Теоретические особенности межличностных отношений в педагогическом процессе

 Теоретические особенности межличностных отношений в педагогическом процессе

Содержание
ВВЕДЕНИЕ ............................................................................................ 3
1 Теоретические особенности межличностных отношений в педагогическом процессе .................... 5
1.1 Понятие «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе .................... 5
1.2 Межличностные отношения как объект психолого-педагогических исследований ..................... 21
1.3 Модель формирования межличностных отношений в педагогическом процессе ................. 42
2 Опытно-экспериментальная работа по формированию межличностных отношений в педагогическом процессе ... 54
2.1 Методика формирования межличностных отношений в педагогическом процессе .................... 54
2.2 Содержание методики формирования межличностных отношений в педагогическом процессе .... 58
2.3 Апробация формирования межличностных отношений в педагогическом процессе .................. 67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ ....................................................................................... 71
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ .............................. 75
ПРИЛОЖЕНИЯ ....................................................................................... 77
Приложение А Результаты входной диагностики учащихся экспериментальной группы ........................ 78
Приложение Б Результаты выходной диагностики учащихся экспериментальной группы ................ 79
Приложение В Результаты входной диагностики учащихся контрольной группы ................................... 81
Приложение Г Результаты входной диагностики учащихся контрольной группы ................................. 83
Приложение Д Сравнительная таблица динамики учащихся экспериментальной и контрольной групп 85

ВВЕДЕНИЕ
Актуальность. Республика Казахстан сегодня стабильно развивается и становится социально ориентированной. Поэтому фактор межличностных отношений в обществе является определяющим для социальной стабильности, развития межличностных отношений в различных слоях общества. Современная общеобразовательная школа, как главная ступень образования, в связи с этим, должна подготовить человека к условиям взаимодействии с различными социальными группами. Этот процесс нуждается в своем осмыслении для выполнения стратегической роли образования, описанной в стратегических планах развития Республики Казахстан.
«Образование - один из ключевых моментов в стратегии развития Казахстана» [1, с.143]. Современное образовательное пространство переживает сложный процесс своего реформирования. Многие годы отечественное образование строилось в системе предметно-ориентированной парадигмы. Сейчас педагогический процесс в учебных заведениях строится как личностно-ориентированный. Происходит переход на 12-летнее обучение [2] и новую модель образования - образование, ориентированное на результат [3]. Приоритетной целью трансформационных процессов в образовании Республики Казахстан является раскрытие способностей и дарований каждой личности, создание благоприятных условий для реализации личностного потенциала ученика. В этом направлении ведется перестройка педагогического процесса.
Педагогический процесс - (предмет науки педагогики по определению О.Л. Жук [4], С. Пуймана [5]) это организованная и целенаправленная деятельность людей (преподавателя и студента, учителя и ученика) с целью приобретения необходимых знаний, практических навыков и умений, морально-психологических, физических качеств личности [6, с.20]. Педагогический процесс - это система, состоящая из определенных элементов и связей между ними. От качества элементов и связей в этой системе зависят целостные качества системы и результаты: качество образования учащихся и уровень их воспитанности. В связи с этим элементы педагогического процесса и его системообразующие связи являются объектом изучения педагогов-исследователей.
В казахстанской педагогике изучению педагогического процесса посвящены работы Н.Д. Хмель [7], Н.Н.Хан [8], К.К.Жампеисова [9], Н.Д.Иванова [10] и др. В своих исследованиях они исходили из анализа работ таких российских педагогов, как А.С.Макаренко [11], М.А.Данилов [12], Ю.К.Бабанский [13] и др.
На международном уровне центральным вопросом педагогического процесса признана проблема отношений между его главными субъектами: «Процесс обучения очень сложен, однако в центре этого процесса находятся отношения между обучаемыми и учителями» [14, с.232]. Исследования, проведенные во многих развитых и развивающихся странах, показали, что «личностные контакты во время обучения» являются важной «детерминантой более высокого качества образования» [14, с.232-233]. Сама проблема построения эффективных межличностных отношений в педагогическом процессе имеет множество аспектов и всегда связана с проблемой качества образования [15]. Мы рассматриваем аспект воспитательного процесса в ситуации предъявления учителем требований ученику.
Объект нашего исследования – процесс межличностных отношений в педагогическом процессе школы.
Предметом исследования выступает зависимость межличностных отношений от психологических особенностей воспитанников как субъектов межличностных отношений в педагогическом процессе.
Цель исследования: определение путей повышения эффективности педагогического процесса на основе учета психологических особенностей воспитанников как субъектов межличностных отношений.
Гипотеза исследования. Если учитель выдвигает на первый план психологические особенности учащихся, умеет взаимодействовать с ними на личностном уровне, то межличностные отношения в педагогическом процессе будут протекать комфортно и успешно.
Задачи:
1. Анализ научной информации о сущности и межличностных отношений в структуре педагогического процесса.
2. Построить модель формирования межличностных отношении в педагогическом процессе.
3. разработать методику формирования межличностных отношении в педагогическом процессе.
Методологическая основа исследования - фундаментальные положения диалектической теории познания, когнитивной теории личности, личностно-ориентированной педагогики.
Курсовая работа выполнена с использованием теоретических методов исследования: анализ педагогической и психологической литературы; анализ публикаций по материалам исследований и обобщения зарубежного и отечественного опыта.
Структура курсовой. Курсовая работа подготовлена как теоретическая часть дипломной работы. Она направлена на выполнение первой из трех выше указанных исследовательских задач и состоит из введения, трех параграфов, заключения, списка использованных источников.
1 ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В ПЕДАГОГИЧЕСКОМ ПРОЦЕССЕ
1.1 Понятие «межличностные отношения» в психолого-педагогической литературе
Понятие «межличностные отношения» широко используется в психологической и педагогической литературе. Очень часто понятие используется без специального определения, как бы исходя из общего контекста и общепонимаемого смысла. В связи с этим, обратим внимание на то, что «отношения» - определяются в толковых словарях как «связи между кем-либо, чем-либо, образующиеся в процессе общения, какой-либо деятельности» [16, 753], а «межличностный - существующий ... между людьми» [16, 530].
В психологическом словаре под общей редакцией А.В.Петровского, М.Г.Ярошевского «межличностные отношения» определяются как «субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения. Межличностные отношения это система установок, ориентаций, ожиданий, стереотипов и др. диспозиций, через которые люди воспринимают и оценивают друг друга» [17, 340].
Близким к понятию «межличностное отношение» является понятие межличностное взаимодействие - «1) в широком смысле - случайный или преднамеренный, частный или публичный, длительный или кратковременный, вербальный или невербальный личностный контакт двух или более человек, имеющий следствием взаимное изменение их поведения, деятельности, отношений, установок; 2) в узком смысле - система взаимно обусловленных индивидуальных действий, связанных циклической причинной зависимостью, при которой поведение каждого из участников выступает одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных» [18, 139].
Межлично¬стное восприятие - «восприятие, понимание и оценка человека человеком. Специ¬фика межличностного восприятия по сравнению с восприя¬тием неодушевленных предметов за¬ключается в большей пристрастно-сти, что проявляется в слитности когнитивных (познавательных) и эмоциональных компонентов, в бо¬лее ярко выраженной оценочной и ценностной окраске, в более прямой зависимости представления о дру¬гом человеке от мотивационно¬-смысловой структуры деятельности воспринимающего субъекта» [17, 68].
Проблема отношения человека к человеку, или к Другому, имеет свои истоки в философских теориях. Обращение к этим философским корням позволяет увидеть не только динамику развития самого понятия «отношение к Другому», но и высвечивает важность такого рода отношений для развития человеческой личности. Мы рассмотрим данную проблему на примере отношений, которые складываются между участниками образовательного процесса. В нем Другими для учителя являются его ученики, их родители, коллеги и близкие. Аналогичные отношения возникают во множестве других ситуаций, когда один человек длительное время взаимодействует с другим в процессе совместной деятельности. В данном случае речь, с одной стороны, идет об отношениях в сфере так называемых помогающих профессий, с другой, – об отношениях между людьми в различных организациях. В сфере помогающих профессий для психологов и психотерапевтов такими Другими являются клиенты, в организациях для руководителей – их подчиненные и коллеги.
Наиболее четко и выпукло проблема отношения человека к человеку как таковая оформилась в рамках экзистенциализма – философского течения конца XIX – начала XX века. Главным и, по существу, единственным предметом этого философского направления является бытие индивидуального человеческого субъекта, «онтология субъективности». Концентрация внимания на человеческой индивидуальности как учителя, так и ученика характерна для современных подходов к обучению: личностно-ориентированного и рефлексивно-гуманистического. Чтобы лучше понять суть и найти адекватные формы реализации этих подходов, имеет смысл обратиться к взглядам экзистенциалистов на проблему человека в мире других людей.
Центральная проблема экзистенциализма – это мир человеческой личности, «категории» экзистенциалистических концепций: забота, страх, ответственность, свобода – играют большую роль во взаимоотношениях между учителем и учеником. Современные подходы к обучению и воспитанию ориентированы на создание таких взаимоотношений между ними, при которых ученик становится способным делать свой выбор и нести за него ответственность.
Къеркегор, который является предтечей экзистенциализма, впервые вводит идею конечности человеческого существования и связанного с ней выбора «или – или». Он вводит понятие экзистенции, то есть смысла существования человека. Къеркегор рассматривает человеческое существо как обреченное постоянно делать свой выбор в огромном и изменчивом мире. Идеи Къеркегора подхватывают и развивают Гуссерль, Хайдеггер, Ясперс, Сартр и Камю, оформляя проблему человеческого бытия как со-бытия с другими. Каждый из них рассматривает эту проблему под своим оригинальным углом зрения, открывая все новые и новые грани совместного бытия человека с Другими. Для Гуссерля существование человека – это прежде всего существование «для-кого-то-здесь», для М. Хайдеггера – со-бытие и со-присутствие с другими, для К. Ясперса – обретение судьбы «посредством связей».
С точки зрения Ясперса, есть два разных способа существования человека. Первый способ – «существования в мире», или жизнь в толпе, следование общепринятым ценностям и стандартам, массовой моде. Такая унифицированность избавляет человека от необходимости самостоятельно принимать решения и нести всю полноту индивидуальной ответственности за них. Человек не способен расстаться с таким способом существования без сильнейшей эмоциональной встряски. К. Ясперс в связи с этими переживаниями предлагает учение о пограничных ситуациях.
Пограничные ситуации – это, те переживая которые, человек испытывает настолько сильное потрясение, что оно способно побудить его выйти из существования в толпе. Существование вне толпы является другим возможным способом человеческого бытия. Первая пограничная ситуация – это осознание роли случая в собственной жизни человека и обнаружение того, насколько его жизнь не принадлежит ему самому. Вторая – это переживания, связанные с необходимостью в жизненной борьбе раздвигать локтями других, вместо того, чтобы открыть им собственную душу, а также ощущение вины за то, кем мы могли бы стать, но не стали.
Выбор между существованием в толпе «как все» и существованием в «вне толпы», когда приходится «толкаться локтями» в борьбе за выживание, – та реальность, в которой живет сейчас большая часть взрослого населения страны. Учителя не являются исключением из этой реальности, делая каждый день свой собственный выбор. И очень часто их ученики становятся теми Другими, кто влияет на этот выбор. Таким образом, смысл человеческого существования, по К. Ясперсу, проявляется либо в пограничных ситуациях, переживаемых человеком, либо в его подлинной коммуникации с другими. Все экзистенциалисты единогласны в том, что Другие – это те, кто придает смысл жизни человека. Разные философы выделяют разные грани этого смысла.
Так феноменология Гуссерля обращает внимание на субъективный опыт человека, вводит понятие интенциональности (направленности) сознания, обозначает тему восприятия «другого» как субъекта и тему трансцендентности. С его точки зрения другие Я, alter Ego являются «фактами феноменологической сферы» человеческого существа, а «мир другого» – это своеобразный интенциональный объект, которому адресованы чувства человека. Другой – это условие нашего собственного существования, возможность познать самого себя и одновременно выйти за пределы своего существования, принять свое «бытие-для-другого» и через него себя как «абсолютную ценность», стать целостной личностью и обрести смысл своего существования (М. Хайдеггер, К. Ясперс, Ж.-П. Сартр, А. Камю). «Все, что освещает мир и делает его сносным, – привычное ощущение наших связей с ним, точнее, наших связей с людьми».
В связи с Другими, т.е. взаимоотношения, реализуются в разнообразных формах, и каждый из философов освещает новые грани этих связей. М. Хайдеггер пишет о таких «модусах» отношений с другими, как дистанция, заботливость, страх и открытость. Человек постоянно заботится об отличии от других: либо чтобы его сгладить, либо чтобы «относительно них подтянуться». Быть друг за-, против-, без друга, проходить мимо друг друга, не иметь дела друг до друга – суть возможные способы заботливости. Он выделяет две крайние формы заботливости. Одна форма ведет к зависимости, другая касается сущности Другого и является заступнически-освобождающей. Забота о партнерах, друзьях и так далее может реализовываться в двух направлениях: освободить их от забот, либо, напротив, помочь им завоевать свободу и взять ответственность на себя. В первом случае мы имеем простое «совместное бытование», что, по Хайдеггеру, означает неподлинное существование, во втором забота – это модель подлинной экзистенции, т.е. осмысленного существования.
Страх за кого-то – это способ быть в расположении вместе с другими. Когда человек «страшится», его «отношение к другим становится проекцией своего бытия» на «другое». Хайдеггер пишет о том, что «заботливое размыкание другого» всегда связано с собственной откровенностью и открытостью. Еще одним путем к Другому может быть «вчувствование», позволяющее «проложить мост» от себя к другому субъекту. Учитель «бытует» со своим учеником, который является «дублетом его самости» и необходим для того, чтобы он мог познать самого себя. «Проложить мост» к своему ученику, т.е. построить отношения с ним, учитель может, только будучи откровенным и открытым в «заботливом размыкании» другого.
К. Ясперс делает акцент на отношениях дружбы и любви, придавая большое значение в них близости, симпатии и волнению. В книге «Философская вера» он пишет: «Человек находит в мире другого человека как единственную действительность, с которой он может объединиться в понимании и доверии», находя путь к истине. Довольно часто учитель не воспринимает своих учеников как тех самых попутчиков на пути к истине, которую они ищут совместно. Близкие, коллеги, друзья – это те, с кем он привычно стремится объединиться в понимании и доверии. Ученики редко воспринимаются в качестве таковых. Хотя именно они – талантливые и не очень, невыносимые в своем упрямом отстаивании себя и весьма посредственные, – дают нам возможность не свернуть в сторону в поисках истины и вновь обрести доверие к человеческой природе. Человек ищет истину, общаясь с другими.
К. Ясперс называет свободно, «неформально» избранные отношения с другими людьми подлинной коммуникацией. С его точки зрения «универсальная коммуникация» – условие для максимального прояснения самосознания в беседе с «другим». Однако подлинное общение, во-первых, должно иметь свои границы, т.к. существует опасность утраты индивидуальности при чересчур близких отношениях, когда привычки и взгляды Других становятся нашими собственными. Во-вторых, в подлинной коммуникации необходимо явить Другому собственный внутренний мир, а не заимствованный у других. К. Ясперс ставит знак равенства между подлинной коммуникацией и отношениями.
Ж.-П.Сартр уделяет больше внимания внутренней активности субъекта и ее более глубокой базисной характеристике-свободе. Философское определение свободы в том, что она есть автономия выбора. В свою очередь, выбор связан с тревогой и ответственностью. Свобода и выбор, ответственность и тревога, понимание другого и способность быть в самом себе другим, – все это, Ж.-П.Сартру, суть элементы отношения человека к человеку. И это отношение человек творит сам, проявляя собственную активность и созидая самого себя. Сартр полагает, что «любовь как первичное отношение к другому есть совокупность проектов, посредством которых я намерен осуществить развертывание моих собственных возможностей». По его мнению, проект – это непосредственная «связь с Другим-нежели-Я» и «постоянное созидание самих себя трудом и практикой». Такая связь позволяет пережить как единение с ним (Другим), так и тревогу.
Причина тревоги заключается в ощущении себя в своем бытии-для-другого «простым объектом оценочного суждения», через который этот Другой может перешагнуть. Уменьшить тревогу может понимание Другого как «способ переживать, в борьбе или в согласии, конкретное человеческое отношение, связывающее нас с ним». Такой взгляд на Другого освещает сторону в отношениях между учителем и его учениками, обычно остающуюся в тени. И учитель, и ученики не могут избежать отношений между собой. Каждый из них необходим Другому для того, чтобы быть кем-то и познать самого себя, «получить истину о себе» и найти смысл своего существования. По Ж.-П. Сартру, суть отношения к Другому заключается во «вбирании в себя этого другого». Таким образом, строя свои отношения с Другими, учитель «вбирает» в себя своего ученика, чтобы обрести самого себя, развернуть свои возможности и понять себя и Другого.
А. Камю большое значение в отношениях придает борьбе, которая приводит либо к вражде и немоте, либо к признанию. «Фундаментальные человеческие взаимоотношения – это отношения чисто престижные, постоянная борьба за признание друг друга, борьба не на жизнь, а на смерть». Желание быть признанным приводит человека к попытке сблизиться с Другим, выходя за свои пределы, что часто реализуется в бунте. Бунт становится способом изменить действительность, открыть для людей «общение и сопричастность» друг другу, признать «общность их судьбы и их связи между собой», сохранить уважение к человеку как к личности. Проблема бунта в представлении А. Камю тесно связана с проблемой свободы. Его философская позиция – это, скорее признание потребности в Других и в создании «общих ценностей» с ними, чем призыв к обособлению и индивидуализму. В «Бунтующем человеке» он пишет о том, что люди нуждаются друг в друге и говорит об ответственности человека перед другими людьми.
Глубинный смысл своего существования человек обретает тогда, когда становится способен выйти за пределы своего конечного бытия и продолжить себя в своих творениях, к которым могут приобщиться последующие поколения. Такой выход за пределы собственного бытия экзистенциалисты называют трансценденцией. Индивидуально-интимное собственное откровение, которое человек хочет сообщить Другим, невозможно выразить на понятном Другим языке. Возможно лишь провести Другого по пути к трансценденции, делясь своими откровениями с ним. По этому пути развивалась культура человечества. Таким образом, путь к .....


Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!


Қарап көріңіз 👇


Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру