежит ставшая ныне расхожей фраза «Знание — сила!».
Бэкон
Бэкон принадлежал к высшей аристократии Англии, окончил старейший в стране Кембриджский университет и, сделав блестящую карьеру, стал в 1617 году лордом-канцлером. Им написано большое количество трудов, посвященных главным образом обоснованию всесилия и необходимости для людей научного знания. Он пророчески предвидел роль науки для будущих поколений («Новый органон», 1620; «Естественная история в десяти центуриях», 1627 и др.). Ему же принадлежит и утопическая повесть «Новая Атлантида» (1627), где он изложил свой проект идеального государства и, в частности, способов государственной организации науки, во многом предвосхитивших современную практику. По Бэкону, культура - это прежде всего практическая деятельность людей, направленная на преобразование и использование природы в их чисто материальных интересах, хотя английский философ не отрицал и важности «возделывания души», нравственного и эстетического элементов культуры. В связи с этим можно оценивать и отношение Ф. Бэкона к вопросам веры. Признавая бытие Бога и существование разумной души, Бэкон воспринимал религию и Церковь как продукты сверхчеловеческого откровения и как силы, необходимые для сохранения целостного и устойчивого общественного организма. До сих пор не потеряло значения четко проводимое им различие между материальной и духовной культурой, а также предложенная им подробная классификация существовавших в его время наук.
Вольтер
Французские просветители Вольтер (1694-1778), Кондорсе (1743 - 1794), также продолжая линию рационализма, сводили содержание культурно-исторического процесса прежде всего к развитию человеческого разума, к борьбе варварства и цивилизации. При этом культ разума, противопоставляемый религиозному началу, вплоть до воинствующего атеизма, был одной из главных пружин и движущих сил французской буржуазной революции, которая открыла Новое время в истории послефеодальной Западной Европы. Впрочем, рационалистическое начало, стремление «переделать мир» всегда было связано с революционаризмом, будь то в экономике, политике, науке или искусстве. Великие рационалисты XVIII века, преклоняясь перед Истиной, благословляя революционный террор, как бы забывали, что Истина, Добро и Красота - эта метафизическая триада -представляет собой не три разных начала, а одно. В целом они составляют Культуру, лишь рассматриваемую под разными углами зрения. Убивать тысячи дворян и отрубать голову молодой женщине Марии-Антуаннете отнюдь не являлось Добром или высоконравственным актом.
В отличие от аристократа Бэкона, Вольтер родился в семье нотариуса, закончил иезуитский колледж и с юных лет увлекался литературой. За вольнодумство в своих ранних стихах и светскую неуживчивость он дважды попадал в королевскую тюрьму Бастилию (1717 и 1725) и был выслан за пределы Франции Он поддерживал тесные отношения с более молодым поколением французских просветителей, сотрудничал в «Энциклопедии» и в европейскую культуру вошел прежде всего в образе «великого вольнодумца», памфлетиста и сатирика, бичевавшего как светское, так и религиозное мракобесие. Позднее подобное умонастроение широко распространилось, в том числе и в России, получив название «вольтерьянство». Но отношение Вольтера к религии было неоднозначным: он отвергал бюрократический институт церкви, даже призывал «раздавить гадину!», но неоднократно подчеркивал жизненную необходимость веры в Бога и считал себя глубоко верующим человеком. Всю жизнь сражаясь с религиозными и сословными предрассудками и суевериями, Вольтер утверждал, что в основе нравственности лежит вера в Бога, и она так же необходима людям, как справедливые законы. Вольтер может считаться одним из предшественников современного экуменизма , так как выступал за некую общечеловеческую религию.
Из других, важных для теории культуры особенностей Вольтера-философа следует отметить его прагматизм в вопросах государственности: идеалом правления он считал просвещенную монархию, ее иерархическое устройство и приоритет духовной элиты. В своих наиболее «культурологических» работах - «Рассуждение о человеке» (1738), «Опыт о нравах и духе народов» (1756) и других — он одним из первых предложил рассматривать историю не как чередование отдельных правителей, а как описание жизни и обьиаев различных этносов, которых он делил на «цивилизованных» и «диких», расширив, однако, число первых за счет многих великих народов Востока. Для нас не может быть безразличным и большой интерес, проявленный Вольтером к культуре России. Он не только переписывался с Екатериной II, но и создал двухтомную «Историю Российской Империи в царствование Петра Великого» (1759-1763), большим поклонником которого был.
Рационализм Бэкона и Вольтера, при всех их различиях, во многом предопределил общий духовный характер Нового времени. Однако уже тогда в трудах Жан-Жака Руссо (1712—1778) как реакция на издержки зарождавшейся буржуазной культуры появилась и ее критика, определенная идеализация «дикаря» в качестве «естественного человека». Руссо поставил под сомнение роль науки и искусства в улучшении природы людей, уже тогда провидчески ощущая ныне ставшую реальностью слишком высокую цену прогресса для душевного и физического здоровья человека. Испорченности и моральной развращенности «цивилизованных» наций Руссо противопоставил предполагаемую простоту и «чистоту» нравов человеческих сообществ, находившихся на патриархальных ступенях развития. Как мы увидим далее, подобные идеи до сих пор оказывают определенное опосредованное влияние на некоторых культурологов, особенно тех, кто занимается первобытными и «примитивными» культурами (Э.Б. Тайлор, К. Леви-Строс, М. Мид и др.). Даже защита русской патриархальности славянофилами находила отдаленное оправдание в руссоизме.
Богатейшее творческое наследие великого французского философа, писателя и композитора Жан-Жака Руссо больше других, прямо или косвенно, было связано с самой психобиологической «плотью» культуры, а позднее породило целый ряд оригинальных и порой противоречивых течений общественной и художественной мысли. Сын века Просвещения, он первым выступил с его суровой критикой; человек верующий, он находился в постоянном конфликте с официальной религией и церковью; представитель духовной элиты, он был врагом любой элитарности; талантливый служитель науки и муз, он заклеймил их с позиций морали; гражданин сильного государства, он разоблачал его как орудие насилия; и, наконец, не принадлежа к народным «низам», он считал именно их хранителями нравственного и физического здоровья. К Руссо так или иначе восходят современные идеи демократии, социальной справедливости, анархизма, антирасизма, а также экологические движения, выступающие за гармонию между Человеком и Природой.
Руссо
Ж.-Ж. Руссо родился в Женеве в семье часовщика, систематического образования не получил и, подобно многим великим людям, «сделал себя сам». Его философские, религиозные и педагогические воззрения чаще преломлялись в художественных произведениях — романах, письмах, стихах, поэмах, драматических произведениях и даже в операх, положивших начало такому эстетическому течению в искусстве, как сентиментализм. Оно ориентировалось на известную фразу Руссо «Разум может ошибаться, чувства — никогда!» и противопоставляло разуму культ чувства, отводя ему главенствующую роль в познании и творчестве.
Для современной культурологии наиболее важной, хотя и неоднозначной, представляется мысль Руссо о том, что культура с ее расслабляющими благами и удовольствиями, отделяя человека и целые народы от матери-природы, подрывает их физическое и нравственное здоровье и, в конечном счете, ведет к вырождению и гибели, как это случилось в древности с Египтом, Грецией, Римом, Византией и другими исчезнувшими цивилизациями. Считая, что «мысль — убийца жизни», в одном из писем к Вольтеру Руссо утверждал: «Культуру можно сравнить с ужасным мечом, воткнутым в молодой, здоровый ствол. После того как железо вошло в дерево, его ни в коем случае не следует вытаскивать, ибо тогда дерево погибнет. Но все же было бы лучше, если бы железо никогда не входило в дерево» . Подобное настороженное отношение к .....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Формирование понятие и появление культуры курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Формирование понятие и появление культуры скачать бесплатно, курсовая работа культурология скачать бесплатно