Миртай Акчулаков – журналист, публицист
Содержание
Введение…………………………………………………………………….….…3
Глава I. Этапы жизненного пути и творчества Миртая Акчулакова…....7
Глава II. Особенности журналистского взгляда Миртая Акчулакова на проблемы культуры………………………………………………………….…9
Заключение…………………………………………………………………..….30
Список используемой литературы……………………………..……………33
Введение.
Журналист – ворчун, критик и советчик,
регент при королях и наставник народов.
Четырех враждебно настроенных газет
Надо бояться больше, чем тысячи
штыков.
Наполеон.
Существует множество мнений по поводу журналистики. Одни исследователи разделяют ее на либеральную, республиканскую, националистическую, феминистскую, марксистскую и т. д. Другие - на российскую, польскую, казахстанскую, тайскую и финскую. Этот список можно продолжать до бесконечности, но это ни к чему, потому что ее не бывает ни республиканской, ни польской, есть лишь хорошая и плохая журналистика. Точно так же, как не существует элитарной и массовой журналистики, журналистики серьезных изданий и бульварных газет. Не существует коммерческой журналистики или журналистики андерграунда, журналистики государственной или антигосударственной. Есть только хорошая и плохая журналистика.
И та и другая не знает границ, и может говорить на любом языке. На каждого американского журналиста, ведущего расследование честно, найдется другой, не устоявший перед лицемерной объективностью. На каждого африканского журналиста, артикулирующего правительственную ложь, отыщется другой, рискующий жизнью ради открытия правды; на каждого казахстанского журналиста, расследующего коррупцию, есть другой, поддерживющий ведомственную таинственность и наглую увертливость правительства. Есть только хорошая и плохая журналистика.
И обе они носят всемирный характер. В каждой культуре могут быть свои собственные традиции, у каждого языка - свой собственный голос. Но во всем мире для хороших журналистов то, что роднит их, - важнее того, что разделяет. Иные из них способны работать там, где государственный контроль над прессой – это каждодневная реальность, наследие недавнего прошлого или отрыжка минувших дней. Кто-то трудится там, где информация льется потоком от всех лиц и организаций, кто-то – там, где каждый факт надо добывать с таким же трудом, как крупицу золота в речном песке. Одни пишут в газетах, выходящих на четырех страницах, другие - в таких толстых, что даже взрослый замучается донести ее до дому. Но хорошие журналисты, где бы они ни находились, всегда будут стремиться к одному и тому же: к умной, основывающейся на фактах журналистике, честной в своих намерениях и действиях журналистике, которая служит единственной цели – истинной правде и которая пишется для читателей, кто бы они ни были.
Эта общая цель объединяет их в братство более крепкое, нежели то, которое дается судьбой, определяющей место рождения или жительства. Из этого братства исключаются многие из работающих рядом: те, кто спешит вынести приговор, не дойдя до сути, блюдущие свой интерес вместо интереса читателей, кто пишет между строк, а не в строку, для кого точность – обременительные хлопоты, а преувеличение – инструмент в работе; кто предпочитает туманность ясности, комментарии – информации, а цинизм – идеалам. Иными словами, те, кто кормятся с ложечки и плывут по течению, вместо того чтобы заниматься тяжелой, кропотливой, скрытой от посторонних взоров работой – выяснять все как оно есть.
Хорошие журналисты во всем мире хорошо понимают свою роль. Прежде всего, это означает задавать вопросы и сомневаться. Затем:
- Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и размышлений.
- Сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его.
- Информировать избирателей.
- Тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций.
- Исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции.
- Облегчать жизнь пострадавшим и тревожить удобно устроившихся, предоставляя свой голос тем, кто лишен возможности быть услышанным.
- Держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы.
- Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения.
- Содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией.
Стремясь к достижению этих целей, хорошие журналисты могут сослужить обществу большую службу, нежели самые усердные чиновники – ведь они верны не правительствам, а гражданам. Они вооружают людей информацией. Вот потому – то правительства и власть имущие стараются помешать им, заставить замолчать и навешивают на них ярлыки «подрывных элементов». Они такие и есть. Их работа подрывает власть тех, кто лишает общество информации.
Хорошие журналисты бросают вызов рутине и у себя на службе, и за ее пределами. У них есть собственные идеи, они не ограничиваются традиционными методами, они пытаются работать по-новому. Они обращаются к нетронутым темам и ищут новые пути в освещении привычных. Они не признают освященного временем разделения статей на новости и очерки. Они ненавидят материалы, написанные по схеме. Они отвергают высокомерные уверения о «недоступности уму» читателей, каких- то там идей. Они считают, что хорошая журналистика доступна каждому.
Им доступны все секреты мастерства. Универсальные журналисты - не узкие специалисты. Они должны быть готовы к репортажу при любых обстоятельствах, обязаны знать, как делается любой материал, уметь и информировать, и развлекать. Они способны к редактированию, макетированию, разбираются в тонкостях оформления и умеют управлять редакцией, способны воспринимать новые технологии, а также создавать и продавать новые газеты. Они осознают, что самый интересный материал – лишь сырье до тех пор, пока его не породнили с заголовком, иллюстрациями и всем прочим, что делает газету; они понимают также, что газета, пока она не дойдет до читателей, - не газета.
Они также отдают себе отчет в том, что недостаточно теоретически разделять эти убеждения и равняться на них в своей работе: они имеют определенные навыки, позволяющие им добиваться этих результатов.
Именно таким журналистом был Миртай Акчулаков. Для него не существовало определенной тематической направленности. Будучи профессионалом своего дела, он писал на любые темы, от культуры до экономики, от спорта до политики. Именно такие журналисты как Миртай Акчулаков должны стать эталоном журналистского творчества. Вышесказанным определяется актуальность предпринятого нами исследования.
Историография темы. Немало трудов было написано при попытке исследовать творчество журналистов и публицистов. Большой вклад в развитие истории казахстанской журналистики внесли работы Галии Майкотовой и Айтмуханбета Есдаулетова. Галия Тлеубергенкызы Майкотова - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории журналистики факультета журналистики Казахского национального университета имени Аль-Фараби. 10 февраля 2003 года под руководством профессора С. К. Козыбаева защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Кайыржан Бекхожин – журналист, публицист». В диссертационной работе исследуется творческая деятельность видного ученого, журналиста и публициста 50-60 годов 20 века, доктора исторических наук, профессора Кайыржана Нургожиновича Бекхожина. Основной целью научной работы стало всестороннее исследование творческого наследия К. Н. Бекхожина, рассмотрение его журналистской и редакторской деятельности, мастерства как публициста.
Айтмуханбет Оразбаевич Есдаулетов - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Евразийского Национального университета имени Л. Н. Гумилева. 30 июня 1999 года под руководством профессора С. К. Козыбаева защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Публицистика Ануара Алимжанова». Это стало первой попыткой комплексного научного исследования публицистики Ануара Алимжанова – выдающегося общественного деятеля, писателя и журналиста-публициста, неоднократного лауреата международных журналистских премий. В работе глубоко и разносторонне исследуются журналистские труды Алимжанова-публициста, в которых он поднимает актуальные проблемы не только современности, но и исторического прошлого казахского народа, восстанавливая тем самым утерянную связь времен, полно и объективно отражая зарубежную действительность.
В исследовании рассматривается тематическое, жанровое своеобразие, проблематика его публицистического творчества в разные периоды жизни. Данная работа является первой попыткой монографического исследования богатого публицистического наследия Ануара Алимжанова.
Научная новизна. Научная новизна нашей курсовой работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследовать творчество Миртая Акчулакова как журналиста и публициста.
Цель исследования - рассмотреть жизненный путь и творчество Миртая Акчулакова на примере его публикаций о культуре.
Для достижения указанной цели надо решить следующие задачи:
- проанализировать имеющуюся научную литературу, посвященную изучению творчества отдельных журналистов публицистов;
- рассмотреть жизненный путь Миртая Акчулакова;
- исследовать особенности творческого пути Миртая Акчулакова, выявить характерные черты его журналистской деятельности;
- проанализировать публикации различных лет Миртая Акчулакова, посвященные проблемам культуры;
- на основе проведенного анализа фактического материала определить роль и место Миртая Акчулакова в истории казахстанской журналистики.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую основу составляют книги, публикации, монографии по философии, политологии и журналистике.
Методологическую основу составляет Послание Президента РК Н.А. Назарбаева: «Реализация духовного потенциала общества через укрепление единого культурно – информационного пространства, сохранение и развитие историко-культурного наследия, социокультурной инфраструктуры, особенно на селе, обеспечение условий развития профессионального искусства и народного творчества».
Теоретическая значимость. Материалы исследования и результаты вносят определенный вклад в развитие истории казахстанской журналистики, определяя роль и место творчества Миртая Акчулакова в публицистике Республики Казахстан.
Практическая значимость. Результаты курсовой работы могут быть использованы при преподавании истории казахстанской публицистики и журналистики, при проведении спецкурсов и семинаров, а так же в практической деятельности начинающих журналистов.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух главы, заключения, списка использованной литературы. Содержание первой главы составляет исследование жизненного пути и творчества Миртая Акчулакова. Во второй главе описаны особенности журналистского взгляда Миртая Акчулакова на проблемы культуры.
I. Глава.
Этапы жизненного пути и творчества Миртая Акчулакова.
Из характеристики Акчулакова Миртая, ученика 10 «Б» класса, средней школы №40 им. Д. Фурмонова гор. Алма-Аты. 26 июня 1969 года:
Акчулаков Миртай 1951 года рождения, казах, комсомолец. Мать – учительница, отец – работник просвещения. Миртай серьезный и способный. Все годы старался учиться хорошо. Обладает твердым характером и имеет организаторские способности. Любит спорт и увлекается футболом. Среди товарищей пользуется авторитетом и уважением. В коллективе (своего класса) был старостой, председателем рейдовой бригады и председателем политического сектора; делал политинформации и доклады на классных часах. С взрослыми вежлив и обходителен.
Педагогический совет школы рекомендует Акчулакову Миртаю продолжить учебу в высшем учебном заведении.
Что он и сделал, окончив в 1974 году журфак КазГУ. Работал редактором, старшим редактором, комментатором, директором информационных программ Карагандинского телевидения. Был собкором республиканского телевидения по Карагандинской области. С 1992 года работал в Алматы. Редактор телекомпании «Азия – ТР», ответственный секретарь рекламной газеты «Казахстан – Бизнес». Корреспондент газеты «Вечерняя Алма-Ата», позднее заведующий отделом экономики этой же газеты, но под названием «Вечерний Алматы». Заместитель редактора газеты «Горизонт» и «Столичная жизнь». Владея русским и казахским языками, был постоянным автором газет «Аргументы и факты», «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан», «Алматы Акшамы», «Начнем с понедельника», «Новое поколение» и других республиканских газет, телевидения и радио. Постоянно занимался рекламной деятельностью. Имел творческие и личные контакты практически во всех редакциях газет, ТВ и РВ. Последнее время совмещал работу в редакции с преподавательской деятельностью в Казахском Национальном Педагогическом университете имени Абая.
Его ученики добились не малого Рафаль Балгин – преподаватель КазГУ, Станислав Лось – сотрудник КТК, Веролина Кинтоп работает в «Экспресс К», Юлия Старикова и Дина Устиненко являются обозревателями газеты «Литер», Кумысай Сарбасова трудится в газете «Страна и мы», а Оксана Лысенко в «Казахстанской правде».
Зная его как учителя, наставника и профессионала своего дела, могу смело сказать, что он был универсальным журналистом. Для него не существовало сложных и неинтересных тем. Он говорил своим ученикам, что любой материал интересен, если его правильно преподнести читателю или зрителю. И не было никаких секретов написания интересных статей. Он учил нас писать доступно и просто, не изобретая велосипеда и не используя высокопарных фраз. Впервые я увидела своего учителя, когда пришла к нему в редакцию газеты «Столичная жизнь» и принесла свою первую работу, написанную «топорным» языком. Не знаю почему, но я сразу прониклась доверием и уважением к этому человеку. Наверное, это случилось потому, что он не выбросил мою писанину в урну (как сделали бы многие на его месте), а вместо этого подсказал, как и где исправить. Миртай Акчулаков был отзывчивым и добрым, но в тоже время суровым и строгим. Наверное, таким и должен быть настоящий учитель. На своих занятиях он не читал нам скучных и непонятных лекций. Вместо этого рассказывал всевозможные случаи из собственной практики, на примерах которых посвящал нас во все тонкости, хитрости и трудности, возникающие в ходе работы над материалом и сбором информации. Он был сокровищницей знаний, мог ответить на любой вопрос, по-отечески похвалить и, конечно, поругать, всегда подсказывал единственно верный путь. Он любил журналистику как детище, даже немного больше. Наблюдая, как он работает, невозможно было оставаться равнодушным. Он заражал своей энергией, и той болезненной любовью к письму. Никогда не унывающий и энергичный, казалось, мог успеть и достичь в этой жизни все. Он с большим удовольствием делился со студентами своим многолетним опытом и всегда поощрял любую инициативу. Каждое задание, которое он мне давал, было словно первым экзаменом. Я отправлялась добывать информацию, туда, где никогда не была и о чем не имела не малейшего представления. Попробовав себя в разных направлениях журналистики, я остановила свой выбор на социальном аспекте. Может потому, что мой учитель больше всего любил писать на эту тему и заразил меня этим, словно вирусом. Или, как он любил говорить, это собачий нюх на скандалы и несправедливость по отношению к людям, а также жалость к обиженным и обездоленным. Наверное, это и роднит всех журналистов и делает их похожими. Работая не покладая рук, он неоднократно ставил себя под удар ради торжества справедливости. Будучи профессионалом, с большой буквы, он был замечательным учителем и добрым другом.
Я попытаюсь провести исследование творчества Миртая Акчулакова как журналиста-публициста на основе его работ, посвященных культуре в период с 1994 по 2003 год. За эти девять лет Миртай Акчулаков со страниц многих газет рассказывал читателям о культурной жизни Казахстана. Таких, как «Горизонт», «Вечерняя Алма-Ата», «Доживем до понедельника», «Культура», «Казахстанские новости», «Казахстанская правда», «Столица», «Солдат», «Новое поколение», «Столичная жизнь», «Огни Алатау».
II. Глава.
Особенности журналистского взгляда Миртая Акчулакова на проблемы культуры.
Прежде чем анализировать статьи с определенной тематической направленностью (театр, музыка, кино), хочу рассмотреть материал, посвященный культурной жизни Казахстана в целом. Рассказать о тех проблемах, которые поднимает автор в своих работах.
Республиканская еженедельная газета «Культура» за 21 июня 2000 года, первый номер. Начало статьи на первой полосе в рубрике «Мы и время». Сразу же привлекает заголовок, в котором сквозит доля горечи и иронии: «Культурная жизнь бьет ключом, но почему-то течет мимо народа». Далее следует статья внушительных размеров, в которой прослеживаются размышления, авторский анализ и неутешительные выводы. Попросту говоря, автор начинает свое повествование со слов: «Не верьте, когда нытики говорят, что культура в нашем обществе находится в загоне, что ее вовсе нет». После чего начинается перечисление культурных обломков, вроде клубов, библиотек, домов и дворцов культуры. Которые ныне приватизированы и отданы под мини-ликеро-водочные заводы, пекарни, склады и другие предпринимательские структуры. А кинопрокатная сеть, приносившая миллионные прибыли, также благополучно погибла, говорит Миртай Акчулаков. Но вопреки всему этому, культура жива, живы таланты, выросшие из народа. Иначе мы не имели бы права называться нацией, пишет автор. Что он имеет в виду, говоря, что культура жива? Когда разрушен тот мостик, соединявший «горделивую красавицу» культуру с ее обожателями? Культура не может существовать отдельно от общества. Благодарные почитатели нужны ей как кисть художнику или оркестр дирижеру.
Затем следуют наблюдения автора за культурной жизнью Алматы и сделанные им выводы. Он пишет о том, что казахстанские звезды искусства, если не светят у себя на родине, то ярко сияют за рубежом. К примеру, в начале января проходит концерт выдающегося скрипача планеты Марата Бисенгалиева. Он выступает с одним из самых юных дирижеров мира, студентом Венской консерватории Аланом Бурибаевым и казахско-греческим квартетом «Олимпия», в составе которого экс-казахстанцы Аскар Бурибаев, Роберт Смагулов и др.
А вот юбилей популярного пивца Лаки Кесоглу стал действительно народным праздником. Концертный зал не смог вместить всех желающих, отмечает автор.
А финал фестиваля «Гармония культур», организованный Британским советом. Чудесный вечер народной музыки в обрамлении классики, на котором блестяще выступили: Казахский государственный академический симфонический оркестр под управлением Толепбергена Абдрашева и британского дирижера Микеля Томса, а также виртуозные казахстанские домбристы и певцы......
Введение…………………………………………………………………….….…3
Глава I. Этапы жизненного пути и творчества Миртая Акчулакова…....7
Глава II. Особенности журналистского взгляда Миртая Акчулакова на проблемы культуры………………………………………………………….…9
Заключение…………………………………………………………………..….30
Список используемой литературы……………………………..……………33
Введение.
Журналист – ворчун, критик и советчик,
регент при королях и наставник народов.
Четырех враждебно настроенных газет
Надо бояться больше, чем тысячи
штыков.
Наполеон.
Существует множество мнений по поводу журналистики. Одни исследователи разделяют ее на либеральную, республиканскую, националистическую, феминистскую, марксистскую и т. д. Другие - на российскую, польскую, казахстанскую, тайскую и финскую. Этот список можно продолжать до бесконечности, но это ни к чему, потому что ее не бывает ни республиканской, ни польской, есть лишь хорошая и плохая журналистика. Точно так же, как не существует элитарной и массовой журналистики, журналистики серьезных изданий и бульварных газет. Не существует коммерческой журналистики или журналистики андерграунда, журналистики государственной или антигосударственной. Есть только хорошая и плохая журналистика.
И та и другая не знает границ, и может говорить на любом языке. На каждого американского журналиста, ведущего расследование честно, найдется другой, не устоявший перед лицемерной объективностью. На каждого африканского журналиста, артикулирующего правительственную ложь, отыщется другой, рискующий жизнью ради открытия правды; на каждого казахстанского журналиста, расследующего коррупцию, есть другой, поддерживющий ведомственную таинственность и наглую увертливость правительства. Есть только хорошая и плохая журналистика.
И обе они носят всемирный характер. В каждой культуре могут быть свои собственные традиции, у каждого языка - свой собственный голос. Но во всем мире для хороших журналистов то, что роднит их, - важнее того, что разделяет. Иные из них способны работать там, где государственный контроль над прессой – это каждодневная реальность, наследие недавнего прошлого или отрыжка минувших дней. Кто-то трудится там, где информация льется потоком от всех лиц и организаций, кто-то – там, где каждый факт надо добывать с таким же трудом, как крупицу золота в речном песке. Одни пишут в газетах, выходящих на четырех страницах, другие - в таких толстых, что даже взрослый замучается донести ее до дому. Но хорошие журналисты, где бы они ни находились, всегда будут стремиться к одному и тому же: к умной, основывающейся на фактах журналистике, честной в своих намерениях и действиях журналистике, которая служит единственной цели – истинной правде и которая пишется для читателей, кто бы они ни были.
Эта общая цель объединяет их в братство более крепкое, нежели то, которое дается судьбой, определяющей место рождения или жительства. Из этого братства исключаются многие из работающих рядом: те, кто спешит вынести приговор, не дойдя до сути, блюдущие свой интерес вместо интереса читателей, кто пишет между строк, а не в строку, для кого точность – обременительные хлопоты, а преувеличение – инструмент в работе; кто предпочитает туманность ясности, комментарии – информации, а цинизм – идеалам. Иными словами, те, кто кормятся с ложечки и плывут по течению, вместо того чтобы заниматься тяжелой, кропотливой, скрытой от посторонних взоров работой – выяснять все как оно есть.
Хорошие журналисты во всем мире хорошо понимают свою роль. Прежде всего, это означает задавать вопросы и сомневаться. Затем:
- Отыскивать и публиковать информацию вместо слухов и размышлений.
- Сопротивляться правительственному контролю или вовсе избегать его.
- Информировать избирателей.
- Тщательно расследовать действия и бездействие правительств, выборных представителей и общественных организаций.
- Исследовать мир бизнеса, обращение с рабочими и покупателями и качество продукции.
- Облегчать жизнь пострадавшим и тревожить удобно устроившихся, предоставляя свой голос тем, кто лишен возможности быть услышанным.
- Держать зеркало у лица общества, показывая его достоинства и пороки, развенчивая лелеемые им мифы.
- Работать на торжество правосудия, демонстрируя его победы и расследуя поражения.
- Содействовать свободному обмену идеями, особенно такими, которые идут вразрез с господствующей идеологией.
Стремясь к достижению этих целей, хорошие журналисты могут сослужить обществу большую службу, нежели самые усердные чиновники – ведь они верны не правительствам, а гражданам. Они вооружают людей информацией. Вот потому – то правительства и власть имущие стараются помешать им, заставить замолчать и навешивают на них ярлыки «подрывных элементов». Они такие и есть. Их работа подрывает власть тех, кто лишает общество информации.
Хорошие журналисты бросают вызов рутине и у себя на службе, и за ее пределами. У них есть собственные идеи, они не ограничиваются традиционными методами, они пытаются работать по-новому. Они обращаются к нетронутым темам и ищут новые пути в освещении привычных. Они не признают освященного временем разделения статей на новости и очерки. Они ненавидят материалы, написанные по схеме. Они отвергают высокомерные уверения о «недоступности уму» читателей, каких- то там идей. Они считают, что хорошая журналистика доступна каждому.
Им доступны все секреты мастерства. Универсальные журналисты - не узкие специалисты. Они должны быть готовы к репортажу при любых обстоятельствах, обязаны знать, как делается любой материал, уметь и информировать, и развлекать. Они способны к редактированию, макетированию, разбираются в тонкостях оформления и умеют управлять редакцией, способны воспринимать новые технологии, а также создавать и продавать новые газеты. Они осознают, что самый интересный материал – лишь сырье до тех пор, пока его не породнили с заголовком, иллюстрациями и всем прочим, что делает газету; они понимают также, что газета, пока она не дойдет до читателей, - не газета.
Они также отдают себе отчет в том, что недостаточно теоретически разделять эти убеждения и равняться на них в своей работе: они имеют определенные навыки, позволяющие им добиваться этих результатов.
Именно таким журналистом был Миртай Акчулаков. Для него не существовало определенной тематической направленности. Будучи профессионалом своего дела, он писал на любые темы, от культуры до экономики, от спорта до политики. Именно такие журналисты как Миртай Акчулаков должны стать эталоном журналистского творчества. Вышесказанным определяется актуальность предпринятого нами исследования.
Историография темы. Немало трудов было написано при попытке исследовать творчество журналистов и публицистов. Большой вклад в развитие истории казахстанской журналистики внесли работы Галии Майкотовой и Айтмуханбета Есдаулетова. Галия Тлеубергенкызы Майкотова - кандидат филологических наук, преподаватель кафедры истории журналистики факультета журналистики Казахского национального университета имени Аль-Фараби. 10 февраля 2003 года под руководством профессора С. К. Козыбаева защитила кандидатскую диссертацию на тему: «Кайыржан Бекхожин – журналист, публицист». В диссертационной работе исследуется творческая деятельность видного ученого, журналиста и публициста 50-60 годов 20 века, доктора исторических наук, профессора Кайыржана Нургожиновича Бекхожина. Основной целью научной работы стало всестороннее исследование творческого наследия К. Н. Бекхожина, рассмотрение его журналистской и редакторской деятельности, мастерства как публициста.
Айтмуханбет Оразбаевич Есдаулетов - кандидат филологических наук, доцент кафедры журналистики Евразийского Национального университета имени Л. Н. Гумилева. 30 июня 1999 года под руководством профессора С. К. Козыбаева защитил кандидатскую диссертацию на тему: «Публицистика Ануара Алимжанова». Это стало первой попыткой комплексного научного исследования публицистики Ануара Алимжанова – выдающегося общественного деятеля, писателя и журналиста-публициста, неоднократного лауреата международных журналистских премий. В работе глубоко и разносторонне исследуются журналистские труды Алимжанова-публициста, в которых он поднимает актуальные проблемы не только современности, но и исторического прошлого казахского народа, восстанавливая тем самым утерянную связь времен, полно и объективно отражая зарубежную действительность.
В исследовании рассматривается тематическое, жанровое своеобразие, проблематика его публицистического творчества в разные периоды жизни. Данная работа является первой попыткой монографического исследования богатого публицистического наследия Ануара Алимжанова.
Научная новизна. Научная новизна нашей курсовой работы заключается в том, что впервые предпринимается попытка исследовать творчество Миртая Акчулакова как журналиста и публициста.
Цель исследования - рассмотреть жизненный путь и творчество Миртая Акчулакова на примере его публикаций о культуре.
Для достижения указанной цели надо решить следующие задачи:
- проанализировать имеющуюся научную литературу, посвященную изучению творчества отдельных журналистов публицистов;
- рассмотреть жизненный путь Миртая Акчулакова;
- исследовать особенности творческого пути Миртая Акчулакова, выявить характерные черты его журналистской деятельности;
- проанализировать публикации различных лет Миртая Акчулакова, посвященные проблемам культуры;
- на основе проведенного анализа фактического материала определить роль и место Миртая Акчулакова в истории казахстанской журналистики.
Теоретическая и методологическая основа. Теоретическую основу составляют книги, публикации, монографии по философии, политологии и журналистике.
Методологическую основу составляет Послание Президента РК Н.А. Назарбаева: «Реализация духовного потенциала общества через укрепление единого культурно – информационного пространства, сохранение и развитие историко-культурного наследия, социокультурной инфраструктуры, особенно на селе, обеспечение условий развития профессионального искусства и народного творчества».
Теоретическая значимость. Материалы исследования и результаты вносят определенный вклад в развитие истории казахстанской журналистики, определяя роль и место творчества Миртая Акчулакова в публицистике Республики Казахстан.
Практическая значимость. Результаты курсовой работы могут быть использованы при преподавании истории казахстанской публицистики и журналистики, при проведении спецкурсов и семинаров, а так же в практической деятельности начинающих журналистов.
Структура работы. Работа состоит из Введения, двух главы, заключения, списка использованной литературы. Содержание первой главы составляет исследование жизненного пути и творчества Миртая Акчулакова. Во второй главе описаны особенности журналистского взгляда Миртая Акчулакова на проблемы культуры.
I. Глава.
Этапы жизненного пути и творчества Миртая Акчулакова.
Из характеристики Акчулакова Миртая, ученика 10 «Б» класса, средней школы №40 им. Д. Фурмонова гор. Алма-Аты. 26 июня 1969 года:
Акчулаков Миртай 1951 года рождения, казах, комсомолец. Мать – учительница, отец – работник просвещения. Миртай серьезный и способный. Все годы старался учиться хорошо. Обладает твердым характером и имеет организаторские способности. Любит спорт и увлекается футболом. Среди товарищей пользуется авторитетом и уважением. В коллективе (своего класса) был старостой, председателем рейдовой бригады и председателем политического сектора; делал политинформации и доклады на классных часах. С взрослыми вежлив и обходителен.
Педагогический совет школы рекомендует Акчулакову Миртаю продолжить учебу в высшем учебном заведении.
Что он и сделал, окончив в 1974 году журфак КазГУ. Работал редактором, старшим редактором, комментатором, директором информационных программ Карагандинского телевидения. Был собкором республиканского телевидения по Карагандинской области. С 1992 года работал в Алматы. Редактор телекомпании «Азия – ТР», ответственный секретарь рекламной газеты «Казахстан – Бизнес». Корреспондент газеты «Вечерняя Алма-Ата», позднее заведующий отделом экономики этой же газеты, но под названием «Вечерний Алматы». Заместитель редактора газеты «Горизонт» и «Столичная жизнь». Владея русским и казахским языками, был постоянным автором газет «Аргументы и факты», «Казахстанская правда», «Егемен Казахстан», «Алматы Акшамы», «Начнем с понедельника», «Новое поколение» и других республиканских газет, телевидения и радио. Постоянно занимался рекламной деятельностью. Имел творческие и личные контакты практически во всех редакциях газет, ТВ и РВ. Последнее время совмещал работу в редакции с преподавательской деятельностью в Казахском Национальном Педагогическом университете имени Абая.
Его ученики добились не малого Рафаль Балгин – преподаватель КазГУ, Станислав Лось – сотрудник КТК, Веролина Кинтоп работает в «Экспресс К», Юлия Старикова и Дина Устиненко являются обозревателями газеты «Литер», Кумысай Сарбасова трудится в газете «Страна и мы», а Оксана Лысенко в «Казахстанской правде».
Зная его как учителя, наставника и профессионала своего дела, могу смело сказать, что он был универсальным журналистом. Для него не существовало сложных и неинтересных тем. Он говорил своим ученикам, что любой материал интересен, если его правильно преподнести читателю или зрителю. И не было никаких секретов написания интересных статей. Он учил нас писать доступно и просто, не изобретая велосипеда и не используя высокопарных фраз. Впервые я увидела своего учителя, когда пришла к нему в редакцию газеты «Столичная жизнь» и принесла свою первую работу, написанную «топорным» языком. Не знаю почему, но я сразу прониклась доверием и уважением к этому человеку. Наверное, это случилось потому, что он не выбросил мою писанину в урну (как сделали бы многие на его месте), а вместо этого подсказал, как и где исправить. Миртай Акчулаков был отзывчивым и добрым, но в тоже время суровым и строгим. Наверное, таким и должен быть настоящий учитель. На своих занятиях он не читал нам скучных и непонятных лекций. Вместо этого рассказывал всевозможные случаи из собственной практики, на примерах которых посвящал нас во все тонкости, хитрости и трудности, возникающие в ходе работы над материалом и сбором информации. Он был сокровищницей знаний, мог ответить на любой вопрос, по-отечески похвалить и, конечно, поругать, всегда подсказывал единственно верный путь. Он любил журналистику как детище, даже немного больше. Наблюдая, как он работает, невозможно было оставаться равнодушным. Он заражал своей энергией, и той болезненной любовью к письму. Никогда не унывающий и энергичный, казалось, мог успеть и достичь в этой жизни все. Он с большим удовольствием делился со студентами своим многолетним опытом и всегда поощрял любую инициативу. Каждое задание, которое он мне давал, было словно первым экзаменом. Я отправлялась добывать информацию, туда, где никогда не была и о чем не имела не малейшего представления. Попробовав себя в разных направлениях журналистики, я остановила свой выбор на социальном аспекте. Может потому, что мой учитель больше всего любил писать на эту тему и заразил меня этим, словно вирусом. Или, как он любил говорить, это собачий нюх на скандалы и несправедливость по отношению к людям, а также жалость к обиженным и обездоленным. Наверное, это и роднит всех журналистов и делает их похожими. Работая не покладая рук, он неоднократно ставил себя под удар ради торжества справедливости. Будучи профессионалом, с большой буквы, он был замечательным учителем и добрым другом.
Я попытаюсь провести исследование творчества Миртая Акчулакова как журналиста-публициста на основе его работ, посвященных культуре в период с 1994 по 2003 год. За эти девять лет Миртай Акчулаков со страниц многих газет рассказывал читателям о культурной жизни Казахстана. Таких, как «Горизонт», «Вечерняя Алма-Ата», «Доживем до понедельника», «Культура», «Казахстанские новости», «Казахстанская правда», «Столица», «Солдат», «Новое поколение», «Столичная жизнь», «Огни Алатау».
II. Глава.
Особенности журналистского взгляда Миртая Акчулакова на проблемы культуры.
Прежде чем анализировать статьи с определенной тематической направленностью (театр, музыка, кино), хочу рассмотреть материал, посвященный культурной жизни Казахстана в целом. Рассказать о тех проблемах, которые поднимает автор в своих работах.
Республиканская еженедельная газета «Культура» за 21 июня 2000 года, первый номер. Начало статьи на первой полосе в рубрике «Мы и время». Сразу же привлекает заголовок, в котором сквозит доля горечи и иронии: «Культурная жизнь бьет ключом, но почему-то течет мимо народа». Далее следует статья внушительных размеров, в которой прослеживаются размышления, авторский анализ и неутешительные выводы. Попросту говоря, автор начинает свое повествование со слов: «Не верьте, когда нытики говорят, что культура в нашем обществе находится в загоне, что ее вовсе нет». После чего начинается перечисление культурных обломков, вроде клубов, библиотек, домов и дворцов культуры. Которые ныне приватизированы и отданы под мини-ликеро-водочные заводы, пекарни, склады и другие предпринимательские структуры. А кинопрокатная сеть, приносившая миллионные прибыли, также благополучно погибла, говорит Миртай Акчулаков. Но вопреки всему этому, культура жива, живы таланты, выросшие из народа. Иначе мы не имели бы права называться нацией, пишет автор. Что он имеет в виду, говоря, что культура жива? Когда разрушен тот мостик, соединявший «горделивую красавицу» культуру с ее обожателями? Культура не может существовать отдельно от общества. Благодарные почитатели нужны ей как кисть художнику или оркестр дирижеру.
Затем следуют наблюдения автора за культурной жизнью Алматы и сделанные им выводы. Он пишет о том, что казахстанские звезды искусства, если не светят у себя на родине, то ярко сияют за рубежом. К примеру, в начале января проходит концерт выдающегося скрипача планеты Марата Бисенгалиева. Он выступает с одним из самых юных дирижеров мира, студентом Венской консерватории Аланом Бурибаевым и казахско-греческим квартетом «Олимпия», в составе которого экс-казахстанцы Аскар Бурибаев, Роберт Смагулов и др.
А вот юбилей популярного пивца Лаки Кесоглу стал действительно народным праздником. Концертный зал не смог вместить всех желающих, отмечает автор.
А финал фестиваля «Гармония культур», организованный Британским советом. Чудесный вечер народной музыки в обрамлении классики, на котором блестяще выступили: Казахский государственный академический симфонический оркестр под управлением Толепбергена Абдрашева и британского дирижера Микеля Томса, а также виртуозные казахстанские домбристы и певцы......
Толық нұсқасын 30 секундтан кейін жүктей аласыз!!!
Қарап көріңіз 👇
Пайдалы сілтемелер:
» Туған күнге 99 тілектер жинағы: өз сөзімен, қысқаша, қарапайым туған күнге тілек
» Абай Құнанбаев барлық өлеңдер жинағын жүктеу, оқу
» Дастархан батасы: дастарханға бата беру, ас қайыру
Ілмектер: скачать бесплатно Миртай Акчулаков – журналист публицист курсовую работу, база готовых курсовых работ бесплатно, готовые курсовые работы Миртай Акчулаков – журналист публицист скачать бесплатно, курсовая работа журналистика скачать бесплатно