Творчества Г.А. Жубановой
Содержание
Введение
Важная задача формирования духовного мира человека, развитие его эстетических чувств ставится прежде всего перед общеобразовательной школой. Особое значение в решении этой задачи приобретает повышение эффективности преподавания дисциплин художественно-гуманитарного цикла, в том числе и музыки. В условиях Казахстана достойное место на уроках должна занять казахская народная и профессиональная музыка. Этой проблеме в последнее десятилетие уделяется большое внимание. Появились концепции музыкального образования школьников, программы, которые будут рассмотрены в нашей дипломной работе.
Богатое народное творчество и творчество композиторов предлагает для использования в учебном процессе обширный музыкальный материал. Нами предпринята попытка проанализировать творчество Г.А. Жубановой и предложить учителям музыки дополнительный музыкальный материал из произведений этого видного музыкального деятеля, композитора, внесшего неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры Казахстана.
Целью нашей работы является:
- изучение творчества Г.А. Жубановой, включение её сочинений в практику работы общеобразовательных школ.
Объект исследования:
- музыка Г.А. Жубановой на уроках в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
- предложить перечень музыкальных сочинений для использования в учебном процессе;
- проанализировать названные музыкальные сочинения;
- разработать рекомендации по использованию музыки Г.А. Жубановой на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
- изучение и обобщение литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта, беседы с учителями музыки, проверка в опытной работе.
Новизна исследования заключается:
- в стремлении и необходимости расширения репертуара профессиональной музыки Казахстана в учебном процессе в общеобразовательных школах.
- в разработке возможных вариантов включения исследуемого материала в школьную программу «Музыка».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученный материал сможет способствовать более глубокому изучению казахской народной и профессиональной музыки и найдёт широкое применение в практике работы учителей музыки в общеобразовательных школах Казахстана.
РазделI
Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания школьников Казахстана.
Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания детей в Казахстане, как у всех народов, тесно связано с многовековой историей, жизнью, бытом и культурой народа. В облике людей, в их отношениях, одежде, жилище, в предметах, которые они производят, в их языке и произведениях искусства - во всем этом запечатлеваются особенности, принципы эстетической культуры, эстетические идеи, вкусы, представления.
За много веков казахский народ выработал свой эмпирический опыт воспитания детей, сформулировал свои специфические требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Музыкально-эстетическое воспитание в народной педагогике казахов осуществлялось различными методами (при помощи личного примера родителей, старших, убеждения, упражнений и др.)
Средством музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения служили: окружающая природа, повседневный труд, материальная культура казахского народа (народное прикладное искусство, предметы домашнего обихода и др.), устное литературное и музыкальное народное творчество, национальные обычаи и традиции, внутрисемейные отношения, национальные игры и спортивные состязания, предусматривающие участие в них детей и молодежи. Эти средства и по сей день бытуют в практике музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Сама атмосфера жизни патриархальной казахской семьи с её традиционными национальными празднествами и гуляньями, спортивными играми и состязаниями, свадьбами, похоронами, сопровождаемыми песнями, кюями, айтысами с приглашениями жырши, салы, сере (талантливых музыкантов, певцов и импровизаторов), не могла не влиять на музыкально-эстетическое воспитание детей.
Утвердилась единая система музыкально-эстетического воспитания детей и молодёжи, разнообразные средства, методы и приёмы воспитания, многие из которых, совершенствуясь из поколения в поколение, дошли до наших дней и играют существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Изучение народного опыта музыкально-эстетического воспитания позволяет выявить прогрессивные элементы и нацелить учительство на их использование в практике современной школы.
Присоединение Казахстана к России имело прогрессивное значение в развитии просвещения и школьного образования. Открывались школы для детей казахского населения были введены уроки пения, занятия по музыке и танцам в некоторых из них, появились учебники по ведущим дисциплинам.
Большой вклад в развитие музыкально-эстетического воспитания внёс
И. Алтынсарин, который впервые как обязательный предмет ввёл урок пения в русско - казахские школы, совершенствовал методику
слухо - подражательного обучения музыке и пению, сделал попытку использовать инструменты в процессе преподавания, впервые опубликовал тексты песен – лучших образцов музыкального народного творчества, впервые составил и использовал музыкальные загадки, организовал художественную самодеятельность, в частности одноголосный хор.
Музыкально-эстетическое воспитание в тех школах ещё не было совершенным, систематизированным, отсутствовала научно-обоснованная методика. Но сама деятельность И.Алтынсарина носила глубоко прогрессивный характер, ломала традиционные представления о содержании, целях, задачах музыкального воспитания, способствовала расширению объёма знаний по музыке, осмысленному восприятию многих явлений общественно-культурной жизни казахов, русских и других народов.
В целом опыт, накопленный дореволюционными школами в области музыкально-эстетического воспитания, неравноценен, так как отражал определённые противоречия как в его развитии, так и всей системы народного противоречия. Советская школа, творчески подойдя к опыту прошлого, заимствовала лучшие его элементы.
С первых же дней своего существования колоссальную работу в области музыкально-эстетического воспитания школьников проделали музыкальные отделы (МУЗО) Кирнаркомпросса, подотделы искусства МУЗО при губернских ОНО (орган народного образования) и ДХВД(дома, художественного воспитания детей). Ими были разработаны требования, определены цели, задачи, формы, методы музыкально-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения, конкретизированы требования к внешкольным учреждениям по их реализации. В ходе деятельности МУЗО и подотделов искусств уже в 1991 году были сформулированы основные принципы музыкально-эстетического воспитания – обучение музыке всех желающих: объединение школьных и внешкольных учреждений в музыкальном просвещении и воспитании подрастающего поколения: активизация внешкольной работы по музыкальному просвещению широких слоёв населения: повышения требований к народным школам и к личности педагога, как просветителя и агитатора музыкального искусства.
Немаловажную роль в развитии теории и практики музыкально-эстетического воспитания и образования играли опытно-показательные школы, первоначально открытые Кирнаркомпроссом в городах Оренбурге, Кызыл-Орде, Ташкенте. По существу они служили базой Кирнаркомпросса, где изыскивались пути решения программно-методических проблем обучения и воспитания учащихся применительно к особенностям казахской школы, и являлись образцовыми учебными заведениями, достойными подражания, в частности по музыкально-эстетическому воспитанию и образованию.
Начиная с 50-ых годов, учебные программы подвергались переработке, дополнению и изменению. В результате конкретизировались пути, средства, приёмы, формы и методы улучшения учебно-воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьников, усилилось внимание к повышению хоровой культуры, привитию певческих навыков, развитию музыкальной культуры, профессионального и познавательного интереса на уроках, бережному отношению к культурному наследию, эмоциональному восприятию программного материала.
Большое влияние на становление музыкального образования школьников сыграла программа, разработанная под руководством
Д. Б. Кабалевского. Она направлена на формирование единства эстетического, идейного и особенно нравственного воспитания учащихся.
Программа по музыке для казахских школ (1-3 классы). Программа издана в октябре 1984 года. Её отличают тематическое построение, широкое использование народного материала, эффективность подбора методов и приёмов обучения и т.д. С 1984-85 учебного года казахские школы приступили к её реализации.
Эстетическое воспитание общеобразовательная школа осуществляет через предметы эстетического цикла (уроков музыки, рисования, ритмики, факультативов по искусству, эстетике, кружков художественной самодеятельности и др.), через преподавание основ наук естественно -математического и гуманитарного цикла, не преследующее прямой цели музыкально - эстетического образования и воспитания, но в основе своей дающее возможность для её реализации. Серьёзные и глубокие знания истории, теории методики преподавания музыки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, прекрасные организаторские способности, хорошие профессиональные данные (владение голосом, музыкальным инструментом, дирижерским жестом, педагогической речью), учёт специфических особенностей Республики позволили им творчески реализовать основные требования новой программы по музыке.
Многообразны внеклассные мероприятия по музыкально- эстетическому воспитанию. Разнообразная тематика специальных классных часов («музыкальные путешествия по родной стране, республике», заочные экскурсии с демонстрацией фильмов, работами художников и скульпторов, «песни и история их создания», периодические обзоры новых книг по искусству, обсуждение лучших произведений современной литературы и. т.д.), способствует всестороннему музыкально – эстетическому воспитанию учащихся.
Эстетическая направленность в преподавании учебных дисциплин способствует выработке у учащихся высоких нравственных качеств, ответственного отношения к учёбе, трудолюбия высокого уровня культуры поведения. Эти качества, как мы уже говорили, вырабатываются не только на уроках музыки, рисования, ритмики, кружковых и факультативных занятиях и на специальных внеклассных мероприятиях, но и в процессе преподавания основ наук.
Учителя, начиная с начальных классов, стремятся воспитать у учащихся интерес к искусству, умение видеть и понимать прекрасное в жизни. Дети должны не просто знать и ценить народное искусство, но и стать активными творцами родной культуры, носителями и продолжателями традиций.
Программы по музыке (I –IV,V классы).
Составители: Р. Джердималиева, Г. Карамолдаева, под
руководством Б. Гизатова. Алматы, Рауан 1990 год.
Для V класса программа составлена О. Байдильдаевым.
Названная программа создана в опоре на музыкально-педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского. Коллектив авторов творчески переосмыслил содержание программы, исходя из специфики национальной программы, с учётом того, что «…В программе отдельной республики должны быть внесены некоторые коррективы за счёт включения своего родного, национального материала и в опоре на особенности культуры»
(Д. Б. Кабалевский).
Цель программы – изучение казахских народно-творческих традиций, национального инструментального исполнительства профессионального музыкального искусства Казахстана, наряду с изучением мировой художественной культуры.
Тематика четвертей. Характеристика музыкального материала. Фольклор, как действенное средство воспитания. Изучение народно-певческих традиций и национального инструментального исполнительства. Накопление слухового и певческого опыта для обобщения многообразных связей музыки с жизнью, развитие способности определять характерные черты творчества того или иного композитора, жанровые особенности казахского песенного и инструментального искусства, принадлежность народной музыки к той или иной группе национальностей.
Программа «Мурагер»
Составитель: А. И. Раимбергенов.
Алматы 1990 год.
Цель программы: Приобщение детей к изучению традиционной художественной казахской культуры (кюи и песни, айтысы и мифы, орнаментные комбинации и танцы) в развитии их духовных, нравственных, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи обучения: Развитие интеллектуальных умений путём активизации восприятия, слухового и зрительного ощущения, внимания, памяти, воображения, мышления, и другое; комплексное воздействие на психику, моторику, физиологические процессы; использование новаторской методики обучения, основанной на устной традиционной форме игры на инструменте - домбра (безнотной).
Принципы программы: Коллективный метод изучения репертуара по традиционной форме обучения. Народного творчества; образное воплощение характера музыки, через импровизацию, инсценирование, музыцирование. Основные виды музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, игра на инструменте, импровизация музыкальных произведений, танец, орнаментное изображение). Тематический и музыкальный материал.
Программа «Мурагер» относиться к числу национальных программ по предмету «Ән-күй» для казахской общеобразовательной школы. Программа в начальных классах (с 1-го по 4-ый) представляет собой комплексный предмет, включающий в себя:
а) обучение игре на домбре;
б) изучение орнаментов и освоение народной технологии по изготовлению войлочно-ковровых изделий;
в)изучение юрты, её строения, убранства, внутренней утвари и приобретение навыков сборки юрты;
г) изучение народных обычаев и обрядов;
д) ознакомление с памятниками национальной архитектуры.
В основной школе (5-9 классы) ведётся дальнейшее совершенствование технических навыков игры на домбре и расширение репертуара, даётся освоение традиционных форм стихосложения и обучения айтысу; изучается эпическая традиция пения (жыр и терме) всех региональных школ; в типологическом сравнении рассматривается музыкальная инструментальная культура тюркских народов; изучаются основы европейского классического искусства по музыкальным эпохам и стилям; завершается программа изучением современных жанров казахстанского музыкального искусства.
При разработке программ авторы опирались на народную педагогику. Принципиально важное значение имела традиционная устная форма обучения игре на домбре, основанная на показе главных позиций, штрихов, на развитие слуховой музыкальной памяти, только опора на традиционные методы обучения позволит нам возродить искусство импровизации (а следовательно, и вернуть национальную музыкальную психологию). Однако в традиционной культуре обучение молодых исполнителей было индивидуальным, тогда как в работе с целым классом такая форма неприемлема. Поэтому программа «Мурагер» представляет новую методику коллективной формы безнотного обучения игре на инструментах, которая может быть использована для любого класса, независимо от числа учащихся. Новая методика строится на выработанной системе упражнений, включающих основные аппликатурные позиции на домбре и гарантирующих правильную постановку рук на инструменте.
Программа «Мурагер» является обобщением 15 – летнего эксперимента, который проводился с учениками казахских общеобразовательных школ
№ 12, № 159, а также колледжа «Кокил». За годы работы с детьми были достигнуты высокие результаты: все дети исполняли не менее 10 – 15 кюев, пели песни, терме и отрывки эпических сказаний в собственном сопровождении на домбре, читали четверостишья и соревновались друг с другом в форме айтыса, по магнитофонным записям определяли на слух порядка 60 кюев и 40 песен, знали какими музыкальным традициям, стилям и жанрам принадлежит песня и кюй, рассказывали истории их создания и называли авторов; могли рассказать о внутреннем убранстве юрты назначении всех предметов; дети могли читать орнаменты и могли сами на аппликациях сделать и вырезать любое коврово-войлочное изделие; в настоящие время дети играют на нескольких музыкальных инструментах – шан-кобызе, шертере, жетыгене, асатаяке, дауылпазе, сылдырмаке.
Программа «Мурагер» представляет подвижную вариативную структуру: она может наполняться новым содержанием, согласно региональным особенностям музыкальных традиций различных областей Казахстана. Авторы стремились создать универсальную программу, ведущей линией которой является приобретение хороших исполнительских навыков игре на домбре наряду с освоением ведущих жанров традиционного музыкального искусства казахов. Однако в различных регионах в основу программного репертуара могут быть положены местные домбровые кюи и песни, терме и дастаны.
В ходе эксперимента авторы программы пользовались консультациями видных учёных-этнографов, архитекторов, историков, психологов, музыковедов (Б. Ибраева, А. Сейдимбеков К. Муратаева, М. Наконова, К. Матажанова, М. Балтабаева и др.).
При разработке программы «Мурагер» авторы опирались на положительный опыт работы одной из первых национальных программ «Елiм-ай» для общеобразовательных школ, которая представляла целостную систему последовательного осознания и изучения казахской традиционной культуры.
Программа по музыке «Елiм-ай».
Составители: М. Балтабаев, Т. Кишканбаев, Б. Утемуратова.
Алматы, Өнер, 1990 год.
Цель программы: Формирование музыкально-эстетической культуры учащихся средствами традиционной художественной культуры казахов.
Задачи программы: Освоение духовных ценностей казахского народа; развитие музыкально-эстетической и художественной оценки окружающей действительности; выявление связи музыки с другими видами народного искусства истоками их возникновения; тематическое осмысление традиционного художественного опыта казахского народа; развитие художественно-творческой активности личности.
.....
Введение
Важная задача формирования духовного мира человека, развитие его эстетических чувств ставится прежде всего перед общеобразовательной школой. Особое значение в решении этой задачи приобретает повышение эффективности преподавания дисциплин художественно-гуманитарного цикла, в том числе и музыки. В условиях Казахстана достойное место на уроках должна занять казахская народная и профессиональная музыка. Этой проблеме в последнее десятилетие уделяется большое внимание. Появились концепции музыкального образования школьников, программы, которые будут рассмотрены в нашей дипломной работе.
Богатое народное творчество и творчество композиторов предлагает для использования в учебном процессе обширный музыкальный материал. Нами предпринята попытка проанализировать творчество Г.А. Жубановой и предложить учителям музыки дополнительный музыкальный материал из произведений этого видного музыкального деятеля, композитора, внесшего неоценимый вклад в развитие музыкальной культуры Казахстана.
Целью нашей работы является:
- изучение творчества Г.А. Жубановой, включение её сочинений в практику работы общеобразовательных школ.
Объект исследования:
- музыка Г.А. Жубановой на уроках в общеобразовательных школах.
Задачи исследования:
- предложить перечень музыкальных сочинений для использования в учебном процессе;
- проанализировать названные музыкальные сочинения;
- разработать рекомендации по использованию музыки Г.А. Жубановой на уроках музыки в общеобразовательной школе.
Методы исследования:
- изучение и обобщение литературы по проблеме исследования, изучение передового педагогического опыта, беседы с учителями музыки, проверка в опытной работе.
Новизна исследования заключается:
- в стремлении и необходимости расширения репертуара профессиональной музыки Казахстана в учебном процессе в общеобразовательных школах.
- в разработке возможных вариантов включения исследуемого материала в школьную программу «Музыка».
Практическая значимость исследования состоит в том, что полученный материал сможет способствовать более глубокому изучению казахской народной и профессиональной музыки и найдёт широкое применение в практике работы учителей музыки в общеобразовательных школах Казахстана.
РазделI
Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания школьников Казахстана.
Становление и развитие музыкально-эстетического воспитания детей в Казахстане, как у всех народов, тесно связано с многовековой историей, жизнью, бытом и культурой народа. В облике людей, в их отношениях, одежде, жилище, в предметах, которые они производят, в их языке и произведениях искусства - во всем этом запечатлеваются особенности, принципы эстетической культуры, эстетические идеи, вкусы, представления.
За много веков казахский народ выработал свой эмпирический опыт воспитания детей, сформулировал свои специфические требования к обучению и воспитанию подрастающего поколения.
Музыкально-эстетическое воспитание в народной педагогике казахов осуществлялось различными методами (при помощи личного примера родителей, старших, убеждения, упражнений и др.)
Средством музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения служили: окружающая природа, повседневный труд, материальная культура казахского народа (народное прикладное искусство, предметы домашнего обихода и др.), устное литературное и музыкальное народное творчество, национальные обычаи и традиции, внутрисемейные отношения, национальные игры и спортивные состязания, предусматривающие участие в них детей и молодежи. Эти средства и по сей день бытуют в практике музыкально-эстетического воспитания подрастающего поколения.
Сама атмосфера жизни патриархальной казахской семьи с её традиционными национальными празднествами и гуляньями, спортивными играми и состязаниями, свадьбами, похоронами, сопровождаемыми песнями, кюями, айтысами с приглашениями жырши, салы, сере (талантливых музыкантов, певцов и импровизаторов), не могла не влиять на музыкально-эстетическое воспитание детей.
Утвердилась единая система музыкально-эстетического воспитания детей и молодёжи, разнообразные средства, методы и приёмы воспитания, многие из которых, совершенствуясь из поколения в поколение, дошли до наших дней и играют существенную роль в образовании и воспитании подрастающего поколения.
Изучение народного опыта музыкально-эстетического воспитания позволяет выявить прогрессивные элементы и нацелить учительство на их использование в практике современной школы.
Присоединение Казахстана к России имело прогрессивное значение в развитии просвещения и школьного образования. Открывались школы для детей казахского населения были введены уроки пения, занятия по музыке и танцам в некоторых из них, появились учебники по ведущим дисциплинам.
Большой вклад в развитие музыкально-эстетического воспитания внёс
И. Алтынсарин, который впервые как обязательный предмет ввёл урок пения в русско - казахские школы, совершенствовал методику
слухо - подражательного обучения музыке и пению, сделал попытку использовать инструменты в процессе преподавания, впервые опубликовал тексты песен – лучших образцов музыкального народного творчества, впервые составил и использовал музыкальные загадки, организовал художественную самодеятельность, в частности одноголосный хор.
Музыкально-эстетическое воспитание в тех школах ещё не было совершенным, систематизированным, отсутствовала научно-обоснованная методика. Но сама деятельность И.Алтынсарина носила глубоко прогрессивный характер, ломала традиционные представления о содержании, целях, задачах музыкального воспитания, способствовала расширению объёма знаний по музыке, осмысленному восприятию многих явлений общественно-культурной жизни казахов, русских и других народов.
В целом опыт, накопленный дореволюционными школами в области музыкально-эстетического воспитания, неравноценен, так как отражал определённые противоречия как в его развитии, так и всей системы народного противоречия. Советская школа, творчески подойдя к опыту прошлого, заимствовала лучшие его элементы.
С первых же дней своего существования колоссальную работу в области музыкально-эстетического воспитания школьников проделали музыкальные отделы (МУЗО) Кирнаркомпросса, подотделы искусства МУЗО при губернских ОНО (орган народного образования) и ДХВД(дома, художественного воспитания детей). Ими были разработаны требования, определены цели, задачи, формы, методы музыкально-эстетического образования и воспитания подрастающего поколения, конкретизированы требования к внешкольным учреждениям по их реализации. В ходе деятельности МУЗО и подотделов искусств уже в 1991 году были сформулированы основные принципы музыкально-эстетического воспитания – обучение музыке всех желающих: объединение школьных и внешкольных учреждений в музыкальном просвещении и воспитании подрастающего поколения: активизация внешкольной работы по музыкальному просвещению широких слоёв населения: повышения требований к народным школам и к личности педагога, как просветителя и агитатора музыкального искусства.
Немаловажную роль в развитии теории и практики музыкально-эстетического воспитания и образования играли опытно-показательные школы, первоначально открытые Кирнаркомпроссом в городах Оренбурге, Кызыл-Орде, Ташкенте. По существу они служили базой Кирнаркомпросса, где изыскивались пути решения программно-методических проблем обучения и воспитания учащихся применительно к особенностям казахской школы, и являлись образцовыми учебными заведениями, достойными подражания, в частности по музыкально-эстетическому воспитанию и образованию.
Начиная с 50-ых годов, учебные программы подвергались переработке, дополнению и изменению. В результате конкретизировались пути, средства, приёмы, формы и методы улучшения учебно-воспитательной работы с учётом возрастных особенностей школьников, усилилось внимание к повышению хоровой культуры, привитию певческих навыков, развитию музыкальной культуры, профессионального и познавательного интереса на уроках, бережному отношению к культурному наследию, эмоциональному восприятию программного материала.
Большое влияние на становление музыкального образования школьников сыграла программа, разработанная под руководством
Д. Б. Кабалевского. Она направлена на формирование единства эстетического, идейного и особенно нравственного воспитания учащихся.
Программа по музыке для казахских школ (1-3 классы). Программа издана в октябре 1984 года. Её отличают тематическое построение, широкое использование народного материала, эффективность подбора методов и приёмов обучения и т.д. С 1984-85 учебного года казахские школы приступили к её реализации.
Эстетическое воспитание общеобразовательная школа осуществляет через предметы эстетического цикла (уроков музыки, рисования, ритмики, факультативов по искусству, эстетике, кружков художественной самодеятельности и др.), через преподавание основ наук естественно -математического и гуманитарного цикла, не преследующее прямой цели музыкально - эстетического образования и воспитания, но в основе своей дающее возможность для её реализации. Серьёзные и глубокие знания истории, теории методики преподавания музыки, возрастных и индивидуальных особенностей учащихся, прекрасные организаторские способности, хорошие профессиональные данные (владение голосом, музыкальным инструментом, дирижерским жестом, педагогической речью), учёт специфических особенностей Республики позволили им творчески реализовать основные требования новой программы по музыке.
Многообразны внеклассные мероприятия по музыкально- эстетическому воспитанию. Разнообразная тематика специальных классных часов («музыкальные путешествия по родной стране, республике», заочные экскурсии с демонстрацией фильмов, работами художников и скульпторов, «песни и история их создания», периодические обзоры новых книг по искусству, обсуждение лучших произведений современной литературы и. т.д.), способствует всестороннему музыкально – эстетическому воспитанию учащихся.
Эстетическая направленность в преподавании учебных дисциплин способствует выработке у учащихся высоких нравственных качеств, ответственного отношения к учёбе, трудолюбия высокого уровня культуры поведения. Эти качества, как мы уже говорили, вырабатываются не только на уроках музыки, рисования, ритмики, кружковых и факультативных занятиях и на специальных внеклассных мероприятиях, но и в процессе преподавания основ наук.
Учителя, начиная с начальных классов, стремятся воспитать у учащихся интерес к искусству, умение видеть и понимать прекрасное в жизни. Дети должны не просто знать и ценить народное искусство, но и стать активными творцами родной культуры, носителями и продолжателями традиций.
Программы по музыке (I –IV,V классы).
Составители: Р. Джердималиева, Г. Карамолдаева, под
руководством Б. Гизатова. Алматы, Рауан 1990 год.
Для V класса программа составлена О. Байдильдаевым.
Названная программа создана в опоре на музыкально-педагогическую концепцию Д.Б. Кабалевского. Коллектив авторов творчески переосмыслил содержание программы, исходя из специфики национальной программы, с учётом того, что «…В программе отдельной республики должны быть внесены некоторые коррективы за счёт включения своего родного, национального материала и в опоре на особенности культуры»
(Д. Б. Кабалевский).
Цель программы – изучение казахских народно-творческих традиций, национального инструментального исполнительства профессионального музыкального искусства Казахстана, наряду с изучением мировой художественной культуры.
Тематика четвертей. Характеристика музыкального материала. Фольклор, как действенное средство воспитания. Изучение народно-певческих традиций и национального инструментального исполнительства. Накопление слухового и певческого опыта для обобщения многообразных связей музыки с жизнью, развитие способности определять характерные черты творчества того или иного композитора, жанровые особенности казахского песенного и инструментального искусства, принадлежность народной музыки к той или иной группе национальностей.
Программа «Мурагер»
Составитель: А. И. Раимбергенов.
Алматы 1990 год.
Цель программы: Приобщение детей к изучению традиционной художественной казахской культуры (кюи и песни, айтысы и мифы, орнаментные комбинации и танцы) в развитии их духовных, нравственных, интеллектуальных и творческих способностей.
Задачи обучения: Развитие интеллектуальных умений путём активизации восприятия, слухового и зрительного ощущения, внимания, памяти, воображения, мышления, и другое; комплексное воздействие на психику, моторику, физиологические процессы; использование новаторской методики обучения, основанной на устной традиционной форме игры на инструменте - домбра (безнотной).
Принципы программы: Коллективный метод изучения репертуара по традиционной форме обучения. Народного творчества; образное воплощение характера музыки, через импровизацию, инсценирование, музыцирование. Основные виды музыкально-творческой деятельности (слушание музыки, пение, игра на инструменте, импровизация музыкальных произведений, танец, орнаментное изображение). Тематический и музыкальный материал.
Программа «Мурагер» относиться к числу национальных программ по предмету «Ән-күй» для казахской общеобразовательной школы. Программа в начальных классах (с 1-го по 4-ый) представляет собой комплексный предмет, включающий в себя:
а) обучение игре на домбре;
б) изучение орнаментов и освоение народной технологии по изготовлению войлочно-ковровых изделий;
в)изучение юрты, её строения, убранства, внутренней утвари и приобретение навыков сборки юрты;
г) изучение народных обычаев и обрядов;
д) ознакомление с памятниками национальной архитектуры.
В основной школе (5-9 классы) ведётся дальнейшее совершенствование технических навыков игры на домбре и расширение репертуара, даётся освоение традиционных форм стихосложения и обучения айтысу; изучается эпическая традиция пения (жыр и терме) всех региональных школ; в типологическом сравнении рассматривается музыкальная инструментальная культура тюркских народов; изучаются основы европейского классического искусства по музыкальным эпохам и стилям; завершается программа изучением современных жанров казахстанского музыкального искусства.
При разработке программ авторы опирались на народную педагогику. Принципиально важное значение имела традиционная устная форма обучения игре на домбре, основанная на показе главных позиций, штрихов, на развитие слуховой музыкальной памяти, только опора на традиционные методы обучения позволит нам возродить искусство импровизации (а следовательно, и вернуть национальную музыкальную психологию). Однако в традиционной культуре обучение молодых исполнителей было индивидуальным, тогда как в работе с целым классом такая форма неприемлема. Поэтому программа «Мурагер» представляет новую методику коллективной формы безнотного обучения игре на инструментах, которая может быть использована для любого класса, независимо от числа учащихся. Новая методика строится на выработанной системе упражнений, включающих основные аппликатурные позиции на домбре и гарантирующих правильную постановку рук на инструменте.
Программа «Мурагер» является обобщением 15 – летнего эксперимента, который проводился с учениками казахских общеобразовательных школ
№ 12, № 159, а также колледжа «Кокил». За годы работы с детьми были достигнуты высокие результаты: все дети исполняли не менее 10 – 15 кюев, пели песни, терме и отрывки эпических сказаний в собственном сопровождении на домбре, читали четверостишья и соревновались друг с другом в форме айтыса, по магнитофонным записям определяли на слух порядка 60 кюев и 40 песен, знали какими музыкальным традициям, стилям и жанрам принадлежит песня и кюй, рассказывали истории их создания и называли авторов; могли рассказать о внутреннем убранстве юрты назначении всех предметов; дети могли читать орнаменты и могли сами на аппликациях сделать и вырезать любое коврово-войлочное изделие; в настоящие время дети играют на нескольких музыкальных инструментах – шан-кобызе, шертере, жетыгене, асатаяке, дауылпазе, сылдырмаке.
Программа «Мурагер» представляет подвижную вариативную структуру: она может наполняться новым содержанием, согласно региональным особенностям музыкальных традиций различных областей Казахстана. Авторы стремились создать универсальную программу, ведущей линией которой является приобретение хороших исполнительских навыков игре на домбре наряду с освоением ведущих жанров традиционного музыкального искусства казахов. Однако в различных регионах в основу программного репертуара могут быть положены местные домбровые кюи и песни, терме и дастаны.
В ходе эксперимента авторы программы пользовались консультациями видных учёных-этнографов, архитекторов, историков, психологов, музыковедов (Б. Ибраева, А. Сейдимбеков К. Муратаева, М. Наконова, К. Матажанова, М. Балтабаева и др.).
При разработке программы «Мурагер» авторы опирались на положительный опыт работы одной из первых национальных программ «Елiм-ай» для общеобразовательных школ, которая представляла целостную систему последовательного осознания и изучения казахской традиционной культуры.
Программа по музыке «Елiм-ай».
Составители: М. Балтабаев, Т. Кишканбаев, Б. Утемуратова.
Алматы, Өнер, 1990 год.
Цель программы: Формирование музыкально-эстетической культуры учащихся средствами традиционной художественной культуры казахов.
Задачи программы: Освоение духовных ценностей казахского народа; развитие музыкально-эстетической и художественной оценки окружающей действительности; выявление связи музыки с другими видами народного искусства истоками их возникновения; тематическое осмысление традиционного художественного опыта казахского народа; развитие художественно-творческой активности личности.
.....
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Творчества Г.А. Жубановой курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Творчества Г.А. Жубановой скачать бесплатно, курсовая работа литература скачать бесплатно